Разговоры о важном СПО 15 января 2024 года «Налоговая грамотность»

Рабочие листы Смотреть

Сценарий к занятию в рамках проекта

«Разговоры о важном»

 

«Налоговая грамотность»

Цель занятия: расширить знания и представления, обучающихся о налоговой системе в Российской Федерации; показать роль и значение налогов в жизни каждого гражданина нашей страны; расширить знания и представления, обучающихся о различных налогах; побуждать обучающихся к поиску информации о своих налоговых правах и обязанностях, к осознанному подчинению законам государства.

Формирующиеся ценности: гражданственность.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоматериалов.

 

Комплект материалов:

  • презентация;
  • методические материалы;
  • комплект видеоматериалов;
  • сценарий;
  • комплект дополнительных материалов;
  • комплект QR-кодов.

 

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Мотивационно-целевой этап: беседа, просмотр видеоролика, обсуждение Основной этап: дискуссия, видеоролик, комментарии эксперта Заключительный этап: рефлексия, анкетирование

Мотивационно-целевой этап Слайд 1

Педагог: Сегодня наш разговор о важном посвящен теме «Налоговая грамотность». Многие люди задаются вопросом: «Зачем платить налоги и что это дает каждому человеку?».

Ответы обучающихся

 

Слайд 2

 

Педагог: Налоги — это обязательные платежи, установленные законом, которые должны вносить в бюджет обычные граждане и организации. Налоги необходимы для обеспечения нас с вами общественными благами. Можете привести примеры таких благ?

Ответы обучающихся

 

Педагог: Налоговые поступления — главная статья доходов государства. Налоги поступают в казну государства, затем идут на содержание армии, полиции и научных учреждений, на выплату пенсии пожилым и больным людям. Государство оплачивает и расходы на образование (стипендии, зарплата педагогам, строительство школ, детдомов, детских садов т. д.), строит новые дороги и мосты.

Скажите, много ли налогов на это необходимо? А можно ввести один налог?

(Нет. Разные налоги оплачиваются по разному исчислению для граждан и предприятий).

Ответы обучающихся

 

Слайд 3

 

Педагог: Давайте послушаем, что по этому поводу думает эксперт, который знает о налогах в нашей стране все.

Видеообращение  руководителя  Федеральной  налоговой службы Егорова Даниила Вячеславовича.

 

Основной этап Слайд 4

Педагог: Выходя на улицу, мы и не задумываемся о том, сколько всего вокруг создано нами как налогоплательщиками. А когда в соответствии с законом в нашем государстве граждане обязаны начать платить налоги?

 

 

 

 

Как вы уже сейчас можете повлиять на расходы государства? (Например, бережное отношение к оборудованию в учебном учреждении, серьезное отношение к образованию, участие в волонтерской деятельности).

Ответы обучающихся

 

Слайд 5

Педагог: «Главное понять, что налоги — это вклад каждого человека в развитие и процветание нашей страны».

Председатель Правительства России Михаил

Владимирович Мишустин

 

Как вы понимаете слова М.В. Мишустина?

Почему так важно, чтобы все граждане исправно платили налоги? Итак, мы уже выяснили, что существует не один налог. А от чего зависит вид налога?

 

Педагог: Вид налога зависит от того, в каком формате вы ведете деятельность. Поднимите руки те, кто уже работает в организации, на предприятии или планирует? А кто хотел бы быть предпринимателем или уже реализует себя в этом качестве?

Ответы обучающихся

 

Слайд 6

 

Педагог:  Скажите,  а   какой   налог   платят   те,   кто                   работает по трудовому договору?

Ответы обучающихся

 

Педагог: НДФЛ платят все работающие по трудовому договору граждане. Налог един на всей территории Российской Федерации. Давайте вспомним, сколько процентов составляет НДФЛ от дохода?

Ответы обучающихся

 

Педагог: Ставка налога едина для всей страны и составляет 13% для всех налогоплательщиков без исключения. Однако с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 млн. руб., ставка по НДФЛ составляет 15% с суммы превышения данного порога. Давайте разберемся на примере: доход работника составил 7 млн. руб. — сумма превышения порога в 5 млн. руб., после которого меняется ставка — 2 млн. руб. Именно на эту сумму будет распространяться ставка в 15%. На оставшиеся 5 млн. — стандартные 13% (т. е. ставка 13% применима к доходу не больше или равному 5 млн. руб.).

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: А можно ли сказать, что мы платим налоги, но они к нам возвращаются? Докажите свою точку зрения.

(Именно от уплаты налогов зависит богатство и процветание нашей страны, а значит благополучие семьи и личное. Поэтому так важно, чтобы налоги платились вовремя и никто не уклонялся от их уплаты. Ведь это тоже самое, что украсть у самого себя).

Как вы думаете, что будет с наукой, образованием, армией, полицией, медициной, если отменить все налоги?

 

Слайд 7

 

Педагог: А каким образом можно уплачивать налоги? Например, НДФЛ? Какой полезный сервис существует для налогоплательщиков в нашем государстве?

Ответы обучающихся

Педагог может корректировать ответы обучающихся.Чтобы было удобно контролировать ситуацию с налогами, есть сервис — личный кабинет налогоплательщика. Это очень удобный инструмент, который облегчает процесс уплаты налогов. Например, он позволяет получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей.

Можно показать обучающимся видео «Цифровые сервисы» (часть о личном кабинете налогоплательщика — физического лица). Решение о необходимости демонстрации принимает сам педагог.

 

Слайд 8

 

Педагог: Давайте посмотрим, как работает кабинет.

Включается видео о личном кабинете налогоплательщика.

 

Слайд 9

 

Педагог: Еще один вид налогообложения — налог на профессиональный доход или самозанятость. Скажите, что вы уже слышали про такой налоговый режим?

Ответы обучающихся

 

Педагог: Налог на профессиональный доход — это особый налоговый режим для людей, которые получают доходы от личной трудовой деятельности на территории России.

Можете теперь привести примеры, какие специалисты могут стать самозанятыми?

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог:      Чтобы      получить      статус      самозанятого,                      необходимо соответствовать ряду условий:

  • у предпринимателя не должно быть наемных работников;
  • максимальный доход самозанятого не должен превышать 2 400 000 р. в год, т. е. 200 тыс. р. в месяц.

Педагог: Самозанятые платят особый налог — налог на профессиональный доход. Размер налога может быть:

  • 4% с дохода, если сумма получена от физических лиц;
  • 6% с дохода, если сумма получена от юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

Слайд 10

 

Педагог: Фактически регистрацию и уплату налогов самозанятые осуществляют через приложение «Мой налог». Для этого никуда не нужно идти. Все очень удобно и делается через приложение.

Скажите,     для     чего,     как     вы      думаете,     нужен                       НП      (налог на профессиональный доход)?

Зачем вводить налог для тех, кто не работает в компании, а сам на себя?

Ответы обучающихся (чтобы была возможность делать вклад в появление и развитие общественных благ, государства).

 

Слайд 11

 

Педагог: Как мы говорили ранее, уплата налогов является важной обязанностью граждан нашей страны.

А можно ли снизить размер налогов?

Ответы обучающихся

 

Педагог: Можно. Но это не имеет ничего общего с уходом от уплаты налогов, что незаконно и наказуемо. Налоговый кодекс РФ предоставляет гражданам легальный способ уменьшить свои налоговые платежи. Речь идет о применении налоговых вычетов. Претендовать на вычет может гражданин Российской Федерации, который получает доходы, облагаемые по ставке 13% (НДФЛ). По сути, налоговым вычетом называется сумма, которая уменьшает размер дохода, с которого уплачивается налог. Налоговый вычет можно получить, например, на обучение, лечение, физкультурно-оздоровительные услуги — все это примеры социальных налоговых вычетов.

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Предлагаю рассмотреть пример налогового вычета на обучение: В начале 2024 г. Дениса повысили на работе, теперь его ежемесячная заработная плата составляет 100 000 руб.

 

В связи с получением новой должности Денис решил получить второе высшее образование в университете. Ежегодная стоимость обучения составляет 100 000 руб., а срок обучения — 3 года, т.е. стоимость обучения        за 3 года составит 300 000 руб. Денис решил оплачивать обучение не сразу, а поэтапно — по 100 000 руб. в год.    В таком случае, применив социальный налоговый вычет при предоставлении декларации 3-НДФЛ, Денис сможет вернуть из бюджета уплаченный налог в размере 13 000 рублей за каждый год. (100 000 руб. * 13% = 13 000 руб.). За все 3 года ему на счет вернется 39 000 руб.

Если бы Денис оплачивал обучение сразу, то сумма была бы другая. Расходы, по которым можно получить социальный вычет, с 2024 года составляет 150 000 руб. Если Денис за один год заплатит все 300 000 руб., то к вычету он сможет заявить только 150 000 руб. и получить возврат только в размере 19 500 руб.

(150 000 руб. * 13% = 19 500 руб.)

Для получения вычета за обучение, которое оплачивалось в 2024 г., Денису необходимо было бы в 2025 г. представить в налоговый орган (можно удаленно, через Личный кабинет) декларацию 3-НДФЛ, документы об обучении (договор, лицензия) и документы об оплате образовательных услуг (чек/квитанция).

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство поддерживает своих граждан, возвращая часть средств, которые ушли на уплату налога.

 

Слайд 13

 

Педагог: Как думаете, если у вас возникнут какие-либо вопросы, куда вы можете обратиться?

Ответы обучающихся

 

Педагог: По всем вопросам, касающимся налогов, вы можете обращаться в налоговую. В налоговой службе работают сотрудники, которые всегда будут рады вам помочь!

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап Слайд 14

Педагог: Для чего нужны налоги?

Как    вы    считаете,     почему    уплата    налогов    является важной обязанностью граждан нашей страны?

Представьте, что вам надо принять участие в телевизионной передаче, посвященной вопросам уплаты налогов в роли эксперта. Приведите 2–3 аргумента, с помощью которых вы сможете убедить аудиторию в важности уплаты налогов.

Ответы обучающихся

 

Педагог: В сущности, налоги — твой вклад в общее дело. Всеми общественными благами, которые появились благодаря налогам, мы с вами пользуемся, а значит и должны бережно относиться ко всему тому, что нас окружает.

 

Слайд 15

 

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Мы обсудили с вами важную тему, которая касается значения налогов в жизни любого гражданина и общества в целом. Ответственная уплата налогов помогает делать нашу жизнь комфортнее: формируется пенсия, появляются парки, больницы, ремонтируются дороги и многое другое. Кроме того, мы знаем, что у нас есть возможность получать налоговые вычеты.

 

Платя налоги, вы вносите вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния.

Если есть возможность, то попросите учащихся после занятия пройти опрос с помощью QR-кода. QR-коды расположены в папке с материалами к занятию.После занятия можно направить или раздать в распечатанном виде чит-карты по видам налогов.