Разговоры о важном 3 класс 13 января 2025 «День российской печати»

Разговоры о важном 13 января 2024 — День российской печатиПоделиться:

Раздаточные материалы Смотреть

СЦЕНАРИЙ занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся

Занятие 17

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ

Цель занятия: формирование у обучающихся первичных представлений о периодических печатных и электронных изданиях для массового читателя, в том числе для детей, о Дне российской печати как профессиональном празднике работников СМИ, об их труде.

Формирующиеся ценности: труд, гражданственность, историческая память.

Основные смыслы:

  • Пресса –  средство  хранения  и  передачи от поколения к поколению памяти, достижений науки и культуры.
  • Печатное издание (газета, журнал и др.) – надежный источник информации, один из основных способов ее распространения.
  • Над созданием печатного издания трудятся много людей, это важная и ответственная работа.
  • Чтение журналов расширяет кругозор, делает досуг разнообразнее и интереснее.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие  предполагает  использование  видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоматериалы;
  • интерактивные задания;
  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса занятия, беседа.

Основной этап: просмотр и обсуждение видеоролика, выполнение интерактивного практического задания, беседа.

Заключительный           этап:         беседа,           выполнение интерактивного практического задания.

Мотивационно-целевой этап

Учитель приветствует ребят, спрашивает, как прошли новогодние каникулы, что им запомнилось больше всего, как они поздравили родных и друзей. Затем учитель интересуется, что ребята читали за время каникул, читал ли кто-то журналы или газеты, если да, то какие.

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса занятия.

Учитель: Сегодня, 13 января, отмечается День российской печати. Это профессиональный праздник всех работников газет и журналов. А знаете ли вы, что такое газета? А журнал? И газеты, и журналы имеют общее название – печатное издание или пресса1. А чем отличаются газеты от журналов?2 Газеты и журналы от книг? Какие газеты и журналы вы знаете?

Ответы обучающихся.

Основной этап

Учитель демонстрирует фрагмент мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино» («Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка»»).

Учитель: О чем говорит Хватайка? О каком журнале?

Знаете ли вы, кто такой Мурзилка?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте посмотрим видеоролик и узнаем побольше о Мурзилке, журнале, который так называется, и об истории печатных изданий.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика

«Печатные издания». Примерные вопросы для обсуждения:

1 Печать – в широком значении – печатная продукция; в более узком, но распространенном значении – периодические издания, главным образом газеты и журналы (синоним – пресса).

2 Газета выходит на больших листах, без обложки, на более простой (газетной) бумаге. Журнал имеет больше страниц, красочную обложку, сшит. Книга имеет, как правило, одного автора, в журнале редактором собраны статьи разных авторов, журнал выходит периодически (раз в месяц, например), газета – ежедневно, один или несколько раз в неделю.

  • Почему появились газеты? Зачем они нужны?
  • Почему людям важно получать правдивую информацию?
  • Как печатали первые газеты?
  • Понравился ли вам Мурзилка?
  • Как вы думаете, какой у него характер? Почему его любят дети?

Учитель: Какие слова, связанные с газетами и журналами, вы запомнили? Давайте их повторим.

Учитель проговаривает с обучающимися основные понятия: «газета», «журнал», «средства массовой информации»,

«печатные издания», «типография» (презентация к занятию).

Учитель:   Как   вы   думаете,   о   чем   писали    в   журнале

«Мурзилка»?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте заглянем в архив журнала и проверим.

Учитель демонстрирует фрагменты архивных номеров журнала «Мурзилка» (презентация к занятию).

Здесь есть рассказы и стихи о животных, инструкция, как сделать игрушку, сказки, фотографии, рисунки, поделки из цветной бумаги, викторины и конкурсы, настольные игры, раскраски, кроссворды и развивающие задания. Интересно?

Ответы обучающихся.

Учитель организует выполнение практического интерактивного задания «Детские журналы» (необходимо совместить обложку журнала и описание его содержания). Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его в бумажном варианте (раздаточный материал к занятию).

Учитель: Как вы считаете, можно ли весело и интересно провести свободное время с детским журналом? Какой журнал  выбрали  бы  вы?  Что  вам  было  бы  интересно в журнале: стихи, рассказы, кроссворды, поделки или что-то еще?

Ответы обучающихся.

Учитель: Сейчас многие газеты и журналы издаются и в печатном, и в электронном виде. Электронные газеты и журналы можно найти в Интернете. Но люди все равно покупают и читают бумажные издания. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

Учитель: Но кто же делает журналы и газеты? Знакома ли вам профессия «журналист»?

Ответы обучающихся.

Учитель: Отвечает за выпуск газеты или журнала главный редактор.  Он  подбирает  материалы  в  соответствии с интересами читателей. Журналисты пишут статьи и заметки; фотокорреспонденты   снабжают   их   фотографиями, а иллюстраторы – рисунками; корректоры вычитывают тексты, чтобы в них не было ошибок; в типографии работают наборщики, операторы печатных станков… Для того чтобы вы могли прочитать журнал, трудятся множество людей.

Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Николаевичем Гусевым. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы, что работа в газете очень важная и ответственная? Почему?
  • Хотели бы вы работать в газете или журнале? Что для этого нужно?
  • Давайте представим,    что    вы    стали    редакторами журнала. Какой теме он был бы посвящен?

Заключительный этап

Учитель:   Предлагаю     вам    повторить     главные     слова сегодняшнего занятия с помощью филворда.

Учитель организует выполнение практического интерактивного задания «Филворд» (необходимо найти спрятанные в сетке слова, имеющие отношение к теме занятия). Если на занятии нет возможности организовать выполнение задания в интерактивном формате, можно распечатать его

в   бумажном    варианте   (раздаточный   материал  к    занятию) или показать на слайде (презентация к занятию).

Учитель: Как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор был разговором о важном?

Ответы обучающихся.

Учитель: Предлагаю вам в течение этой недели выбрать один из детских журналов, прочитать его и подготовить рассказ о прочитанном и о самом журнале, а в конце недели мы организуем обсуждение и поделимся своими впечатлениями: понравилось ли вам читать журналы.

Постразговор

  1. Учитель может разъяснить обучающимся, что различные детские журналы по интересам можно найти в школьной или в местной  (районной,  городской)  детской  библиотеке. В качестве постразговора можно организовать посещение библиотеки, знакомство с ассортиментом детских журналов и выбор того, который соответствует интересам каждого обучающегося.
  2. Учитель может организовать знакомство с рассказом С. Алексеева «Радуйся малому, тогда и большое придет» (чтение текста или просмотр видеоролика — дополнительные материалы к занятию).

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Почему первую российскую газету назвали «Ведомости»?
  • Почему Петр I среди всех государственных дел посчитал важным лично участвовать в создании первой газеты?
  • Как Петр отреагировал на критику Головина? Почему ему стало обидно?

— Как вы понимаете смысл названия рассказа «Радуйся малому, тогда и большое придет»?