Разговоры о важном СПО 12 февраля «День первооткрывателя»

Видео «День первооткрывателя» Смотреть

СЦЕНАРИЙ

 

занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» Занятие 22

«День первооткрывателя» Дата проведения: 12 февраля

Цель занятия: развитие у обучающихся представлений о важности географических, научных и технических открытий, стремления к совершению исследовательской деятельности, осознанного добросовестного отношения к труду.

 

 

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, ценность научного познания.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видео, цитат, презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • тезисный план;
  • методические рекомендации;
  • презентация;
  • видеоролики;

 

Мотивационно-целевой этап

 

Вариант проведения 1

Слайды   1–2   (фото   С. Челюскина,   В. Беринга,    С. Дежнева, И. Крузенштерна, Х. и Дм. Лаптевых)

Педагог: Узнаете ли вы этих людей? Что их объединяет?

Ответы обучающихся Вариант проведения 2

Интерактивная игра. На слайде представлена карта России, на которой вместо названий некоторых географических объектов поставлены флажки (мыс Челюскин, мыс Дежнева, море Лаптевых, Берингов пролив, остров Крузенштерна и другие). Обучающиеся должны выбрать географический объект на карте и  объяснить, почему он так называется.

Педагог       предлагает       посмотреть        видеоролик       о

первооткрывателях.

Просмотр видеоролика (2д-ролик «День первооткрывателя»)

Слайд 3

Педагог: Как вы уже догадались, сегодняшний разговор о важном будет посвящен уникальным людям, которые были первыми,

–     первопроходцам,      путешественникам,   исследователям.   На

прошлом занятии мы говорили о людях науки и научных открытиях.

А какое значение для России и мира в целом имеют открытия в

 

 

Основной этап

 

 

При проведении основного этапа педагог может дифференцировать материал.

Педагог: Давайте посмотрим небольшой фрагмент художественного фильма «Первые» (2018 г., режиссер Д. Суворов), повествующего об открытии Семена Ивановича Челюскина.

 

Просмотр фрагмента фильма «Первые»

 

 

Содержание фрагмента: завершение самой известной экспедиции русского мореплавателя Семена Ивановича Челюскина. Изможденный, невзирая на трудности, Челюскин поставил маяк – бревно, которое вез с собой.

 

Слайд 4

Педагог ведет беседу о просмотренном фрагменте:

  • Почему Семен Иванович Челюскин отправляется в столь опасное путешествие?
  • Мог ли он вернуться, не подвергать себя опасности?
  • Ради чего первооткрыватели рисковали своей жизнью?

 

Педагог акцентирует внимание обучающихся на том, что подвиги путешественники совершали, прежде всего, ради славы и развития отечественной науки. Стоит сказать и о человеческом любопытстве, пытливости ума, которые способствуют открытию нового, созданию новых подходов, разработок.

 

Слайд 5

Педагог: А знаете ли вы, кто открыл Байкал? Что было раньше открыто: Байкал или Америка?

Интенсивные работы по изучению суши и морей продолжались и в XVIII–XX вв. В это время совершенствовались географические карты.

Возможны ли великие открытия сегодня? Известны ли вам современные первопроходцы?

Ответы обучающихся

Слайд 6

Педагог: Действительно, уже открыты все материки и моря, осваивается космос, но пытливый человеческий ум продолжает ставить перед собой   новые   цели   и   достигать   их.   С. Дежнев, Х. и Дм. Лаптевы, Ф. Беллинсгаузен, Ю. Лисянский остаются примером для подражания, но появляются современные путешественники и совершаются новые открытия. Это Федор Филиппович Конюхов, Артур Николаевич Чилингаров, Юрий Александрович Сенкевич и другие.

Что вы знаете об их достижениях?

Ответы обучающихся

(Федор Филиппович Конюхов – путешественник, писатель, художник. Он первый в мире достиг пяти полюсов Земли, первый в

России добрался до Северного и Южного полюсов на лыжах, побывал на всех Семи вершинах. Совершил 5 кругосветных плаваний, кругосветный полёт на воздушном шаре, 17 раз пересёк Атлантику. Более подробно на сайте https://konyukhov.ru/.

Артур Николаевич Чилингаров – учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса: посетил оба полюса в течение полугода. А.Н. Чилингаров

 

возглавил коллектив станции «Беллинсгаузен» 17-ой Советской антарктической экспедиции, возглавил специальную экспедицию по спасению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», высокоширотную экспедицию на атомном ледоколе «Сибирь», на ледоколе «Владивосток» организовал дрейфующую станцию

«Северный полюс – 22». Им и его командой на дне Северного Ледовитого океана был установлен титановый флаг России. А.Н. Чилингаров исследовал обеспечение движения судов по трассе Северного морского пути, разработал свою методику.

Юрий Александрович Сенкевич – учёный-медик, тележурналист и путешественник, писатель и ведущий телепередачи «Клуб путешественников».  Участвовал  в  12-й  советской  антарктической экспедиции, в первой советской экспедиции на Эверест, в интернациональной команде совершил путешествие на папирусной лодке «Ра», «Ра-2», на камышовом судне «Тигрисе». В целом ученый побывал более чем в 100 странах мира. В путешествиях Ю.А. Сенкевич провел уникальные исследования по изучению поведения человека в экстремальных условиях).

Слайд 7

 

Педагог просит обучающихся вспомнить имена первопроходцев, связанные с их регионом, рассказать об их достижениях.

Педагог предлагает посмотреть фрагмент документального фильма о Федоре Конюхове «Федор Конюхов. Наедине с мечтой» (2017 г., режиссер А. Максимова), рассказывает, что о путешественнике сняли не только документальный, но и художественный фильм (2023 г., режиссер И. Волошин).

Просмотр фрагмента фильма «Федор Конюхов. Наедине с мечтой».

 

Содержание фрагмента: рассказ о достижениях Ф. Конюхова.

Педагог на основе просмотренного фрагмента организует беседу о современных открытиях:

– Чем интересна личность Федора Конюхова?

  • Почему он совершает такие опасные экспедиции? Какие качества характера позволяют ему в одиночку отправляться в путь?
  • Как он готовится к экспедиции? Все ли подготовительные работы он выполняет один?
  • Что предшествует открытию?
  • Давайте представим, что один из вас решил изучить дно Байкала. Какую работу нужно проделать до погружения?
  • Знаете ли вы, кто составил первый атлас Сибири, кто построил первую паровую дорогу, первым начал добывать нефть в России? Можно ли назвать это открытиями?
  • Могли ли эти открытия быть совершены в одиночку? Какие черты характера должен проявлять каждый человек в команде, чтобы добиться общего успеха?

 

Ответы обучающихся

Слайд 8

 

Педагог подводит обучающихся к выводу, что географические открытия невозможны без научных и технических достижений. Педагог   акцентирует   внимание   на   том,   что   открытию    одного человека предшествует работа целой команды: сбор данных, анализ, разведка, расчеты и т. д. Возможность открытия связана с техническим прогрессом. Процесс подготовки невозможен без обращения к достижениям науки и техники.

Важно обратить внимание на то, что у современных людей не

угасла   любовь   к   приключениям,   но   их   деятельность   связана   в

 

большей    степени    с    научными    открытиями,    что    способствует развитию России и укреплению ее позиции в мире.

 

Слайд 9

Педагог организует беседу о современных достижениях в области науки и техники, обращая внимание на возможность внедрения инноваций в выбранной обучающимися СПО профессии.

– Возможны ли научные или технические открытия в выбранной

вами профессии?

  • Может ли внедрение инноваций в вашей профессиональной области повысить личное благосостояние человека или повлиять на знания о мире в целом?
  • Задумывались ли вы о пути исследователя? Что для этого нужно в вашей будущей профессии?
  • Стоит ли заниматься всю жизнь какимто делом, не пытаясь привнести своей деятельностью чтото новое?

 

Ответы обучающихся

Слайд 10

 

Педагог: Очень важно, чтобы рядом были люди, которые искренне поддерживают все ваши начинания и радуются вашим открытиям и достижениям!

 

Заключительный этап

 

 

Слайд 11

Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о тех, кто открывает новые горизонты, делает мир богаче. Важно понимать, что без этих

 

людей не будет развития ни в нашем государстве, ни в мире. Задача каждого из нас ответственно выполнять свою часть работы, но при этом стремиться к великим делам.

В завершение занятия хочется предложить  вам  поразмышлять над фразой «Что бы было, если…»:

«Что бы было, если бы люди не стремились к открытию нового»,

«Что бы было, если бы больше не совершилось ни одного открытия»,

«Что  бы  было,  если   бы  все   жили   мечтой  о   свершении всемирного прорыва».

 

Слайд 12

 

Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по QR-коду.