ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10–11 классов по теме
«Налоговая грамотность»
Цель занятия:
- формирование представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства;
- формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина – уплате налогов.
Формирующиеся ценности: гражданственность.
Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Партнер занятия: Федеральная налоговая служба.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа с выполнением заданий по группам, решение кейса по группам. Занятие предполагает использование видеоматериалов, игровых элементов.
Комплект материалов:
- презентация;
- методические материалы;
- комплект видеоматериалов;
- сценарий;
- комплект дополнительных материалов;
- комплект интерактивных материалов;
- комплект QR-кодов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, друзья! Сегодня нам с вами предстоит обсудить тему, которая связана с очень важной обязанностью каждого гражданина нашей страны. Мы будем говорить о налогах.
Слайд 2
Учитель: В этом нам помогут три героя, ваши ровесники: Альбина, которую ребята называют Алей; Дима Фунтов или просто Фунт и Денис. Его обычно зовут Дэном. Они так же как и вы, учатся в старших классах и уже размышляют о будущей профессии. Аля мечтает получить творческую профессию и стать графическим дизайнером. Дэн — будущий программист. С детства он интересуется компьютерными играми и киберспортом. А Фунт всегда хотел пойти по стопам родителей и стать предпринимателем. Они будут сопровождать нас все занятие.
Слайд 3
Учитель: Для того чтобы сформулировать тему занятия, давайте представим, что вы представители администрации города. В одном из ваших районов не хватает мест в школах, а один из корпусов поликлиники вышел из строя. Подумайте и скажите, как вы можете повлиять на ситуацию? Где взять средства для решения этих проблем?
Ответы учеников.
Учитель: А теперь, используя имеющиеся у вас знания, скажите, откуда берутся деньги на решение подобных проблем?
Ответы учеников.
Слайд 4
Учитель: На самом деле деньги на все это появляются благодаря тому, что граждане платят налоги. По факту, уплачивая налоги, вы можете влиять на создание комфортной жизни, привычных нам общественных благ. Посмотрим на слайд.
Учитель: Лучше погрузиться в тему нам поможет руководитель Федеральной налоговой службы Егоров Даниил Вячеславович. Давайте послушаем его выступление.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель: Ребята, скажите, как влияют налоги на развитие и поддержание благополучия государства?
Ответы учеников.
Часть 2. Основная
Слайд 6
Учитель: Очень точно о важности налогов как нашего вклада в развитие общественных благ сказал Председатель Правительства России Михаил Владимирович Мишустин: «Главное понять, что налоги – это вклад каждого человека в развитие и процветание нашей страны». Как вы понимаете это высказывание?
Ответы учеников.
Слайд 7
Учитель: Итак, теперь предлагаю перейти к практическим вопросам. Ребята, совсем скоро и вы начнете вносить вклад в развитие государства, так как вам предстоит выбирать профессию в интересующей вас сфере деятельности. Проведем небольшой соц. опрос. Есть ли здесь те, кто хочет работать в компании/организации? (Ребята поднимают руки). Быть предпринимателем? (Ребята поднимают руки). А кто думал работать на себя, например, быть репетитором, дизайнером, но не в рамках компании/организации, т. е. быть самозанятым? (Ребята поднимают руки).
Учитель: Спасибо за ваши ответы! Теперь нам с вами нужно разделиться на 3 группы и выполнить следующее задание.
Первая группа — наемные работники, вторая — индивидуальные предприниматели, третья — самозанятые. Вы работаете на себя, ищете клиентов и получаете от них плату за свои услуги.
Учитель: Ваша задача посовещаться по группам (самозанятые, индивидуальные предприниматели и наемные работники) и дать ответы на следующие вопросы:
- Как стать наемные работники/самозанятым/индивидуальным предпринимателем?
- Какой налог платить в вашем случае?
- Где найти информацию, если возникают вопросы по уплате налога?
- Какой вклад может сделать самозанятый/индивидуальный предприниматель/сотрудник организации в развитие общественных благ?
У вас есть 3 минуты, чтобы подготовить ответы. Засекается 3 минуты.
Учитель: Время вышло, начнем с сотрудников организации.
Примерные ответы учеников: чтобы работать в компании/организации, нужно туда трудоустроиться. Работники компаний/организации платят налог на доход физических лиц. Найти информацию можно на сайте налоговой/обратившись в налоговую. Работники организаций могут выполнять значимую работу — проектировать дома, учить детей и пр. Уплачивать налог, который идет на создание общественных благ.
Слайд 9
Учитель: Давайте резюмируем и добавим немного информации к вашим ответам. Сотрудники компаний/организаций платят налог на доходы физических лиц. Для этого нужно подписать с работодателем договор (трудовой или гражданско- правовой). Какая ставка (сколько процентов) составляет НДФЛ от дохода?
Ответы учеников.
Учитель: Верно! Ставка налога едина для всей страны и составляет 13% для всех без исключения налогоплательщиков. Однако с 2021 года для физических лиц, годовой доход которых превышает 5 млн руб., ставка по НДФЛ составляет 15%. Например, доход работника составил 7 млн руб. Сумма превышения над порогом в 5 млн руб., после которого меняется ставка — 2 млн руб. Именно на эту сумму будет распространяться ставка в 15%. На оставшиеся 5 млн — стандартные 13% (т. е. ставка 13% применима к доходу не больше или равному 5 млн руб.).
Деньги, полученные при уплате НДФЛ, могут пойти, например, на ремонт дорог, постройку больницы и пр.
Учитель: А чтобы уплачивать налоги было проще, у Федеральной налоговой службы есть сервис — личный кабинет физического лица. Это очень удобный инструмент, который облегчает процесс уплаты налогов. Например, он позволяет получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей.
Слайд 11
Учитель: Давайте посмотрим, как работает кабинет.
Можно показать ученикам видео «Цифровые сервисы» (часть о личном кабинете налогоплательщика — физического лица). Решение о необходимости демонстрации принимает сам учитель.
Учитель: Как видите, кабинет налогоплательщика очень упрощает процесс уплаты налогов.
Слайд 12
Учитель: Следующие — самозанятые.
Примерные ответы учеников: чтобы стать самозанятым, нужно пройти регистрацию, например, с помощью приложения «Мой налог». Самозанятые платят специальный налог — налог на профессиональный доход. Найти информацию можно на сайте налоговой/обратившись в налоговую. Самозанятые могут выполнять значимую работу — проектировать дома, учить детей и пр. Уплачивать налог, который идет на создание общественных благ.
Учитель: Ребята, приведите примеры, какие еще специалисты могут стать самозанятыми?
Примерные ответы учеников: дизайнеры, фотографы, художники, репетиторы и пр.
Учитель: Вы правы, самозанятые — это граждане, которые работают на себя, но при этом, чтобы получить статус самозанятого, необходимо соответствовать ряду условий:
- не должно быть наемных работников;
- максимальный доход самозанятого не должен превышать 2 400 000 р. в год, т. е. 200 тыс. р. в месяц.
Учитель: Самозанятые платят особый налог — налог на профессиональный доход. Размер налога может быть:
- 4% с дохода, если сумма получена от физических лиц;
- 6% с дохода, если сумма получена от юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Слайд 13
Учитель: По факту, регистрацию и оплату налогов самозанятые осуществляют через приложение «Мой налог». Никуда не нужно идти, все очень удобно и делается через приложение.
Как видите, даже если вы работаете сами на себя, из дома, налог на профессиональный доход дает возможность делать вклад в появление парков, детских садов, дорог и пр.
Слайд 14
Учитель: И последние — индивидуальные предприниматели.
Примерные ответы учеников: чтобы стать ИП, нужно выбрать сферу, организовать работу и найти клиентов; ИП платят специальный налог. Найти информацию можно на сайте налоговой/обратившись в налоговую. Индивидуальные предприниматели могут выполнять значимую работу — создать производство чего-либо. Уплачивать налог, который идет на создание общественных благ.
Учитель: Спасибо за ваши ответы! От самозанятого его отличает следующее: ИП может иметь штат от 0 до 130 сотрудников (зависит от режима). Его максимальный доход кратно выше. Ставка налога у ИП зависит от выбранного налогового режима.
Слайд 15
Учитель: Для индивидуальных предпринимателей тоже есть удобный сервис — личный кабинет индивидуального предпринимателя. Через него можно производить уплату налогов, получать справки, направлять заявления и обращения.
Можно показать ученикам видео «Цифровые сервисы» (часть о личном кабинете налогоплательщика — индивидуального предпринимателя). Решение о необходимости демонстрации принимает сам учитель.
Слайд 16
Учитель: Ребята, а как вы считаете, помимо цифровых сервисов, откуда еще вы можете получить помощь при уплате налогов?
Ответы детей.
По всем вопросам, касающимся налогов, вы можете обращаться в налоговую. В налоговой службе работают сотрудники, которые всегда будут рады вам помочь и ответить на все интересующие вас вопросы!
Часть 3. Заключение
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Мы с вами не просто рассмотрели некоторые налоговые режимы для разных видов деятельности, но убедились, как важен вклад каждого, вне зависимости от того, чем он занимается и в каком формате он это делает. Каждый, уплачивая налоги, может повлиять на появление общественных благ.
Слайд 17
Учитель: Налоги не просто помогают делать нашу жизнь лучше, комфортнее. Налоги -– твой вклад в общее дело (мы рекомендуем проговорить эту фразу). Именно благодаря добросовестной уплате налогов будут появляться новые школы, университеты, ремонтироваться дороги, развиваться общественный транспорт и пр. Помните, что вы можете повлиять на поддержание благополучия и развитие своего района, города, государства.
Слайд 18
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Мы обсудили с вами важную тему, которая касается значения налогов в жизни государства и общества.
Доступны несколько вариантов заключения.
Вариант 1
Кейс «Блогер»
- Маше 16 лет, она учится в 10 классе. Во время каникул вместе с родителями Маша много путешествует по России и рассказывает об этом в своем Телеграм- канале: пишет посты, снимает видео, делает обзоры на туристические места в разных уголках нашей страны.
В своем блоге Маша размещает рекламу сервисов по поиску билетов и иногда по просьбе некоторых подписчиков за символическою сумму разрабатывает авторские гайды о путешествиях.
Маша считает, что она не должна платить никаких налогов, поскольку:
- во-первых, она несовершеннолетняя,
- во-вторых, канал — это ее хобби, а не работа,
- в-третьих, сумма, которую она зарабатывает в месяц, не превышает 10 тысяч рублей, да и не каждый месяц она получает деньги.
Вопрос: права ли Маша?
Ответы обучающихся
Учитель, подводя итоги обсуждения. Блог Маши перестает быть хобби, как только она начинает получать с него доход, при этом неважно, каков его размер и периодичность получения. То, что Маша несовершеннолетняя, также не освобождает ее от обязанности платить налоги. Более того, ей нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя либо самозанятого (делается это с письменного согласия родителей) до того, как она возьмет первые деньги от подписчиков или за рекламу в своем телеграмм-канале.
Учитель: Ребята, какой вариант регистрации предпочтителен для Маши: как индивидуального предпринимателя или как самозанятой? Знаете ли вы, в чем отличие первого от второго?
Ответы обучающихся
Учитель: Самый простой вариант для Маши — зарегистрироваться в качестве самозанятой, но в том случае, если она полагает, что ее доход не будет превышать 2,4 млн рублей в год и ее бизнес не разрастется так, что ей нужно будет нанимать сотрудников или заниматься продажей сопутствующих туристических товаров (потому что самозанятым нельзя заниматься перепродажей). Это ограничения для самозанятых. Зато зарегистрироваться можно через Госуслуги или приложение
«Мой налог». Платить налоги нужно будет также через приложение «Мой налог» без дополнительной отчетности.
Если бизнес-планы Маши глобальнее, то она может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, у которого возможностей больше, но и отчетности тоже.
Вариант 2
В качестве заключения может быть использован материал интерактива.
Слайд 19
Учитель: Спасибо за работу, дорогие друзья! До встречи!
Если есть возможность, то попросите учащихся после занятия пройти опрос с помощью QR-кода. QR-коды расположены в папке с материалами к занятию.
После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).
После занятия ученикам можно направить или раздать в распечатанном виде чит-карты (памятки) по видам налогов.
ПОСТРАЗГОВОР
Ознакомление с сайтом Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с темами трудовой деятельности, видов налогов и сборов, изучения налогового законодательства.
История: работа с информацией, посвященной налоговым реформам XX-XXI веков.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Чит-карты по видам налогов.
Ознакомление с сайтом https://ongbook.ru/ (Модуль 2: Налоги физического лица 2.1, 2.3, 2.5; Модуль 3: Бизнес и налоги) с последующим обсуждением с учителем.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Гордость за то, что родители и все граждане уплачивают налоги. Осознание единства государства и каждого его гражданина. Бережное отношение к тому, что нас окружает.