Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 20
Сжатое изложение
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Сжатое изложение как вид речевой деятельности.
- Приёмы сжатия текста.
- Правила написания сжатого изложения.
Тезаурус
Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.
Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста.
Микротема – это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).
Текст – (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.
Дополнительная литература:
1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
3. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 класс // Канакина Г. И., Пранцова Г. В., Петрунина В. М. и др. – Пенза, 1997. – 151с.
4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.
Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.
Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.
Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.
Как составить сложный план
- Внимательно прочитайте текст.
- Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.
- Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.
- Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.
При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.
Памятка
Как слушать текст, чтобы понять его содержание
- Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.
- Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.
- Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.
- Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.
Приёмы сжатия текста
Исключение подробностей и деталей | Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст. |
Обобщение однородных явлений | Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст. |
Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения) | Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение. |
Памятка
Как готовиться к сжатому изложению
- Внимательно прочитайте текст.
- Определите его основную мысль.
- Исключите из текста подробности, повторы.
- Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
- Ещё раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.
Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.
Рассмотрим текст.
По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
– Замолаживает…
– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.
– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)
О ком это текст? О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».
Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.
Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).
Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.
Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.
Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите заголовок, отражающий содержание текста:
1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».
2. «Холодный мартовский день».
3. «Разговор с ямщиком».
Разбор задания: В заголовке текста отражается его тема или основная мысль. «Холодный мартовский день» даёт указание только на день, когда происходили события, «Разговор с ямщиком» указывает на факт разговора, но ничего не говорится о его содержании.
Правильный ответ: 1.
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа
Выберите из предложений то, в котором выражена основная мысль текста.
а) мичман решил записать слово, чтобы его не забыть;
б) морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В. И. Даля. В этот день он принял решение собирать слова для словаря.
Разбор задания:
Слово, которое записал мичман, стало основой для дальнейшей работы по составлению словаря. Именно в этот морозный день было принято решение собирать слова.
Правильный ответ: б.