СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся
Занятие 18 День студента
Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о студенчестве как этапе взросления, о важности получения образования, об особенностях студенческой жизни и качествах, которыми должен обладать студент.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм.
Основные смыслы:
- Студент – это тот, кто выбрал себе профессию и цель в жизни, будущий профессионал.
- Студенческая жизнь – это не только учеба и экзамены, но и дружба, любовь, интересный досуг, волонтерство, саморазвитие и коллективные дела.
- Студенчество – переход к взрослой жизни, который требует развития определенных качеств и умений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- интерактивные задания;
- презентация.
Этапы занятия:
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.
Основной этап: просмотр и обсуждение видеоинтервью, беседа, тренинг.
Заключительный этап: выполнение интерактивного практического задания, беседа.
Сценарий занятия | 1–2 классы
Мотивационно-целевой этап
Учитель приветствует ребят и спрашивает, есть ли у кого- то старшие братья, сестры или знакомые, кто уже закончил школу и учится в колледже или в институте, университете.
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия с Александром Новиковым.
Учитель: Вы приходите в школу учиться. А что после школы? Можно ли продолжать обучение? Где это можно сделать? Почему выпускники школы стремятся продолжить свое образование в колледже или вузе (высшем учебном заведении)?
Ответы обучающихся.
Основной этап
Учитель: Ежегодно 25 января в нашей стране отмечают День российского студенчества. Кто же такие студенты? Где они учатся?
Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
- Чем студенты отличаются от школьников?
- Если у вас есть знакомые студенты, расскажите, какие
они.
- Кем станут студенты в будущем?
Ответы обучающихся.
Учитель: Из видеоролика в начале занятия вы уже узнали, что День студента отмечается 25 января, потому что именно в этот день 270 лет назад был основан первый российский университет, который сейчас называется Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Давайте послушаем, что расскажет об университете и его студентах ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с В.А. Садовничим. Примерные вопросы для обсуждения:
Сценарий занятия | 1–2 классы
- Что для вас было самым интересным в беседе с Виктором Антоновичем?
- Какой вопрос вы бы задали руководителю самого старого и самого известного в России университета?
Учитель: Студенты получают высшее образование в институтах, университетах или среднее профессиональное образование в колледжах. Студент – это тот, кто выбрал себе профессию. Он изучает различные предметы и получает необходимые знания и навыки, которые помогут ему освоить профессию, чтобы потом успешно работать. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать успешным в выбранной профессии?
Ответы обучающихся.
Учитель: Так какие же качества нужны, чтобы быть студентом? Каким надо быть?
Ответы обучающихся.
Учитель: Рассмотрите памятники студентам и студенчеству в разных городах России (презентация к занятию). По каким признакам мы понимаем, что перед нами студенты? Каким бы вы изобразили студента?
Ответы обучающихся.
Учитель может дополнить иллюстративный материал фотографиями памятников студентам, установленных в городах своего региона.
Учитель: Время, когда человек является студентом, называют студенчеством. Обычно это период с 18 до 25 лет. Часто взрослые люди вспоминают студенческие годы как интересные, насыщенные, радостные. Как вы думаете, почему? Что еще есть в студенческой жизни, кроме учебы, экзаменов, подготовки к будущей профессии?
Ответы обучающихся.
Учитель организует работу с иллюстративным материалом – фотографиями студентов (презентация к занятию. Примерные вопросы для обсуждения:
Сценарий занятия | 1–2 классы
- Что делают студенты на этих фотографиях?
- Как вы думаете, им нравится то, чем они занимаются?
Почему вы так считаете?
Учитель: Студенческая жизнь во все времена была интересной и насыщенной. Кроме учебы студенты занимаются спортом, играют в самодеятельных театрах и в КВН, ходят в походы, участвуют в экспедициях, много времени посвящают волонтерству. В студенческие годы многие обретают друзей на всю жизнь, а кто-то находит свою любовь и создает семью.
Попросите родителей, бабушек и дедушек рассказать вам о своих студенческих годах, о друзьях, о том, как учеба в институте или техникуме помогла им стать мастерами своего дела, состояться в жизни.
Учитель может предложить обучающимся рассказать, что им известно о студенческих годах своих родных. Также учитель может рассказать о своих студенческих годах, о своем вузе, о наиболее запомнившихся событиях, продемонстрировать свои фотографии.
Учитель: Помните, мы с вами говорили о том, что значит быть взрослым? Как вы думаете, можно ли назвать студентов взрослыми? Почему?
Ответы обучающихся.
Учитель: В книге российского педагога Симона Соловейчика1 «Учение с увлечением» есть такие слова:
«Образование дают, образование получают… Но надо еще уметь взять!». Как вы понимаете выражение «взять образование»? А вы стараетесь «взять образование»? Как вы это делаете? Что нужно, чтобы хорошо учиться?
Ответы обучающихся.
Учитель: А как сделать так, чтобы учиться было интересно? Можно ли учиться всю жизнь и всегда испытывать интерес к учебе?
Давайте попробуем воспользоваться советом Симона Соловейчика. Он советовал в случае, если стало неинтересно
1 Симон Львович Соловейчик (1930–1996) – российский педагог, публицист и философ. После окончания МГУ в 1953 году работал учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер», в 1992 году основал и возглавил газету «Первое сентября».
Сценарий занятия | 1–2 классы
учиться или если не хочется что-то делать, выполнить одно упражнение.
Вспомните, какое у вас настроение, когда вы делаете что- то интересное. Хорошее? А ведь можно и наоборот – сначала создать хорошее настроение, а потом приступить к делу, которое кажется скучным.
Итак, давайте потрем руки от удовольствия. Улыбаемся. Начинаем тщательно готовиться, предвкушая удовольствие. А теперь скажем себе: «Я люблю тебя, математика (окружающий мир и т. д.)!» Каждый назовите свое. Повторяйте: «Я с удовольствием почитаю, что написано в книге, и с удовольствием буду учить!».
И после нескольких повторений обязательно появится хорошее настроение, и то, что вы собираетесь делать, действительно станет хоть немножко интереснее!
Попробуйте еще раз дома повторить это упражнение. Если оно вам понравилось, будем использовать его и на уроках тоже.
Заключительный этап
Учитель: В школе вы изучаете разные предметы. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, какой предмет вам более интересен, чем бы вы хотели заниматься в будущем, какую профессию выберете, студентом какого учебного заведения станете, чтобы ею овладеть.
Предлагаю вам выполнить интерактивное задание
«Какую профессию можно выбрать, если…».
Учитель организует выполнение интерактивного задания (описание задания дано в методических рекомендациях к занятию). Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию) или показать на слайде (презентация к занятию).
Учитель: Как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор был разговором о важном? Захотелось ли вам стать студентом? Почему?
Постразговор
- В продолжение разговора о важности образования и о качествах, позволяющих добиться успехов в учебе, можно организовать просмотр и обсуждение мультфильмов
«Приключения запятой и точки», «Вовка в Тридевятом царстве»,
«В стране Невыученных уроков», «Остров ошибок», «На задней парте».
- В качестве постразговора можно организовать встречу обучающихся со студентами колледжа или вуза, например с выпускниками данной школы. Перед встречей обучающиеся подготовят вопросы, которые хотели бы задать студентам (например, каждый вопрос может начинаться со слова
«почему»), и поздравительные открытки ко Дню студента.
Еще одним внеурочным мероприятием может стать классный час с родителями и другими членами семей обучающихся, на котором они расскажут про свои студенческие годы, какой вуз или колледж/техникум/училище они закончили, почему выбрали именно это учебное заведение.