Конспект урока
История, 6 класс
Урок 22. Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство Европы и культура Руси
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Познакомятся с геополитическим и культурным контекстом, в котором существовало средневековое государство Русь.
- Узнают о внешней политике и культурном взаимодействии Руси, как с народами степи: печенегами и половцами, так и с Европейскими странами, в первую очередь, с Византией.
- Познакомятся с памятниками культуры, изобразительного искусства, а также письменности.
- Проиллюстрируют картину мира, уклад повседневной жизни и быта средневековой Руси в период складывания единого культурного пространства и народности.
Тезаурус
Хо́ры – в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви.
Апси́да – в церковной архитектуре примыкающий к основному объёму пониженный, полукруглый, гранёный, прямоугольный выступ здания. Внутри апсиды расположен алтарь.
Алтарь – в православной традиции главная, восточная, часть храма, располагается в специальном выступе, отделена от основного помещения.
Мозаика – техника нанесения изображения путём закрепления раствором мельчайших кусочков цветного стекла, эмали или камешков.
Па́перть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним помещением храма.
Ба́рмы – широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями. Часть парадной княжеской одежды, в дальнейшем – царская регалия.
Кокошник – женский головной убор в виде гребня или полукруга вокруг головы.
Гривна – денежная и весовая единица древнерусских земель. Была золотая и серебряная. Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. –М.: Просвещение, 2019.
- Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
- Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М: Владос, 1996.
- Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времён до XVII века».
- Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
- Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн – энциклопедия «Кругосвет».
- Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
- Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времён до наших дней.
- Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
- Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
- Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
- Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времён до наших дней.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня мы с вами познакомимся с международными связями и историей культурного развития древнерусского государства. В современной науке существует порядка 1500 определений культуры. Мы остановимся на самом общем определении культуры как совокупности достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. В странах Западной Европы после падения Западной Римской империи начался резкий упадок культуры. Только к IX веку наследие античности вновь привлекло европейцев. Многие страны Европы отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. А каким образом развивалась культура древнерусского государства и какие особенности можно выделить в этот период? Ведь Русь соседствовала не только с Европой, но и со степными кочевыми народами. Мы попытаемся ответить на вопросы как развивались международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, и как они влияли на её культуру.
Древняя Русь отличалась высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески перерабатывала культурные достижения Византии и других соседей, формируя собственную традицию. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью европейской и мировой культуры. Её особенностью было то, что она развивалась без влияния античности. В письменной традиции с самого раннего этапа использовался родной язык.
Международные контакты Руси были активными и широкими. С одной стороны, ей приходилось защищать себя и сопредельные европейские государства от набегов кочевников-степняков. С другой стороны, Русь поддерживала активные торговые связи с Византией и её правители, начиная с Владимира Крестителя заключали браки с представителями Византийского императорского дома. С Западноевропейскими государствами Русь также поддерживала как военные, так экономические и дипломатические контакты. Например, Новгород поддерживал связи с крупным торговым объединением германских городов Ганзейским союзом, а многофигурные металлические ворота для своего Софийского собора горожане заказали в Магдебурге.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Русские князья укрепляли международное положение страны не только успешными военными походами, но и династическими браками. Установите соответствие между правителями Руси и их жёнами.
Варианты ответов:
А) Владимир I Святославич | 1) Мария Мономах |
Б) Ярослав Мудрый | 2) Анна Византийская |
В) Всеволод Ярославич | 3) Гита Английская |
Г) Владимир Мономах | 4) Ингигерда Шведская |
Правильный ответ:
А) Владимир I Святославич | 2) Анна Византийская |
Б) Ярослав Мудрый | 4) Ингигерда Шведская |
В) Всеволод Ярославич | 1) Мария Мономах |
Г) Владимир Мономах | 3) Гита Английская |
Задание 2. Распределите термины по трём группам: 1 группа – жилище, 2 группа – предметы домашнего быта, 3 группа – одежда.
Варианты ответов:
1. Епанча
2. Ухват
3. Сени
4. Зипун
5. Кочерга
6. Клети
7. Хоромы
8. Кокошник
9. Полати
Правильный ответ:
Жилище | Предметы домашнего быта | Одежда |
3. Сени 6. Клети 7. Хоромы | 2. Ухват 5. Кочерга 9. Полати | 1. Епанча 4. Зипун 8. Кокошник |