Слово педагога: Ребята, давайте попробуем себя в роли специалистов энергетики! Сейчас мы узнаем, какие задачи выполняют разные профессии в этой сфере и с каким оборудованием они работают. Для этого мы проведём небольшую игру с интересными заданиями. Готовы? Тогда начинаем!
Механика игры:
Класс разделён на команды. Каждая команда получает карточки с предложениями, где пропущены слова, и список возможных вариантов ответов внизу карточки (если команд больше трёх, карточки могут повторяться). Задача команд — заполнить пропуски, используя правильные термины, и объяснить их значения. Каждая команда выбирает правильные ответы для своей карточки, обсуждает их в группе и готовится представить свои результаты. Команды по очереди озвучивают ответы и объясняют выбранные термины. Педагог при необходимости уточняет и дополняет информацию. Командам даётся две минуты на выполнение задания.
Если у педагога нет возможности распечатать раздаточные материалы, он может подготовить карточки для команд самостоятельно.
Карточка № 1
Дополните предложение, выбрав правильные ответы для заполнения пропусков.
_______ разрабатывает проекты по использованию _______ для снижения зависимости от традиционных источников топлива на ______ .
- Солнечная энергия
- Ветроэнергетика
- Тепловая электростанция
- Специалист по возобновляемым источникам энергии
- Генератор
Карточка № 2
Дополните предложение, выбрав правильные ответы для заполнения пропусков.
_________ разрабатывает проекты для объектов ________ где электричество, выработанное ветряными турбинами, передаётся для дальнейшего распределения по сети. В этом процессе участвуют ________ .
- Ветроэнергетика
- Линия электропередачи
- Трансформатор
- Электротехник
- Инженер по электротехнологическим установкам
Карточка № 3
Дополните предложение, выбрав правильные ответы для заполнения пропусков.
На ________ поток воды вращает турбины, приводя в действие _________ которые производят электричество, а __________ обеспечивает исправное функционирование системы.
- Гидроэлектростанция
- Генератор
- Электротехник
- Техник-электромонтажник
- Энергоаудитор
Слово педагога: У каждой команды есть задание — предложение с пропусками и несколько вариантов ответов. Ваша задача — правильно вставить слова в пропуски и объяснить их значения. Если что-то покажется сложным, обсудите это вместе. У вас есть две минуты на выполнение. Время пошло!
Обучающиеся выполняют задание.
Слово педагога: Отлично, ребята! Какая группа готова дать ответ первой?
Ответы обучающихся. Педагог комментирует описание каждого термина при помощи справочника.
Подсказка для педагога. Справочник:
Комментарии к карточке № 1
- Солнечная энергия — энергия, получаемая от солнечного излучения с помощью солнечных панелей.
- Тепловая электростанция — электростанция, которая использует сжигание топлива для нагрева воды и производства пара, который приводит в движение турбины, вырабатывающие электричество.
- Специалист по возобновляемым источникам энергии занимается разработкой, внедрением и контролем проектов, связанных с использованием экологически чистых источников энергии, таких как солнце, ветер и вода.
Верный ответ: Специалист по возобновляемым источникам энергии разрабатывает проекты по использованию солнечной энергии для снижения зависимости от традиционных источников топлива на тепловых электростанциях.
Комментарии к карточке № 2
- Ветроэнергетика — подотрасль энергетики, основанная на использовании энергии ветра для выработки электричества с помощью ветряных турбин.
- Трансформатор — устройство, которое изменяет напряжение электрического тока для его безопасной передачи по сетям.
- Инженер по электротехнологическим установкам занимается проектированием, монтажом, эксплуатацией и техническим обслуживанием электрических установок на промышленных объектах и в энергетических системах.
Верный ответ: Инженер по электротехнологическим установкам разрабатывает проекты для объектов ветроэнергетики, где электричество, выработанное ветряными турбинами, передаётся для дальнейшего распределения по сети. В этом процессе участвуют трансформаторы.
Комментарии к карточке № 3
- Гидроэлектростанция — электростанция, которая использует силу падающей воды для вращения турбин и выработки электричества.
- Генератор — устройство, преобразующее механическую энергию (например, вращение турбины) в электрическую.
- Электротехник занимается монтажом, ремонтом и обслуживанием электрического оборудования.
Верный ответ: На гидроэлектростанции поток воды вращает турбины, приводя в действие генераторы, которые производят электричество, а электротехник обеспечивает исправное функционирование системы.
Слово педагога: Отличная работа, ребята! Игра помогла вам увидеть, как связаны разные подотрасли энергетики, оборудование и профессии в этой сфере. Эти профессии, на первый взгляд, не связаны напрямую с обслуживанием энергетического оборудования, но очень важны для электроэнергетики, кроме тех основных профессий, хорошо вам знакомых, таких как электромонтёры, электрослесари, инженеры и пр. Многие из этих профессий можно освоить уже после 9-го класса. А теперь давайте узнаем, как работают специалисты магистральных подстанций. Магистральная подстанция обеспечивает передачу и распределение электроэнергии по магистральной схеме. На ней происходит приём высоковольтного напряжения, его преобразование трансформаторами и распределение по специальным линиям до конечного потребителя — это и наши дома, и предприятия, и другие объекты. И сегодня мы отправимся на магистральную подстанцию Московского энергетического кольца. Внимание на экран!