О важном 11 ноября 2024г 5 класс «Твой вклад в общее дело»

О важном 11 ноября 2024г 1 класс «Твой вклад в общее дело»Поделиться:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся по теме

«ТВОЙ ВКЛАД В ОБЩЕЕ ДЕЛО»

 

 Цель занятия: формирование представлений обучающихся о ценности личного вклада каждого в развитие страны; внимательного, бережного отношения к своим и чужим достижениям, труду; понимания важности дел каждого человека в улучшение жизни общества; воспитание ответственного, отвечающего за свои решения и поступки гражданина.

Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.

Основные смыслы: своим даже самым небольшим вкладом в общее дело мы создаем будущее страны и способствуем развитию России. Совместным и личным трудом мы помогаем нашему государству развиваться, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

Планируемые результаты: Личностные:

  • осознание личного вклада в улучшение жизни общества
  • проявление познавательного   интереса    к    материалу    занятия    (к событиям, которые происходят в семье, классе и обществе)
  • понимание важности    бережного   отношения   к    государственной собственности

Метапредметные:

  • анализ содержания различных информационных источников
  • принятие участия в творческой деятельности
  • умение вносить вклад в совместную деятельность и формулировать свое мнение в процессе обсуждения представленной информации

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа на основе иллюстративного материала и интерактивной игры, которая включает в себя элементы групповой работы.

Комплект материалов:

  • сценарий
  • методические рекомендации
  • видеоматериалы
  • комплект интерактивных заданий
  • презентация
  • комплект QR-кодов

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия — создать условия для активного участия

обучающихся в обсуждении темы. Мотивация предстоящей деятельности младших школьников базируется на просмотре и обсуждении материала, отражающего тему занятия.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся подводятся к пониманию и раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью им предлагается интерактивная игра «Запоминай и называй», а также выполнение разнообразных заданий.

Часть 3. Заключительная

Обобщение идей занятия, подведение итогов занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Виталии Корниенко.

Учитель. Мы живем в обществе среди людей и взаимодействуем друг с другом, при этом каждый из нас является частью не только своей семьи или класса, но и целой страны. Как у члена семьи, ученика, участника группы спортсменов или путешественников, у человека могут быть разные роли. Например, в семье вы — дети, сын или дочь, в классе — учащиеся, ученик

или ученица, в спортивной секции — участники команды. Рассмотрите рисунки. Частью каких групп являетесь вы?

Учитель. Какие обязанности вы выполняете в семье? Есть ли у вас личные обязанности — то, что делаете в семье именно вы? Какие дела в семье вы делаете все вместе, сообща?

Ответы обучающихся

Учитель. А что вы делаете вместе с другими людьми, например, с одноклассниками в школе или после школы? Бывали ли вы в роли наблюдателя, проверяющего, помощника?

Ответы обучающихся

Учитель. Как думаете, как влияют на вас, ваших родных, одноклассников и друзей общие дела и обязанности? Что объединяет нас, как жителей одной страны?

Ответы обучающихся

Учитель. Когда у нас есть общие дела, в ходе которых мы помогаем друг другу, задачи выполняются быстрее, а наша жизнь становится более комфортной для всех. Наши осознанные поступки и поведение влияют не только на нас самих, но и на окружающих и страну в целом.

Вспомните, совсем недавно на занятии «Что значит быть взрослым» мы говорили о том, что быть взрослым — значит осознавать ответственность за свои поступки и помнить, что каждый может сделать свой вклад в развитие страны. А если мы объединим усилия, то эффект будет еще больше.

Часть 2. Основная

Учитель. Чтобы в этом убедиться, предлагаю сыграть в игру. На экране вы видите таблицу из 12 картинок. Я засекаю время, а ваша задача — за этот промежуток запомнить как можно больше изображений, представленных на экране. Запоминать их нужно по цвету.

Интерактивное задание «Запоминай и называй». Часть 1

Содержание: на экране учитель открывает таблицу из 12 различных картинок и засекает 30 секунд. Ученикам необходимо запомнить их расположение.

Варианты игры:

  • вариант. После учитель предлагает попробовать назвать набор из 4 картинок за квадратами одного цвета кому-то из ребят. Ученик называет изображения, а учитель их открывает. Если набор картинок правильный, то ученик продолжает.
  • вариант. Задача учеников — запомнить максимальное количество картинок.

Учитель проигрывает ситуацию несколько раз, подводя к выводу о том, что очень трудно запомнить все 12 картинок.

Учитель. Кто попробует угадать расположение картинок?

Учитель. Получилось ли запомнить расположение всех картинок?

Почему?

Ответы обучающихся

Учитель. А теперь давайте разделимся на небольшие группы (по 2-4 человека) и попробуем сыграть еще раз. Задание для группы сохраняется —

необходимо запомнить максимальное количество картинок. Обсудите и договоритесь, как вы это сделаете: что предпримете для того, чтобы правильно открыть все картинки.

Методический комментарий: учителю необходимо дать время ученикам для определения способа запоминания картинок.

Интерактивное задание «Запоминай и называй». Часть 2

Содержание: на экране учитель открывает таблицу из 12 различных картинок и засекает 30 секунд. Каждой команде необходимо запомнить их расположение, после чего учитель предлагает попробовать назвать набор из 12 картинок всем группам. 1-2 члена команды называют изображения за квадратами определенного цвета, учитель их открывает. Если картинки из набора правильные, то слово передается другому члену команды.

Учитель. Чья команда будет первой?

Методический комментарий: учитель может проигрывать ситуацию несколько раз, подводя к выводу о том, что если в работу включились все члены команды, то результат от игры будет выше. Коллективная работа всегда эффективнее. Учитель должен обратить внимание учащихся, что при выполнении задания они смогли прийти к успешному результату только после совместной деятельности.

Учитель. Удалось ли команде запомнить больше картинок, чем когда каждый запоминал их сам? Почему результат стал лучше?

Ответ обучающихся

Учитель. На самом деле, есть такие вещи, которые можно сделать только вместе. Есть достижения, которые можно совершить одному, а есть те, что возможны только благодаря общим усилиям. В продолжение темы давайте посмотрим небольшое видео о вкладе каждого в общее дело.

Демонстрация выступления федерального спикера

Учитель. Но мир не заканчивается порогом нашего дома. Посмотрите, как много всего нас окружает: и люди, с которыми мы встречаемся, и здания, и красивая природа, и многое другое. Что вам нравится в нашем поселке/городе? Где в нашем поселке/городе вы любите бывать? Объясните, почему.

Ответы обучающихся

Учитель. Мы много общаемся с разными людьми, пользуемся большим количеством общих объектов, которые нас окружают и делают нашу жизнь лучше. Поэтому очень важно понимать, что каждое наше действие имеет свои последствия для окружающего мира.

Согласитесь, хочется играть на ухоженной площадке, ехать в чистом транспорте. Чтобы больница была новой и светлой, а в парке были газоны и клумбы без мусора. От чего же это зависит?

Ответы обучающихся

Учитель. Конечно, порядок и комфорт зависит от служб, которые ответственны за работу больниц, парков и транспорта, но и от нас с вами тоже! Каким образом? Представим, что случится, если мы будем забывать оплачивать проезд в автобусе? Если не будем выбрасывать мусор в урну?

Ответы обучающихся

Учитель. Конечно, как мы наводим порядок у себя в комнате, так и от нашего поведения зависит то, насколько хорошо нам будет вне дома. Посмотрите на экран.

Учитель. Давайте попробуем разгадать секрет чистоты парка. Что делают для этого жители?

Ответы обучающихся

Учитель. Вспомните, совсем недавно на занятии «Что значит быть взрослым» мы говорили о том, что быть взрослым — значит осознавать ответственность за свои поступки и помнить, что каждый может сделать свой вклад в развитие страны. А если мы объединим усилия, то эффект будет еще больше.

Учитель. Чистота и зелень парка — результат совместных действий каждого жителя и служб города. Парк чистый, потому что:

  1. Люди не мусорят, а выбрасывают отходы в специальные контейнеры
  2. Дворник убирает территорию парка
  3. Организуется вывоз мусора из парка
  4. Проводятся субботники,   сажают   деревья,   размечают   дорожки   и прогулочные маршруты

Учитель. Для того чтобы было чисто, необходим вклад каждого. Важное решение не мусорить является нашим личным вкладом в чистоту того места, где мы живем, а значит, это наш вклад в общее дело. Именно такие действия и становятся нашим вкладом в общее дело. Расскажите, в каких коллективных делах вы принимали участие.

Ответы обучающихся

Методический комментарий. Учитель обращает внимание обучающихся не только на их участие в общеклассных или общешкольных делах, но и актуализирует возможный личный опыт учеников, который может быть связан с участием семьи школьника в общих делах.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Спасибо вам за ответы. Самое первое наше занятие было посвящено образу будущего — мы говорили о том, как наши действия в настоящем могут повлиять на будущее.

Наше занятие подходит к завершению, и я предлагаю подумать и поделиться своими мыслями:

Как я могу сделать вклад в общее дело уже сейчас?

Какое значимое дело я могу сделать в будущем для развития своей страны?

Ответы обучающихся

Учитель. Спасибо за ваши ответы. Изменяя окружающий мир, мы и сами изменяемся. Поэтому важно осознавать, что все наши действия и поступки сегодня отражаются и на нашем будущем, на том, что мы оставим после себя, чем мы сможем гордиться.

Например, вспомните о строительстве БАМа, о работе волонтёров, которые помогают другим людям в тех или иных ситуациях. Это не просто возможность помочь окружающим, но и вклад в развитие нашей страны. Такие общие созидательные дела вызывают чувство гордости и уважения.

Учитель. Эти примеры еще раз доказывают, что вклад каждого из нас важен! И если все будут вкладывать частичку своего труда в общее дело, тогда и страна продолжит активно развиваться на благо всех нас. Это и есть

«Твой вклад в общее дело».

После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).

ПОСТРАЗГОВОР

Конкурс рисунков на тему «Как мои родные и мои дела вносят вклад в общее дело».

Проведение познавательных бесед на тему «Что такое налоги?». Выполнение проектного задания «Игровая площадка для детского сада».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: описание и оценка информации, представленной в иллюстрациях, составление рассказов-рассуждений

Литературное чтение: чтение рассказа Н. Н. Носова «Огородники», сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик» и др.

Математика: работа с инфографикой, решение практико- ориентированных задач

Окружающий мир: изучение тем «Значение труда в жизни человека и общества», «Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России», «Особенности труда людей родного края, их профессии»

Технология: ознакомление с современными информационными средствами

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Просмотр   фильма   «Стеша»   культурно-гуманитарного   проекта   «О Будущем»: https://kinouroki.org/stesha

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность окружающим людям, представителям разных профессий за их труд и вклад в благополучие страны и общества.