Мои горизонты 7-8 мая 7 класс «Россия безопасная»

Мои горизонты 7-8 мая 6 класс Поделиться:

Мотивационная часть

Подготовка к занятию

Для успешного проведения занятия рекомендуется заранее подготовить:

слайды и материалы с вопросами для обсуждений, игры-разминки и групповой работы; листочки с номерами 1, 2, 3 для распределения чрезвычайных ситуаций в групповой игре; рабочие тетради, карандаши и ручки для заполнения материалов;

таблицу подсчёта баллов для отображения хода соревнования между командами. Перед началом занятия также необходимо разделить класс на три команды, а затем предложить каждой группе выбрать капитана.

В течение занятия команды будут набирать баллы за активность, правильные ответы и участие в обсуждениях. В конце занятия задача педагога — подвести итоги и определить команду, набравшую больше всего очков. Это поможет поддерживать мотивацию обучающихся и сделать занятие более динамичным.

Введение

Слово педагога: Добрый день, ребята! Сейчас мы находимся в школе. Как вы думаете, что нам позволяет чувствовать себя в безопасности?

Ответы обучающихся. Возможные ответы: крыша, окна, стены, здание школы, охранник в школе.

Слово педагога: Верно. Крыша, стены и двери помогают нам сосредоточиться на занятии и не отвлекаться на то, что за окном. А теперь представьте, что наша школа — это страна. Самая большая в мире. Только у неё нет стен, крыши, дверей и окон. Но при этом у неё есть защита. Как вы думаете, кто выполняет роль стен?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: пограничники, моряки, лётчики, танкисты и т. д.

Слово педагога: Правильно, от внешних угроз границы страны защищают Вооружённые силы России, но и мы с вами не должны сидеть сложа руки. Ведь наша безопасность зависит и от правильных действий в случае военных конфликтов, катастроф и природных катаклизмов.

Именно этим занимается гражданская оборона — обеспечением безопасности населения и инфраструктуры в условиях чрезвычайных ситуаций.

Вооружённые силы России — это основа обороны государства, сила, которая защищает страну от внешних угроз, охраняет границы и обеспечивает национальную безопасность. Гражданская оборона — это система, которая готовит людей и организации к действиям в чрезвычайных ситуациях и помогает защищать население, материальные и культурные ценности в случае военных действий, природных катастроф или техногенных аварий.

Слово педагога: Кстати, 2025 год в России объявлен Годом защитника Отечества — это ещё один повод поговорить о тех, кто стоит на страже нашей безопасности. Тема нашего занятия:

«Россия безопасная: вооружённые силы и гражданская оборона».

Если на предыдущих занятиях педагог и обучающиеся заполняли карту среды, то на этом занятии также необходимо заложить время на её заполнение. Возможный вариант слова педагога в случае заполнения карты — ниже.

Слово педагога: Давайте посмотрим на карту Безопасной среды. Мы уже знаем, что к этой среде относятся полицейские и пожарные, а также те, кто создаёт и разрабатывает новое современное вооружение и бронетехнику, — военно-промышленный комплекс. Сегодня мы поговорим о людях, которые присягают Родине и клянутся защищать её с достоинством и мужеством, а также о специалистах, которые сделают всё, чтобы в случае стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций мы быстрее вернулись к своей привычной жизни.

Запишите в тетрадь тему сегодняшнего занятия: «Россия безопасная: вооружённые силы, гражданская оборона».

Слово педагога: Одно из важных качеств специалистов этой отрасли — умение работать в команде. Предлагаю и нам с вами отточить этот навык и поделиться на три группы.

Обучающиеся делятся на команды и могут придумать названия своим группам в контексте занятия. Например, «Звезда», «Морпехи», «Спасатели», «Первые» и т. д.

Слово педагога: Команды сформированы. Нам нужны капитаны. Предлагаю выбрать их путём жеребьёвки в каждой группе.

Педагог предлагает ребятам из каждой группы по очереди вытянуть один из 7–8 нарезанных листочков (зависит от количества ребят в команде). Только на одном листочке написана буква «К». Кто её вытягивает, тот и капитан команды. Такая жеребьёвка происходит и в остальных двух группах.

Слово педагога: Вы будете зарабатывать баллы во время игр и обсуждений. В конце занятия мы их посчитаем. Победит та команда, у которой будет больше всего очков. И первые баллы вы сможете получить после просмотра ролика, а следующие — во время игры-разминки.

Чтобы к ней подготовиться, вам надо внимательно смотреть ролик и искать ответы на эти вопросы. Их вы можете записать в тетради.

Работает ли армия в выходные дни?

Какие профессии можно освоить во время службы в армии? Чем занимаются женщины в Вооружённых силах России?

Зачем военным высшее образование?

Какие специалисты работают в сфере гражданской обороны? Какие задачи решает гражданская оборона?

Слово педагога: После ролика я также задам каждой команде по вопросу. Этих вопросов нет в списке, поэтому будьте собранными — и внимание на экран!

Видеоролик о среде и отрасли

Текст видеоролика:

Вооружённые силы России работают везде. На суше — сухопутные войска. В их составе — танковые, мотострелковые, артиллерийские и ракетные подразделения. На воде — военно- морской флот. Он охраняет морские границы. Действует с подводных лодок, надводных кораблей. Использует морскую авиацию и морскую пехоту. А в воздухе — воздушно- космические силы. Это авиация, силы ПВО и ракетно-космические войска. Есть и два самостоятельных рода войск — ракетные войска стратегического назначения. Запускают ракеты с земли, кораблей и подводных лодок. И воздушно-десантные войска, которые могут быстро перебрасываться в любую точку и занимать ключевые позиции.

Дополняют структуру специальные войска, занимающиеся связью, разведкой, инженерной подготовкой и радиоэлектронной борьбой. А ещё есть тыл вооружённых сил — предприятия, которые обеспечивают армию техникой, питанием и всем необходимым.

Круглосуточно пограничники охраняют рубежи нашей страны. Разведчики собирают важную информацию, которая помогает принимать стратегические решения. Связисты отвечают

за передачу данных. Десантники и морские пехотинцы выполняют задачи на суше и на море. Лётчики контролируют воздушное пространство. Специалисты

по радиоэлектронной борьбе обеспечивают функционирование радиоэлектронных систем и их защиту.

Танкисты управляют боевыми машинами, а артиллеристы отвечают за точные расчёты

и выполнение задач на земле. Вооружённые силы — это ещё и военные музыканты, врачи,

повара и водители. Именно под аккомпанемент военных оркестров проходят парады в честь Победы в Великой Отечественной войне. Быть военным — это призвание, которое требует серьёзной подготовки.

Те, кто мечтает связать свою жизнь со службой, могут начать обучение уже в школе с 5-го класса — в кадетских корпусах, Суворовских и Нахимовских училищах. Кстати, девушки

в Вооружённых силах России тоже есть. Их не призывают на срочную службу, они сами выбирают этот путь и служат по контракту. В 2024 году в армии служили 37,5 тысяч россиянок. Они работают связистами, операторами беспилотных летательных аппаратов, медсёстрами и врачами, картографами, а также в обеспечении в армии.

Вооружённые силы — это сложная система, которая работает без перерывов. Даже в мирное время военные несут службу в учебных заведениях, частях и подразделениях. За свою работу военные получают зарплату, жильё и льготы.

Через 20 лет службы они могут выйти на пенсию. А за выдающиеся заслуги их награждают, например, Орденом Святого Георгия — высшей военной наградой. Вооружённые силы России — важнейшая часть гражданской обороны. Эта система связывает военных, сотрудников МЧС и органы власти, которые готовят население к различным непредвиденным ситуациям. Для этого они проводят тренинги и инструктажи

на предприятиях, а также оповещают население об угрозах.

А если случилась беда, специалисты гражданской обороны, такие как инженеры, медики и спасатели, распределяют между собой обязанности, занимаются эвакуацией, разбирают завалы и обеспечивают пострадавших водой и провизией.

Обсуждение ролика

Обучающиеся поделены на три группы. Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ команда получает один балл. Если команда затрудняется с ответом, право ответа переходит к следующей. Баллы за правильные ответы фиксируются на доске. В конце занятия педагог подсчитывает баллы и называет победителя.

Слово педагога: Ребята, вы многое узнали о Вооружённых силах России и гражданской обороне и, надеюсь, нашли ответы на вопросы, которые я дал(а) вам перед просмотром ролика. Сейчас я задам всего три вопроса — каждой команде по очереди. За правильный ответ — один балл. Если команда затрудняется, право ответа переходит к следующей.

Внимание, первый вопрос:

Почему важно, чтобы в стране были вооружённые силы и гражданская оборона?

Ответы обучающихся.

Возможный ответ: Вооружённые силы и гражданская оборона защищают нашу страну от внешних угроз и помогают справляться с чрезвычайными ситуациями внутри страны.

Благодаря им мы можем чувствовать себя в безопасности и быть готовыми к любым вызовам.

Слово педагога: Внимание, следующий вопрос: в каких стихиях работают военные?

Ответы обучающихся.

Возможный ответ: Наши военные работают везде: на земле, в небе и на воде. Это моряки, пехота и лётчики.

Слово педагога: И третий вопрос: что такое эвакуация?

Ответы обучающихся.

Возможный ответ: это экстренное перемещение людей в безопасное место.

Слово педагога: Ребята, вы замечательно справились с заданием. Сейчас лидирует команда… (сейчас у всех команд одинаковое количество баллов). Переходим к следующей части нашего занятия.

Основная часть

Игра-разминка

Слово педагога: Ребята, а вы знаете, что такое фейк?

Ответы обучающихся.

Верный ответ: это означает обман.

Слово педагога: Да, фейк — это обман, недостоверная информация. И один из ключевых навыков специалистов сферы, которую мы с вами сегодня изучаем, — уметь отличать правду от лжи. Важно, чтобы информация передавалась точно и без искажений. Уверен(а), вы тоже сможете отличить правду от фейка!

Сейчас я буду по очереди называть утверждения командам. Ваша задача — определить, что из этого правда, а что фейк. На обдумывание ответа у команд будет 10 секунд. За правильный ответ вы получите балл. Если ответ неверный, отвечает следующая по часовой стрелке команда. Вы готовы приступить к игре? Поехали! Итак, первое утверждение.

у

которой больше всего очков на данный момент или, если баллов равное количество,

команды отвечают по часовой стрелке. В этом случае викторина начинается с той команды, которую педагогу удобнее всего спросить первой. Обучающиеся определяют, правдой или фейком является каждое из шести озвученных утверждений. После каждого ответа педагог демонстрирует слайд с правильным ответом, даёт пояснения дополняет сказанное обучающимися.

Варианты утверждений для команд:

Армия России существует на временной основе и собирается только на период военных действий.

Ответ: Это фейк.

Пояснение для педагога: Армия России — это постоянно действующая структура. Военные ежедневно несут службу и выполняют свои профессиональные обязанности и в мирное время.

Гражданская оборона занимается только эвакуацией населения. Ответ: Это фейк.

Пояснение для педагога: Специалисты гражданской обороны не только проводят эвакуацию, но и занимаются обучением населения, мониторингом и прогнозированием чрезвычайных ситуаций, а также своевременным оповещением людей о возможных угрозах. Чтобы стать военным, достаточно иметь хорошую физическую подготовку, образование не требуется.

Ответ: Это фейк.

Пояснение для педагога: Вооружённые силы — это современная и высокотехнологичная структура. Даже рядовые проходят специальное обучение, а для того чтобы стать офицером, необходимо высшее образование.

В сфере гражданской обороны востребованы спасатели, медики и инженеры. Ответ: Это правда.

Пояснение для педагога: Спасатели помогают людям в горах, на воде и на суше, инженеры управляют техникой для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а медики оказывают первую помощь.

В российской армии не служат женщины. Ответ: Это фейк.

Пояснение для педагога: Женщины служат в различных подразделениях Вооружённых сил России и могут участвовать в военных действиях. Однако они не подлежат обязательному призыву на срочную службу.

Во время срочной службы в армии можно получить новые навыки.

Ответ: Это правда.

Пояснение для педагога: Призывники могут освоить разные специальности, например водителя, повара или связиста. Эти навыки пригодятся и в гражданской жизни после окончания службы.

В игре-разминке побеждает команда, которая наберёт больше всего баллов, то есть даст больше правильных ответов. Если все ответили правильно, то в этой игре ничья. При любом исходе заработанные очки дальше суммируются с тем количеством баллов, которое уже есть у команд.

Слово педагога: Это была серьёзная битва. Вы молодцы! Смогли отличить правду от вымысла и заработать баллы. Сейчас лидирует команда… (сейчас все команды идут ровно). Посмотрим, как изменится счёт дальше. Впереди много интересного. Сейчас предлагаю познакомиться со специалистами отрасли поближе. Внимание на экран!

Видеоролик о предприятии

Обсуждение ролика

Слово педагога: Ребята, только что мы с вами узнали о разных профессиях, связанных с защитой и безопасностью. Мы познакомились с работой специалистов, которые помогают людям в сложных ситуациях. Как вы думаете, что объединяет всех этих людей? Какими качествами они должны обладать?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Их объединяет любовь к Родине, желание её защищать. Дисциплинированность.

Хорошая физическая форма.

Слово педагога: Как вы думаете, какой будет работа этих специалистов через 20 лет?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Специальные 3D-принтеры будут синтезировать продукты для приготовления блюд, а может быть и готовые блюда. Военному повару нужно будет только контролировать этот процесс.

Шифровальщики будут работать с искусственным интеллектом.

Умные суперкостюмы будут защищать от любых агрессивных сред специалистов по гражданской обороне, а летающие и плавающие роботы помогут им спасать людей. Слово педагога: А что в работе специалистов отрасли вам показалось самым сложным? Ответы обучающихся.

Возможные ответы:

Быстро принимать важные решения в экстремальных ситуациях. Отвечать за безопасность других людей.

Работать в команде и координировать действия многих специалистов. Постоянно учиться новым технологиям и адаптироваться к изменениям.

Слово педагога: Ребята, спасибо вам за такие интересные и ёмкие ответы. Предлагаю узнать, как стать специалистами вооружённых сил и гражданской обороны, и записать важные моменты. Их мы обязательно обсудим после просмотра ролика. Внимание на экран!

Видеоролик о направлениях образования

Текст видеоролика:

Если вы всерьёз задумываетесь о военной карьере, знайте, в этом направлении открывается не один путь, а целая система маршрутов. Сегодня в России работает около 50 военных учебных заведений, включая крупные академии, университеты и институты. Они есть

во многих городах России — от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока

и Калининграда. И каждый из них готовит специалистов по разным направлениям — от командиров до киберспециалистов.

Современная армия — это не только техника и оружие, это целый мир профессий. Чтобы в него попасть, можно начать после 9-го класса, с военного колледжа. Военные вузы принимают после 11-го класса. Сегодня мы отправляемся в Московское высшее общевойсковое командное училище. Это единственный вуз Министерства обороны, выпускники которого получают дипломы на Красной площади.

Александр Климов (начальник учебно-методического отдела МВОКУ, полковник):

— В военно-образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации могут поступать граждане, имеющие среднее общее образование, в возрасте от 16 до 22 лет, а также военнослужащие

по призыву и прошедшие военную службу по призыву в возрасте до 24 лет, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в возрасте до 27 лет.

В качестве исключения, для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, участников специальной военной операции по достижению ими 30 лет.

Владислав Зубенко — один из тех, кто поступил в училище после службы по контракту и участия в специальной военной операции. Курсант не раз бывал на передовой

и награжден медалью «За отвагу». Сейчас готовится стать командиром мотострелкового взвода.

Владислав Зубенко (курсант):

— После службы в войсках учиться в военном училище намного проще, потому что все азы, основы ты уже знаешь. Знаешь, как правильно использовать вооружение, технику и так далее.

А теперь о самом процессе поступления. Как и в других вузах, здесь оно осуществляется на конкурсной основе. Нужно пройти медицинскую комиссию, анализы, рентген, осмотры

у специалистов, психологическое тестирование, проверку физподготовки, а ещё экзамены, ЕГЭ.

Александр Климов (начальник учебно-методического отдела МВОКУ, полковник):

  • В ходе поступления в наше училище кандидату для поступления необходимо сдать обязательные предметы, такие как русский язык и обществознание, а также один из предметов по выбору, либо математика — профильный уровень, либо география, либо информатика.

Важно и то, что курсанты параллельно получают сразу две специальности — гражданскую и военную. А определиться с выбором жизненного пути школьникам нередко помогают военно-патриотические движения и клубы.

Вадим Петров (курсант):

  • У нас в школе организовали патриотический отряд Юнармии. Предложили вступить в этот отряд, в дальнейшем стал руководителем этого отряда. И как бы до последнего, до 11-го класса руководил этим отрядом. Очень часто пересекался с офицерами, наблюдал за ними, смотрел. Вот эти качества, которые в других людях, допустим, не наблюдаешь. Любовь к родине, патриотизм. Очень сильно меня это зацепило, в дальнейшем определило мою дальнейшую профессию.

Кто-то приходит к этому решению уже в старших классах, а кто-то — ещё в начальной школе. Для таких ребят есть особый путь — например, Суворовские и Нахимовские училища.

Это настоящие школы будущих защитников Отечества. Туда можно поступить после 4-го и до 9-го класса. Там изучают те же школьные предметы, но ещё и получают военную подготовку, занимаются спортом, учатся дисциплине и ответственности. А главное,

с ранних лет формируют в себе навыки и качества, которые нужны настоящему офицеру.

Александр Калинин (курсант):

  • Будущий командир должен быть в соответствующей физической форме для выполнения поставленной боевой задачи и быть примером для своего личного состава.

Срок обучения в военном вузе такой же, как и в гражданском. Государство обеспечивает курсантов всем необходимым — жильём, питанием, одеждой и денежным довольствием. Обучающиеся живут по графику — утренняя физзарядка, завтрак, учебные занятия, самоподготовка, вечернее мероприятие, ужин и отбой. Строгий режим учит самоорганизации, ответственности и выдержке.

Никита Медведев (курсант):

  • Самое неожиданное для меня в распорядке дня оказался подъём. Потому что, когда дома я вставал в 7−8, и тут нужно вставать в 6, было сначала непривычно.

Я считаю, что, если ты внимательный, если ты усидчив на занятиях, тебе достаточно легко обучаться. Главное — желание. Это в первую очередь. А остальное всё

 

придёт.

А как же отдых? Каникулы у курсантов тоже есть, только называются они «каникулярные отпуска»: летом — 30 дней, зимой — 15, в выходные — увольнительные, если нет задолженностей. Свободного времени не так много, но его хватает, чтобы восстановиться и побыть с близкими. А затем продолжить учёбу. Получать военное образование действительно интересно.

Александр Климов (начальник учебно-методического отдела МВОКУ, полковник):

  • Современная армия — это высокие технологии. В соответствии при подготовке курсантов мы стараемся внедрять в учебный процесс современные технологии. Необходимо быть на шаг впереди вероятного противника. Обучение наших курсантов производится на основе технологий виртуальной реальности, технологий искусственного интеллекта с применением беспилотных летательных аппаратов

и роботизированных систем.

Что дальше? После окончания вуза выпускник получает первое офицерское звание — лейтенант. Дальше — служба. Никто не остаётся без места. Распределение по заявкам военных частей. Служба может начаться в любой точке страны или даже за её пределами.

Потом — новые должности, курсы, повышение квалификации. Всё зависит от желания и усилий.

Владислав Зубенко (курсант):

  • Выпустившись из училища, я пойду по командной лестнице, до командира роты и выше. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом.

Учёба в военном вузе — это вызов, но это и возможность. Возможность стать сильнее, умнее, увереннее. И главное, быть по-настоящему полезным в своей стране.

Обсуждение ролика

Слово педагога: Ребята, видите какая разнообразная сфера. Вы можете выбрать любое направление: охранять границы страны, заниматься программированием, создавать новые технологии, лечить людей или оказывать им помощь в чрезвычайных ситуациях. Давайте обсудим несколько моментов. Как вы думаете, зачем специалистам отрасли нужна физическая подготовка?

Ответы обучающихся:

Возможные ответы: Военные и специалисты гражданской обороны должны быть сильными, выносливыми и обладать быстрой реакцией. Это помогает в бою и во время чрезвычайных ситуаций, чтобы спасать людей.

Слово педагога: Какие предметы помогают лучше разбираться в современной технике?

Возможные ответы обучающихся: физика даёт понимание, как устроены механизмы и как они работают, а информатика учит программировать электронную технику и управлять ею. Слово педагога: Как мы поняли, в основном эта отрасль мужская, но и девушки тоже могут стать военными. В каких направлениях?

Ответы обучающихся:

Возможные ответы:

В медицинском направлении. Это медсёстры и врачи. Операторами беспилотных летательных аппаратов.. Связистами.

Слово педагога: Верно. А ещё девушки могут быть военными психологами, поварами, юристами, корреспондентами, и работать в обеспечении армии, например в бухгалтерии. Ребята, спасибо за ответы. Теперь мы знаем, как стать военными и специалистами по гражданской обороне. Предлагаю проверить, насколько мы с вами готовы к нестандартным ситуациям.

Групповая работа

Слово педагога: Ребята, вы слышали хоть раз сигнал учебной тревоги?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Каждые полгода в России проверяют, как работает система оповещения населения. В этот день на улицах звучат сирены, а по телевидению сообщают об учебной тревоге. Это важно, ведь необходимо убедиться, что всё работает слаженно и люди знают, как действовать в экстренных ситуациях. А сейчас давайте проверим, как готовы к таким ситуациям мы с вами. Я предлагаю капитанам команд вытянуть по листочку — начнём с команды-лидера, а потом по часовой стрелке. На каждом листе указана цифра. Это номер ситуации, с которой будете работать в команде.

Педагог предлагает командам вытянуть листочки с номерами. Цифры могут быть написаны от руки. Тянут капитаны. Первым это делает капитан команды, у которой больше всего баллов на данный момент (капитаны выбраны в начале занятия). Потом остальные команды

  • по часовой стрелке.

Слово педагога: Каждая команда вытянула листочек с цифрой. Под этим номером находится ваше задание.

Если распечатать материалы нет возможности, педагог зачитывает каждой команде ситуацию и диктует ответы. Обучающиеся работают в тетрадях.

Информация для педагога (верные ответы выделены жирным):

 

Ситуация № 1: Пожар

Что нужно сделать первым делом, если начался пожар в квартире?

а) Выбежать на улицу и искать помощь.

б) Позвонить в службу спасения, если возможно, и покинуть помещение.

в) Открыть окна и начать тушить огонь водой.

г) Выключить свет и спрятаться в ванной комнате.

Пояснение к ответу: В случае пожара важно сразу вызвать экстренные службы, чтобы специалисты могли оперативно начать тушение и спасательные работы. Эвакуация из квартиры позволяет избежать отравления дымом и риска распространения огня.

Почему другие варианты не подходят:

а) Не всегда есть возможность выбежать на улицу. Выход может быть отрезан огнём. Поэтому этот вариант неверный.

в) Открывать окна опасно — это усиливает приток кислорода, который только разжигает огонь.

г) Прятаться в ванной — тоже не лучшая идея. Дверь в ванной не защитит от проникновения дыма и огня в помещение.

Ситуация № 2: Землетрясение

Происходит землетрясение, а вы в школе. Что делать?

а) Выбежать на улицу и спрятаться под козырьком на крыльце школы. б) Позвонить родителям и попросить их забрать вас.

в) Спрятаться под партой или встать в дверном проёме.

г) Оставаться на месте и ждать, пока всё закончится.

Пояснение к ответу: Во время землетрясения самое опасное — это падающие предметы и обрушение конструкций. Укрытие под столом или в дверном проёме помогает защититься от обломков и предотвратить травмы.

Почему другие варианты не подходят:

а) Бежать на улицу небезопасно: могут обрушиться фасады или линии электропередачи. Лучше дождаться окончания толчков в безопасном месте.

б) Звонить родителям с просьбой забрать — нецелесообразно. Они тоже могут находиться в зоне толчков и просто не смогут до вас добраться.

г) Оставаться на месте и ждать, пока всё закончится, нужно не в любом месте, а в безопасном. В школе — это под партами, подальше от окон.

Ситуация № 3: Ураган

Как действовать при урагане, если он застал вас в продуктовом магазине?

а) Выйти на улицу и бежать в сторону дома.

б) Купить самое необходимое: воду, гречку, туалетную бумагу. в) Сесть на автобус и уехать подальше от города.

г) Ожидать окончания урагана в магазине, спрятаться подальше от окон и стеклянных витрин.

Пояснение к ответу: Во время урагана главное — избегать открытых пространств и остеклённых поверхностей, которые могут разбиться из-за сильного ветра. Безопаснее всего остаться внутри капитального здания (например, в магазине, доме, в метро, в подземном переходе), закрыть окна и двери.

Почему другие варианты не подходят:

а) Выходить на улицу — опасно из-за возможного падения деревьев, вывесок и других предметов.

б) Покупка продуктов и средств гигиены не защитит от сильного ветра.

в) Любой ураган разворачивается стремительно; даже если вы сможете сесть в автобус, вряд ли он успеет быстро покинуть опасную зону.

Слово педагога: У вас есть две минуты на то, чтобы найти единственно верное решение для своей ситуации. За правильный ответ команда получает два балла. У вас есть возможность заработать еще один балл за объяснение, почему остальные варианты не подходят. Если ответ будет неполным, вы получите полбалла. Отвечать от имени команды будет капитан. Условия понятны? Тогда у вас есть две минуты на обсуждение. Свои ответы пишите на листочках с цифрами. Время пошло.

Свои ответы команды пишут на листочках с номерами. Далее педагог предлагает обучающимся отвечать.

Слово педагога: Отвечать команды будут по очереди. Начнём с команды, у которой первая ситуация. Напоминаю, за правильный ответ команда получает два балла. За полное пояснение

— один балл и за неполное — полбалла. Итак, приступим.

Педагог зачитывает ситуацию со слайда (или листа), и варианты действий: «Ситуация: Пожар. Что нужно сделать первым делом, если начался пожар в квартире?

Варианты действий:..».

После чего капитан команды даёт ответ и объясняет, почему другие варианты ответов не подходят. Педагог называет верный ответ и оценивает, насколько правильным и полным было пояснение команды. Если требуется, дополняет ответ. Если команда даёт правильный ответ, но пояснить остальные неверные ответы не может, то дополнительный балл или полбалла не засчитываются.

Слово педагога: Ребята, правильный ответ — б): при пожаре первым делом следует позвонить в службу спасения по номеру 112. Важно сообщить спасателям, что вы находитесь в помещении, чтобы вас оперативно спасли. Потому что пожар может возникнуть в подъезде или в коридоре и у вас может не быть возможности выйти из помещения и здания. Если дым и огонь не перекрывают путь, после звонка в службу спасения нужно покинуть здание.

Итак, ваша команда ответила верно/неверно и дала полный/неполный ответ и получает баллов. Посмотрим, как справится со следующей ситуацией другая команда. Слово капитану! Педагог зачитывает вторую ситуацию и варианты ответов. Капитан команды, у которой выпала цифра 2, даёт ответ. Педагог говорит правильный ответ и начисляет команде баллы. С третьей командой обсуждение ситуации происходит по такому же принципу. После ответов всех команд педагог подсчитывает баллы за групповую работу и общий итог за всё занятие, объявляет победителя.

Слово педагога: Вы молодцы! Отвечали отлично. Чёткие и слаженные действия, а также знание правил безопасности — вот, что помогает справляться с чрезвычайными ситуациями. А я от всей души желаю вам никогда в них не попадать. Пришло время подвести итоги нашей встречи. И первым делом я назову команду, которая набрала больше всего баллов в последнем задании. И это… А теперь узнаем победителя сегодняшней встречи. По сумме всех баллов за все задания и обсуждения побеждает команда… Поздравляю!

Ребята, вы все большие молодцы — вы старались и показали хорошие знания!

Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия.

Слово педагога: Ребята, сегодня мы узнали много нового о Вооружённых силах России и гражданской обороне. А теперь я хочу услышать от вас интересные истории. Может ваши родители связаны с этой сферой или ваш папа говорил вам, в каких войсках он проходил срочную службу? Расскажите нам об этом.

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Если бы вы могли придумать технологию, которая поможет спасателям во время работы, что бы это было?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Какие профессии вам показались самыми интересными и почему?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Военным, которые отличились в службе, вручают награды: «За отвагу», «За наставничество», «За безупречную службу». За что бы вы наградили свою команду?

Ответы обучающихся: «За быструю реакцию», «За командный дух», «За точные и меткие ответы» и т. д.

Слово педагога: А я бы наградил(а) вас всех «За живой ум и любознательность». Спасибо вам за увлекательное занятие.

Итоговое слово педагога

Слово педагога: Дорогие ребята, сегодня мы познакомились с отраслью, которая отвечает за нашу с вами безопасность и делает так, чтобы небо над нашими головами было мирным и в случае нестандартной ситуации мы были уверены, что с нами всё будет в порядке.

Мы узнали, какие профессии ждут тех, кто решит связать свою судьбу с вооружёнными силами и гражданской обороной.

Ближе познакомиться с отраслью вы можете на Параде Победы 9 мая. В этом году он посвящён 80-летию окончания Великой Отечественной войны. По главной площади страны пройдут морские пехотинцы. Их вы узнаете по чёрным беретам. В голубых головных уборах будут десантники. В светло-зелёных — пограничники, а военнослужащие Академии гражданской защиты МЧС — в оранжевых беретах.

Парад пройдёт не только на Красной площади в Москве, но и в других городах России. Может быть, и вам удастся увидеть стройные ряды солдат и офицеров на улицах вашего города.

Если вам интересна сфера, о которой мы сегодня говорили, вы можете проверить свои знания с помощью дополнительного тестирования «Технические способности» и

«Аналитические способности».

Спасибо за активное участие в занятии! До новых встреч!