Конспект урока
Русский язык
5 класс
Урок 1
Язык и его роль в жизни человека.
Виды речевой деятельности
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Представление о языке как средстве общения.
- Особенности устного и письменного общения.
- Представление о видах чтения.
- Представление об эффективном слушании.
Тезаурус
Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.
Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-10; 191.
Дополнительная литература:
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.
2. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. Русский язык. 5 класс. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 11; 384 с.
3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал «Про Пословицы» – http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-o-rechi-ustnoj-i-pismennoj/ (Дата обращения: 01.06.2019).
2. Литературный блог BOOKMARK 1 – https://book1mark.ru/ (Дата обращения: 01.06.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.
Общение бывает устным и письменным. Представьте себе, что вы с другом идёте по школьному коридору. Вдруг из-за угла вылетает первоклашка, которого ваш спутник ещё не видит. «Осторожно!» — вскрикиваете Вы, пытаясь уберечь друга от столкновения. Первоклашка проносится мимо, вы с другом молча переглядываетесь, а сами думаете: «Чуть не сбил нас!».
То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.
Устная речь – это произнесенное с определённой интонацией предложение «Осторожно!». Для того чтобы получить данное высказывание, необходимо в языке найти подходящие средства: выбрать восклицательную интонацию высказывания, которая предупредила об опасности; отыскать наречие, точно обозначившее ситуацию и так далее.
Если Вы захотите написать об этом происшествии сообщение одноклассникам, то нужно использовать письменную речь.
Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.
Подумайте:
- Если бы Вы шли по школьному коридору один, Вы бы стали самому себе вслух говорить: «Осторожно!»?
Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;
- Почему, когда Вы заметили опасность, сказали о ней другу? Что заставило Вас заговорить?
Предположим, чтобы не было столкновения.
- Если бы рядом с вами шел человек, не владеющий русским языком, имело ли смысл произносить русское слово?
Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.
Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:
– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);
– потребность человека что-то сказать или написать;
– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.
Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.
Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.
Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:
– Извините, я не понял (а), как выделить … .
– Скажите, пожалуйста, что означает слово… .
– Объясните, пожалуйста, как обозначить… .
Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.
Теоретический материал для углубленного изучения
Основные приёмы изучающего чтения
- Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
- О чём говорится в тексте? Что в нём исследуется? (определить тему текста).
- Уточните, что нового вы для себя узнали, а что было знакомым.
- Просмотрите шрифтовые выделения в тексте (курсив, жирный шрифт).
- Выделите непонятные слова, узнайте их значение.
- Прочитайте еще раз весь текст или трудные части.
- Приведите свои примеры, объясните их, перескажите текст; ответьте на вопросы в конце текста (если есть).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Единичный выбор
Выбери правильное утверждение.
Речь – это…
а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;
б) средство общения.
Разбор задания: вспоминаем, что речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите виды речевой деятельности:
А) прямая, косвенная;
б) устная, письменная;
в) эмоциональная, спокойная.
Разбор задания:
Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.