СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся по программам среднего профессионального образования
«День народного единства»
Дата: 30 октября
Цель занятия: развитие у обучающихся российской гражданской и культурной идентичности, воспитание чувства любви и уважения к традициям своего народа, чувства единства с многонациональным народом России, формирование готовности к защите Родины; развитие деятельного ценностного отношения к историческому, культурному, религиозному наследию своего и других народов России.
Формирующиеся ценности: единство народов России, дружба гражданственность, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Партнер: Федеральное агентство по делам национальностей Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр и обсуждение 2Д- видеоролика.
Основной этап: дискуссия, просмотр и обсуждение видеофрагмента. Заключительный этап: анкетирование, беседа.
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
Слайд1- 2
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о том, что праздник 4 ноября – День народного единства – это день рождения нашей нации. Обратимся к словам В.В. Путина, Президента Российской Федерации: «Наш Праздник 4 ноября – День народного единства, который некоторые поверхностно называют «днем победы над поляками», на самом деле – это «день победы над собой», над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью – одним народом. Мы по праву можем считать этот праздник днем рождения нашей гражданской нации. Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов» (Статья В.В. Путина
«Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром»).
Педагог: Давайте посмотрим небольшой видеоролик и подумаем, что лежит в основе нашей российской гражданской и культурной идентичности.
Просмотр видеоролика
Содержание видеоролика: кадры, показывающие нашу многонациональную и многоконфессиональную державу, объединенную общей культурой и историей; рассказ о России, ее многочисленных народностях, языковом, культурном, религиозном многообразии, общих ценностях и историческом единстве.
Педагог: Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от просмотра видеоролика. Ответьте на вопрос: «Зачем вам, студентам, получающим среднее профессиональное образование, осознавать своё единство с народом России?»
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Педагог ведет беседу по вопросам, например, таким, как:
- Кого объединяет Российская Федерация?
- Сколько в России Федеральных округов?
- Назовите известные вам макрорегионы Российской Федерации (Дальний Восток, Сибирь, Поволжье и Урал, Северный Кавказ и Крым, Центральная Россия, Европейский Север)
- Знаете ли вы о великом переселении народов, которое происходило через территорию нашей страны?
- Почему Россию называют многонациональным государством?
- Какие народы проживают в Российской Федерации? Сколько народностей насчитывается в России, на скольких языках они говорят?
- Знаете ли вы, какие народы и народности проживают в вашем регионе? Приведите примеры культурного разнообразия вашего региона, других регионов России.
- Как формировалась общая культура россиян?
- Что такое многоконфессиональность? Назовите основные религиозные конфессии России? Какие принципы и ценности объединяют все конфессии в нашей стране?
Ответы обучающихся
Слайд 3
Педагог: Мы пришли с вами к выводу, что наше государство сумело объединить несколько культур в единую культуру, потому что изначально оно создавалось как добровольное объединение народов, в котором есть опыт восточной и западной цивилизаций. При объединении с Россией присоединившиеся народы не теряли своей самобытности, культуры, этноконфессиональной специфики.
Слайды 4–7
Педагог: Итак, Россия – многонациональная страна с богатым культурным наследием и разнообразным этническим составом. Различные народы, проживающие на ее территории, вносят важный вклад в экономическое, научное и культурное развитие страны.
- Какие научные, спортивные достижения нашего многонационального народа вам известны?
- Приведите примеры трудовых, профессиональных достижений разных народов России.
- Как Россия сохраняет и обогащает свое наследие в области культуры и искусства? Назовите известные вам крупные выставки, оперные постановки, фильмы и музыкальные произведения российских авторов.
Ответы обучающихся
Слайд 8
Педагог: Мы с вами пришли к важному выводу: богатство России создается трудом ее народов, которые вносят весомый вклад в экономическое, научное и культурное развитие страны. И сегодня мы видим, как российский народ достигает значительных результатов во многих областях жизни и отраслях экономики. Президент России В.В. Путин в своей речи от 19 мая 2023 года на заседании Совета по межнациональным отношениям отметил: «Культурное и национальное многообразие – это всепобеждающая сила России, наши предки из поколения в поколение трудились на благо родной общей Родины». По словам В.В. Путина, разнообразие языков, традиций преумножало духовное наследие единого государства, формировало его уникальную, многонациональную, многоконфессиональную культуру: «Наша держава создавалась вокруг ценностей многонациональной гармонии, это важнейшая основа нашей консолидации, которая только лишь крепнет перед лицом внешней агрессии и угроз».
Педагог: Итак, для народов России характерны гостеприимство, уважение к старшим, веротерпимость, то есть уважение к другой религии, к другому укладу жизни. Принятие и единство традиционных духовно-нравственных ценностей лежит
в основе российской культуры и проявляется в фольклоре и ремеслах, традициях в одежде, обычаях, праздниках, народном искусстве и многом другом.
Педагог: Расскажите о культуре и искусстве своего народа, других народов России.
-Какие традиции народов России необходимо сохранять?
— Почему традиционная культура должна сохраняться и возрождаться?
Ответы обучающихся.
Педагог: Мы с вами пришли к выводу, что очень важно знать историю, культуру, традиции, уклад жизни, язык, религии народов России. Необходимо знать о том, какие ценности нас объединяют, почему надо беречь и преумножать традиционную культуру народов России.
Слайды 9–10
Педагог: 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, наша страна отмечает День народного единства, который напоминает о подвиге народа, сплотившегося перед лицом страшной Смуты и сумевшего разбить и изгнать из России польско-литовских захватчиков. Большую роль в консолидации общества сыграла Русская Православная церковь, которую возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Находясь в заточении, под угрозой гибели, он призывал русских людей прекратить распри, противодействовать оккупантам, объединиться и собирать силы для освобождения страны. Во многом благодаря его принципиальной позиции в Нижнем Новгороде начало формироваться народное ополчение под руководством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое освободило Москву и русское государство от польских интервентов.
С Казанской иконой Божией Матери также связывают важные для нашего Отечества победы Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова и Георгия Жукова. (Пример: Фельдмаршал Кутузов, прежде чем принять командование над нашими войсками в Отечественной войне 1812 года, долго молился перед чудотворным образом Богородицы в Казанском соборе. Образ этот был точным списком с Казанской иконы и был написан по приказу Петра I. И вот, 22 октября, в
день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска разбили арьергард французского маршала Даву. Враг потерял 7 тысяч человек).
Просмотр фрагмента из фильма «Минин и Пожарский»
- Как вы думаете, почему Минин и Пожарский отважились стать инициаторами народного ополчения и возглавить его? Какова была главная и единственная цель ополчения?
- Кто выбрал Кузьму Минина и поручил ему руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения? За какие качества народ ценил князя Пожарского и выбрал его военачальником ополчения? Какие качества делали Минина и Пожарского лидерами? Почему их поддержал народ? Какова роль личности в истории?
- Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского положило начало возрождению русского государства после Смутного времени. Можем ли мы сказать, что в России после этого события начался отчет новой эпохи?
- Что значило и значит это событие для нашего государства и его национальной безопасности?
- Чему нас учит этот фильм?
Ответы обучающихся
Педагог: Наши предки в трудную минуту отстояли независимость родного Отечества, сплотили наш многонациональный народ. Мы – единый народ, который стремится к тому, чтобы завтрашний день был благополучным. И сегодня мы особенно чувствуем это единение. Наша Родина столкнулась с новыми вызовами, и народ плечом к плечу встал на защиту национальных интересов, правды и справедливости! Мы должны знать, что национальная безопасность Российской
В День народного единства необходимо помнить, что каждый гражданин России должен быть способен аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
Слайд 11
Педагог: Мы пришли к выводу, что День народного единства – это день героизма и мужества народа, отстоявшего свою свободу и независимость, праздник, объединивший весь многонациональный народ России. В целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, в том числе от недружественных действий иностранных государств, необходимо повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ России с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Слайд 12
Педагог: Сегодня мы с вами поговорили о том, что Россия обладает уникальной культурой, историей, традициями и задача каждого из нас – чувствовать свою сопричастность Родине, ее многонациональному народу, уважать ее государственные законы, знать культуру, историю и язык своего народа, других народов России, осознавать свою культурную и гражданскую идентичность. Сила России – в единстве многонационального народа, в уважении традиций, религий, уклада жизни всех народов страны.
Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию. Примерные вопросы для рефлексии:
- О чем вам хочется подумать и поговорить после сегодняшнего занятия?
- Есть ли у вас опыт гражданской социально значимой деятельности по сохранению и преумножению культуры своего народа, других народов России?
- Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие?
- О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
- Довольны ли вы своим участием в занятии?
Ответы обучающихся