Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок №16
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.
2. Разграничение общеупотребительных слов и слов ограниченного употребления, нахождение их в тексте.
3. Навык использования толкового словаря, извлечения из него информации.
Тезаурус
Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу.
Необщеупотребительные слова (слова ограниченного употребления) – это слова, которые используются не всеми, а только представителями определённой профессии, социальной группы или жителями какой-либо местности.
Диалектные слова – это слова, которые используются жителями какой-либо местности.
Жаргонные слова – это слова, которые употребляются представителями определённой социальной группы.
Профессиональные слова – это слова, которые используются представителями определённой профессии.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основная часть русской лексики – это слова, которые употребляются всеми людьми независимо от места проживания и профессии. Благодаря этим словам все жители страны понимают друг друга, могут общаться в любой сфере жизни. Эти слова называются общеупотребительными. В толковых словарях у них нет таких помет, то есть у этих слов нет ограничений в употреблении. Заглянем в толковый словарь учебника. Слова́ банкомат, барабан известны любому, кто говорит по-русски. Хотя эти слова не являются исконно русскими.
Но есть и слова, которые используются не всеми, а только представителями определённой профессии, социальной группы или жителями какой-либо местности. Это необщеупотребительные слова или слова ограниченного употребления.
В толковом словаре такие слова имеют пометы. Например, слова музга и мшара имеют помету областное, которая свидетельствует о том, что эти слова понятны только жителям определённой местности. Жители другой территории страны будут говорить яма с водой, сухое болото.
Слово мягкий в пятом значении имеет помету специальное. Лингвисты знают, что мягкий согласный произносится путём дополнительного подъёма спинки языка.
В повести «Золотая роза» Константин Паустовский пишет так: «А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга, мшары (сухие лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, корье, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием». По мнению писателя, это простые слова. Но все ли они понятны вам?
Корабельная роща изображена на картине русского художника Ивана Шишкина, которая так и называется – «Корабельная роща». Это лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, из которых строили корабли. Вот почему роща называется корабельной.
«Корабельная роща» И. Шишкин
Чапы́га – это кустарник. Гарь – выгоревшее место в лесу. Корьё – это кора деревьев. Живи́ца – смола, которую выделяют хвойные деревья. Просека – очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой. Кондо́вой называют сосну с плотной, прочной древесиной, с малым количеством сучков.
Значения некоторых слов оказались для нас неясными. Чтобы их понять, нам пришлось заглянуть в толковый словарь.
Если вы ничего не понимаете в компьютерах, то следующий текст вам будет непонятен: «Хороший гироскутер всегда будет состоять из трёх плат: материнской и двух контроллеров. На платах должен стоять логотип производителя».
Чтобы понять смысл фразы, нужен словарь. Слов плата два. Нас интересует второе слово, омоним. Плата – это пластина из тонкоизолирующего материала, на которой устанавливают и соединяют в общую схему электро- и радиоэлементы. Материнская плата – это центральная часть компьютера, в которой расположен процессор, оперативная память и т. п.
Ищем слово контроллер. У слова два значения, и оба ограниченного употребления. Первое с пометкой специальное нам не подходит, так как речь идёт о трамваях, троллейбусах, электровозах. А второе с пометкой информатика, то есть относящееся к информатике, нам подходит: контро́ллер – это компьютерная подсистема, управляющая работой подключённых к ней периферийных устройств и каналов связи.
Возможно, найдутся те, кто не знает, что такое гироскутер. Гироскутер – это уличное электрическое транспортное средство, выполненное в форме поперечной планки с двумя колёсами по бокам.
Ограниченными в употреблении могут быть профессиональные слова, понятные представителям одной профессии.
Есть ещё одна группа слов ограниченного употребления. Это жаргон и сленг. Молодые люди используют слова из английского языка: «хайп», «хэ́йтер», «свайп», «и́зи».
Важно помнить, что главное в общении – чтобы тебя понимали.
Тренировочные задания
1. Подберите синонимы к диалектным словам. Добавьте их в таблицу.
диалектное слово | рукотёрник | скрябка | утирка |
общеупотребительное слово-синоним |
Носовой платок, полотенце, лопата
Для выполнения этого задания можно проанализировать морфемный состав слов и догадаться, почему предметы так названы. Скрябка – от слова скрести. Рукотёрник – предмет, которым вытирают руки. Утирка – предмет, которым утираются.
Правильный ответ
диалектное слово | рукотёрник | скрябка | утирка |
общеупотребительное слово-синоним | полотенце | лопата | носовой платок |
2. Восстановите последовательность расположения информации в толковом словаре.
1. Пример употребления в речи.
2. Грамматические пометы (например, род имени существительного).
3. Толкование лексического значения.
4. Искомое слово с указанием ударения.
Вспоминаем, как выглядит словарная статья толкового словаря учебника:
Правильный ответ
4. Искомое слово с указанием ударения.
2. Грамматические пометы (например, род имени существительного).
3. Толкование лексического значения.
1. Пример употребления в речи.