ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«ПУТЬ ЗЕРНА»
Цели занятия: формирование у обучающихся знаний о процессе выращивания зерновых изделий, знакомство школьников с деятельностью агропромышленного комплекса (АПК) России, воспитание уважительного отношения к хлебу, к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Основные смыслы: хлеб как российская духовная и культурная ценность, проявление уважения к народным традициям, связанным с хлебом. Путь зерна от посева до выпекания хлеба – это сложный процесс,
включающий труд многих людей.
Сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. В аграрном комплексе активно развиваются современные профессии и технологии.
Планируемые результаты. Личностные:
- уважать и сохранять народные традиции, связанные с отношением к хлебу;
- проявлять уважение к людям тех профессий, которые участвуют в производстве сельскохозяйственной продукции;
- проявлять интерес к расширению своих знаний о деятельности современного агропромышленного комплекса (АПК) России.
Метапредметные:
- проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
- работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Партнёр занятия: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоматериалы;
- комплект интерактивных заданий;
- презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия обучающихся в обсуждении темы. Принятие мотива предстоящей деятельности строится на основе рассматривания иллюстраций, отражающих тему занятия, и выполнении интерактивного задания.
Часть 2. Основная
В основной части обучающиеся подводятся к раскрытию основных смыслов занятия. С этой целью обучающимся предлагаются анализ иллюстративного материала, выполнение интерактивного задания, просмотр видео и познавательные беседы, раскрывающие значимость развития сельского хозяйства.
Часть 3. Заключительная
Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наша речь пойдёт о… догадайтесь: свежий, вкусный, сдобный, ароматный, золотой, белый и чёрный, мягкий… (учитель называет прилагательные, пока ребята не отгадают слово).
Ответы обучающихся: хлеб.
Учитель. Верно, наш сегодняшний разговор о хлебе, который занимает важное место в нашей жизни. И неслучайно писатели и поэты рассказывают нам сказки и пословицы о хлебе. А какую сказку, известную вам с детства, о путешествии хлебного героя, вы можете назвать?
Ответы обучающихся: «Колобок».
Методический комментарий. Если обучающиеся затрудняются с ответом, то можно напомнить ребятам песенку Колобка: «Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл».
Учитель. А вы знаете, что такое колобок? Рассмотрите рисунки.
Учитель. Догадались, почему герой получил такое имя?
Ответы обучающихся.
Учитель. Колобком в старину называли небольшой, круглый хлебец. В основном колобки изготавливались из пшеницы. А какие ещё хлебные изделия вы можете назвать? Рассмотрите фотографию.
Ответы обучающихся.
Учитель. Булочки, баранки, калачи, батоны и многое другое. Это всеми нами любимые хлебобулочные изделия. И их такое разнообразие, что на полках в магазине можно найти на любой вкус, ведь «Без хлеба сыт не будешь», – говорят в народе.
А ещё добавляют «Хлеб всему голова», как вы понимаете это выражение?
Ответы обучающихся.
Учитель. Хлеб — это не просто еда, это часть традиций, памяти и души нашего народа. Вспомним пословицы о хлебе.
Выполнение интерактивного задания №1 «Собери пословицы».
Содержание задания: обучающимся необходимо соединить начало и конец пословицы. При выполнении задания важно обсудить с учениками смысл каждого высказывания.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. Хлеб бросать – труд не уважать.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Хлеб на столе – здоровье в семье.
Методический комментарий.
Пословица «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат» означает, что если много трудиться на земле, то она щедро наградит человека достатком и благополучием за его труд.
Следующая пословица: «Хлеб бросать – труд не уважать» подчёркивает уважительное отношение к труду всех людей, которые вкладывают свои силы и здоровье для получения хлеба. Если человек ценит свой труд, то и труд других людей должен ценить и беречь.
В пословице «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» калачи являются символом благополучной и богатой жизни, а лежание на печи связано с ленью и бездельем. Поэтому основной смысл пословицы заключается в том, чтобы сказать: если хочешь жить в достатке, то необходимо много трудиться и зарабатывать своим трудом.
Выражение «Хлеб на столе – здоровье в семье» говорит нам о том, что хлеб, безусловно, занимает особое место в жизни человека. Он служит основой нашего питания и является источником энергии и питательных веществ, необходимых для нашего здоровья и благополучия.
Учитель. В народных пословицах подчёркивается, что хлеб – это результат тяжёлого и упорного труда человека.
Часть 2. Основная
Учитель. Хлеб – это не только символ трудолюбия, но ещё и самый почитаемый продукт в народе. Например, хлебом с солью было принято встречать дорогих гостей или жениха с невестой, а ещё выпекали
«жаворонков», хлебные изделия в виде птичек, чтобы «зазвать» весну. Послушайте, с какой теплотой говорят поэты о хлебе в своих стихотворениях.
Чтец 1.
Вот он хлебушек душистый, Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришёл.
(С. Погореловский)
Чтец 2.
В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой
Сила солнышка хранится И земли родной.
(В. Орлов)
Методический комментарий. В зависимости от подготовленности класса, отрывки из стихотворений читает учитель или подготовленные обучающиеся, которым педагог раздаёт тексты для чтения.
Учитель. «Пришёл хлебушек в каждый дом, на каждый стол», – говорит автор. Каков же путь хлеба: от зёрнышка до изделия? Давайте узнаем.
Интерактивное задание №2 «Путь зерна от поля до стола».
Содержание задания: обучающимся необходимо разместить карточки в правильной последовательности.
Учитель. Верно, сначала зерно сеют, затем оно растёт и созревает в колосках, а после этого зерновые культуры убирают с помощью комбайнов.
Расскажите, а что происходит с зерном после того, как его собрали?
Ответы обучающихся.
Учитель. Зерно попадает на элеватор, где его сушат и хранят, а уже потом его отвозят на предприятия, где из зерна получают муку, из которой позже изготавливают различные хлебобулочные изделия.
Вот какой длительный путь совершает зёрнышко. Послушаем, как об этом рассказал поэт.
Чтец 1.
Положит в землю Человек зерно, Прольётся дождь — зерно орошено… Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Чтец 2.
Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей.
Чтец 3.
А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, На совести достанется кусок.
(Яков Аким)
Методический комментарий. В зависимости от подготовленности класса, отрывки из стихотворений читает учитель или подготовленные обучающиеся, которым педагог раздаёт тексты для чтения.
Учитель. Как вы понимаете выражение «лелеял хлебный колосок»?
Ответы обучающихся.
Учитель. Лелеять – это значит оберегать, растить и ухаживать с любовью. И получается, что в каждый кусочек хлеба вложено очень много любви и труда людей разных профессий. Какие это профессии, можете назвать?
Ответы обучающихся.
Учитель. Это фермеры, агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, пекари и многие другие. Свой вклад вносят и учёные-селекционеры, которые выводят новые сорта пшеницы и ржи.
Люди этих и многих других профессий трудятся в сельском хозяйстве или, по-другому говоря, в агропромышленном комплексе. Давайте послушаем Министра сельского хозяйства России Оксану Николаевну Лут и узнаем о развитии сельского хозяйства нашей страны.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Учитель. Ребята, о каких перспективах развития сельского хозяйства в России рассказала Оксана Николаевна?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, важное место в развитии сельского хозяйства занимают современные технологии. Например, они помогают достичь высоких урожаев, но при этом они применяются так, чтобы сохранять окружающую природу и бережно использовать её ресурсы: воду, землю, свет и тепло.
Современные технологии и ежедневный труд людей делают Россию лидером по производству пшеницы в мире. И мы не только обеспечиваем себя, всех граждан нашей страны зерном, но и поставляем пшеницу во многие страны мира.
Часть 3. Заключительная
Учитель. Сельское хозяйство нашей страны активно развивается: выращиваются не только зерновые культуры, но и различные овощи, фрукты, ягоды, производится мясо, молоко, яйца, мёд и много другой продукции, которую мы видим на полках магазинов.
Региональный компонент. Затем учитель организует разговор о той сельскохозяйственной продукции, которая производится или перерабатывается в регионе. Это поможет обучающимся осознать вклад своего края в агропромышленный комплекс страны.
Учитель. Как много разных продуктов производится в нашей стране, и как хорошо, что у нас есть возможность питаться так разнообразно. Но главным продуктом для нас был и остается, конечно, хлеб.
Давайте познакомимся с историей, которая произошла с одним
мальчиком, и подумаем, почему он изменил своё отношение к кусочку хлеба.
Методический комментарий: учитель может либо показать обучающимся видеоролик по мотивам рассказа М. Глинской «Хлеб», либо полностью прочитать рассказ.
Демонстрация видеоролика по мотивам рассказа М. Глинской
«Хлеб»
Текст рассказа «Хлеб».
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба ещё оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?».
— Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу.
Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звёздочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь, — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушёл.
Гриша утёр слёзы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
- Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребёнок Лыска.
- Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра.
Гриша протянул жеребёнку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит.
Тянется мордой к ребятам: «Давай ещё! Ах! Ах, как вкусно».
(М. Глинская)
Учитель. Какие слова дяди Матвея выражают главную мысль рассказа?
Ответы обучающихся.
Учитель. В маленьком кусочке хлеба большая работа многих людей.
В самые трудные времена для нашей страны кусочек хлеба был настоящей драгоценностью, он спасал жизни и давал надежду. И для каждого из нас отношение к хлебу — это показатель отношения к самому дорогому и ценному.
Но ведь бывает так, что хлеб не успели съесть и он стал черстветь. Как поступить тогда?
Ответы обучающихся.
Учитель. Конечно, нам важно помнить о «разумном потреблении». Например, не брать очень много продуктов, чтобы они не портились. А если всё-таки так получилось, что хлеб потерял свою свежесть, то можно сделать сухарики, которые потом также можно использовать в еду.
И завершая наше занятие, послушаем замечательные строки, посвящённые хлебу.
Чтец 1.
Запах свежего хлеба Из русской печи.
Ничего нет вкуснее, Целый мир обыщи.
Не сравнить с венской сдобой Или булкой французской.
В нашем хлебе особый
Есть секрет древнерусский.
Чтец 2.
Он рождается в поле, Где во ржи васильки, Где просторы и воля, Как слеза – родники.
В нём замешана неба Широта, глубина.
Нет прекраснее хлеба. И Россия – одна!
(Г. Матвеева)
Методический комментарий. В зависимости от подготовленности класса, отрывки из стихотворений читает учитель или подготовленные обучающиеся, которым педагог раздаёт тексты для чтения.
ПОСТРАЗГОВОР
- Знакомство с профессиями, связанными с сельским хозяйством, с современными научными технологиями.
- Проведение экскурсий на фермерские хозяйства.
- Организация и проведение мероприятий на тему «Виды хлеба в разных национальных культурах».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа с пословицами о хлебе, труде, здоровье, составление текстов (повествование, описание, рассуждение) о процессе производства хлеба.
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о родной земле, о бережном и уважительном отношении к хлебу: «Свежий хлеб» (А. Яшин), «Положит в землю человек зерно» (Я. Аким); «Хлеб» (А. Дементьев),
«Хлебный колосок» (В. Орлов), «Хлеб» (И. Токмакова), «Чудо» (Л. Квитко).
Окружающий мир: изучение тем разделов «Человек и природа»: растения ближайшего окружения, дикорастущие и культурные растения; «Человек и общество»: хозяйственные занятия, профессии жителей родного края, значение труда в жизни человека и общества, профессии жителей села.
Технология: изготовление поделок и рисунков на тему «Путь зерна».
Изобразительное искусство: рисование иллюстраций к теме «Путь зерна».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- «Российское сельское хозяйство». Социальный проект «Россия. 1000 поводов для гордости» https://www.osnmedia.ru/1000/rossi e-selskoe- hozyajstvo/jsko;
- Фильм Российского общества «Знание» «Рекордный урожай пшеницы: секреты успеха и неожиданный результат» https://vk.com/video- 135454514_456243738;
- Материалы сайта «Национальный центр зерна» https://ncz- ru/;
- Материалы Санкт-Петербургского музея хлеба https://muzei- ru/;
- Материалы цифровой платформы «Я в Агро», https://agroclasses.svoevagro.ru/;
- Инна Карпова, «Пекарь» – Москва: Издательство «Настя и Никита», 2022.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность людям сельскохозяйственных профессий за их труд и знания, за то, что они обеспечивают нашу страну и многие страны мира высококачественными продуктами питания. Развитие экологического сознания и уважения к труду.