Конспект урока
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 13.
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы потренируемся распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Научимся распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях
Глоссарий
Лексическое значение – то, что слово обозначает, его смысл.
Однозначное слово – слово, имеющее одно лексическое значение.
Многозначное слово – слово, имеющее два или несколько лексических значений.
Прямое значение – первое, буквальное значение слова.
Переносное значение – второе значение слова, как бы перенесенное на другой предмет по сходству или близости признаков.
Толковый словарь – словарь, в котором объясняются, «толкуются» значения слов.
Литература
Основная литература
• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 42-46; 152-154.
Дополнительная литература
• Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987. С. 140-146.
• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. С. 29-32.
• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
• Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1999. – 607 с.
• Сайт slovari.ru: Поиск по словарям
http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке мы поговорим о словах. Прочтите отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой о слове «плим» и подумайте, чем это слово отличается от всех известных нам слов.
«Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
А я придумал слово,
смешное слово – плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Что есть у слов «ложка», «кошка» и всех известных нам слов?
У них есть значение.
Все слова в языке служат для обозначения предметов или действий, признаков или количества.
А слово «плим»? У него нет значения. Оно ничего не обозначает. Значит это не слово, а просто сочетание звуков или букв.
(Если Вам понравилось стихотворение и жаль исключать «плим» из слов, подумайте, что нужно сделать, чтобы превратить его в слово).
Некоторые слова имеют даже не одно, а несколько значений.
Вот, например, слова: «тюльпан», «георгин» и «астра» обозначают только определённый цветок, а у слова – названия цветка «колокольчик» есть еще одно значение «маленький колокол»
А у слова «ключ» целых 4 значения. Это и родник, и то, чем мы открываем замок, и то, чем закручиваем гайки (гаечный ключ) и даже музыкальный символ – скрипичный ключ.
Такие слова называются многозначными.
А слова, у которых только одно значение – однозначными.
У многозначных слов часто кроме первого буквального (или прямого) значения есть значение переносное. То есть, такое в котором смысл как бы переносится на другой предмет по сходству или близости признаков.
Давайте прочтём шуточную загадку и подумаем, какие здесь значения у прилагательных.
— Это красная?
— Нет, чёрная.
— А почему белая?
— Потому что зелёная?
Вы догадались, о чём это?
Это смородина.
Только вот, какого она цвета?
Давайте разберемся. Какой смысл имеют прилагательные «красный» и чёрный»? Конечно, прежде всего цвет. Это первое, прямое значение. Но когда речь идёт о смородине – это еще и название ягоды. И даже, если смородина еще не созрела и пока не красная (или не чёрная) – она всё равно будет называться «красная» и «чёрная». Это – переносное значение.
А это что за странный диалог:
— А почему белая?
— Потому что зелёная.
Что здесь обозначает прилагательное «белая»? Вероятно, цвет. А «зелёная»? Здесь явно имеется в виду не цвет, а что-то другое. То, что смородина незрелая. Незрелые ягоды и плоды мы тоже называем зелёными. Потому что чаще всего они зелёные. Но даже если белые – как в случае со смородиной – всё равно называются «зелёные»! Прилагательное «зелёный» употребляется здесь в переносном значении.
Итак, в нашей шуточной загадке слово «белая» употреблено в прямом значении – значении цвета. А вот прилагательные: «чёрная», «красная» и «зелёная» – в переносном значении.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Прочитайте стихотворение А. Кушнера и подчеркните слова в переносном значении.
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
Стихотворение построено на том, что автор как бы не понимает переносных значений слов и старается истолковать их буквально. Какие слова автор находит странными?
Ножки, бьют, затрубил. Все эти слова употреблены в переносном значении.
2. Найдите в филворде многозначные слова.
й | ц | ы | ч | с | м | а | п |
ц | н | о | ж | к | а | р | к |
ы | о | ф | ю | ш | ы | н | а |
ч | я | ч | з | б | ч | у | м |
с | б | к | л | ё | н | к | и |
м | р | л | ъ | л | и | е | п |
а | ь | ю | х | г | ю | а | е |
к | з | ч | м | о | ж | м | н |
Если Вы внимательно посмотрите, то увидите, что в этом филворде спрятано четыре слова: ножка, ноябрь, ключ и клён. Но слова «клён» и «ноябрь» имеют только одно значение, поэтому правильный ответ:
й | ц | ы | ч | с | м | а | п |
ц | н | о | ж | к | а | р | к |
ы | о | ф | ю | ш | ы | н | а |
ч | я | ч | з | б | ч | у | м |
с | б | к | л | ё | н | к | и |
м | р | л | ъ | л | и | е | п |
а | ь | ю | х | г | ю | а | е |
к | з | ч | м | о | ж | м | н |