Конспект урока
Урок по русскому языку
4 класс
УРОК №24
Раздел «Слово в языке и речи»
Тема: Урок развития речи. Чтение по ролям сказки.
Цели: развивать речь; пополнять словарный запас; повторить понятия «прямое» и «переносное» значение слова; искать в тексте прямое и переносное значение.
Я вспомню понятия «прямое» и «переносное» значении.
Я узнаю новую сказку.
Я научусь:
отличать слова в «прямом» и «переносном» значении;
распознавать в тексте прямое и переносное значение;
объяснять лексическое значение слов в «переносном» значении;
читать сказку по ролям.
Глоссарий:
«прямое» значение слова;
«переносное» значение слова;
толковый словарь
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
Сергей Козлов «Лисичка https://skazki.rustih.ru/sergej-kozlov-lisichka/
Словарь русского языка /С.И. Ожегов под редакцией Н.Ю. Шведовой — М., Русский язык, 1989
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
https://skazki.rustih.ru/sergej-kozlov-lisichka/
https://gufo.me/dict/ozhegov словарь русского языка
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
Прочитайте словосочетания: золотое кольцо, золотые руки, золотые серьги, золотая цепь.
Объясните значение каждого словосочетания.
Определите, какие слова употреблены в прямом значении, а какие в переносном значении. (Золотое кольцо, золотые серьги, золотая цепь — прямое значение, золотые руки — переносное значение.)
Прочитайте стихотворение Екатерины Серовой. Определите, какие слова употреблены в переносном значении.
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые нас руки растят.
(Рожь золотая (спелая, готовая к уборке рожь) — переносное значение; руки золотые (умелые руки) — переносное значение.)
Сегодня мы будем говорить о словах в прямом и переносном значении. И читать по ролям сказку С. Козлова «Лисичка».
Тема: Урок развития речи. Чтение по ролям сказки.
Цели:
Я вспомню понятия «прямое» и «переносное» значении слов.
Я узнаю сказку С. Козлова «Лисичка».
Я научусь:
отличать слова в «прямом» и «переносном» значении;
распознавать в тексте прямое и переносное значение;
объяснять лексическое значение слов в «переносном» значении;
читать сказку по ролям.
2.Объясняющий модуль.
1.) Работа с правилом.
Вспомним, у каждого слова есть основное лексическое значение.
Например, игрушка – это вещь для игры, деревянный – это значит, сделанный из дерева, гореть – поддаваться действию огня.
Если слово точно называет предмет, его действие и признак, то это – прямое значение слова.
На основе прямого значения у слова может возникнуть несколько лексических значений. Новое лексическое значение слова появляется, когда звучание одного слова переносится на другой предмет, его признак или действие на основании сходства. Это переносное лексическое значение.
Лексическое значение слова |
Рассмотрите схему:
Прямое значение Прямо, указывает на предмет, действие, признак |
Переносное значение переносит прямое значение слова на другой предмет, признак, действие на основании сходства. |
Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов.
1) стеклянный (стеклянная дверь – стеклянный взгляд);
2) летит (летит воробей – летит воланчик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).
– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное, глагол, существительное.)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь слова разных частей речи.)
– Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
— Объясним значение словосочетания «золотые скорлупки». «Золотые скорлупки» — это скорлупки из золота.
— Сравним употребление слова «золотой» в другой сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
«Золотая рыбка» — это рыбка, имеющая цвет золота. Это выражение поэт употребляет на основе сходства по цвету.
– Определите, в каком фрагменте слово «золотой» употреблено в прямом значении, а каком — в переносном?
(В «Сказке о царе Салтане» слово «золотой» употреблено в прямом смысле, а в «Сказке о рыбаке и рыбке» — в переносном значении.)
Если Вы сомневаетесь в объяснение переносного лексического значения слова, то за помощью обратитесь к толковому словарю.
В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов.
Например, узнаем в словаре русского языка С.И.Ожегова, сколько значений у слова золотой.
1. Цвета золота, блестяще-жёлтый. Золотая осень.
2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора.
3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.
4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!
(Слово переносное записано сокращённо: перен.)
Зачем нужно знать прямое и переносное значение слов?
Прямое и переносное значения слов нужно знать, чтобы понимать собеседника, чтобы правильно использовать их в своей речи. Уместное употребление слов в переносном значении делает нашу речь яркой, образной.
2.) Чистописание.
Какая орфограмма в слове золотой? (Две безударные гласные «о» в корне слова. Проверочные слова зОлото, позолОта.)
1.Напишите слово золотой и проверочные слова.
ЗОлото, позолОта — золотой.
2.Пропишите буквы безударных гласных.
а о е и я
3. Спишите отрывок из сказки А.П. Пушкина, в котором слово «золотой» употреблено в переносном значении.
3.) Наблюдение над сказкой С. Козлова «Лисичка».
Мы знаем, что сказки – это произведения, в которых происходит что-то волшебное и добро всегда побеждает зло. Сказки бывают авторские и народные.
А.С. Пушкин написал много сказок. Такие сказки называются авторскими. Какие ещё авторские сказки вам знакомы?
(С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», Шарль Перро «Красная шапочка», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Джанни Родари «Чиполлино», Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» и другие.)
Сегодня мы прочтём сказку Сергея Григорьевича Козлова «Лисичка».
Сергей Григорьевич Козлов автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и Медвежонка. Это он написал известную всем сказку и сценарий к одноимённому мультфильму «Ёжик в тумане».
Опираясь на название сказки, выскажите предположение, о чём или о ком она?
(В сказке может идти речь о животном лисичке или о грибе лисичке, или о хитром человеке.)
Сергей Козлов «Лисичка»
Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.
— Ты чего это? — спросил Ёжик.
— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.
— Да ты посмотри…
— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.
— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.
— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
— Разве от радости плачут?
— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.
— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.
— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.
— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.
— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.
— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.
— Не хочу! Не хочу, слышишь?
— Чего ты не хочешь?
— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.
— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты же сам знаешь. А как красиво зимой!
— Зимой я тоже буду плакать.
— Зимой? Да почему?
— Мне будет её жалко. — И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.
— Бежим! — крикнул он.
— Куда? — поднял зарёванные глаза Медвежонок.
— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
— Куда ты меня тащишь?!
Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.
— Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.
4.) Разбор сказки.
Проверим высказанные предположения, о чём или о ком эта сказка.
Своё произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка», значит оно о грибе? Нет, эта сказка не о грибе.
Разберём прочитанный текст.
Главные герои сказки Ёжик и Медвежонок.
Рассмотрим отрывок текста:
«Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.
— Ты чего это? — спросил Ёжик.
— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.
— Да ты посмотри…
— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.
— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.
— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
— Разве от радости плачут?
— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.»
Почему плакал Медвежонок?
«Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца …»
(В данном отрывке найдём слова, которые употреблены в переносном значении: синевы, огненных. Объясним их лексическое значение. Синева – это необъятное ясное небо синего цвета. Огненные листья – листья оранжево – красного цвета, цвета огня.)
Медвежонок увидел необъятное ясное, синее небо, сверкающие на солнце огненные листья. Необыкновенная красота осеннего леса его поразила до глубины души. Он не смог сдержать своих слёз и заплакал от радости.
«— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.»
Чего Медвежонок не хочет?
Давайте обратимся к тексту:
«— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.
— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.
— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.
— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.
— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.
— Не хочу! Не хочу, слышишь?
— Чего ты не хочешь?
— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.»
Медвежонок не хочет, чтобы всё уходило. Медвежонку хотелось бы остановить время, хотя он и понимает, что это невозможно.
Что говорил Ёжик, успокаивая Медвежонка?
«— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.»
Медвежонок продолжал плакать. И Ёжик понял, что словами не поможешь. Что сделал Ёжик?
Ёжик потащил Медвежонка в лес в гору.
Проследим путь Ёжика и Медвежонка.
«Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.»
Автор перечисляет удручающие для жизни леса картины: старая сломанная берёза, сгнивший мостик, срубленная осина, горелые пни. Как вы думаете, зачем?
Можно ответить так: Медвежонка огорчает то, что проходит осень, улетают птицы, состарилась берёзка, сгнил мостик, погибла осина. Автор соглашается с ним и подтверждает: К сожалению, всё прекрасное разрушает время.
А теперь давайте прочитаем, что увидел Медвежонок после такой грустной картины?
«— Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.»
Что значит словосочетание золотой гриб? Золотой гриб – гриб, имеющий цвет и блеск золота; чудо в унылом лесу. Это словосочетание употреблено в переносном значении.
Медвежонок после мрачного зрелища видит «золотой гриб» — светлый и яркий образ.
Такой приём в литературе называется приём контраста.
Ёжик вместе с автором хочет показать Медвежонку: старое разрушается и уходит из мира, а на его месте появляется новое. Старая берёзка, погибшая осина, сгнивший мостик и маленький золотой гриб. На смену старому всегда приходит новое, как этот маленький золотой гриб. Красота вечна!
Что ещё хочет сказать Ёжик Медвежонку?
Рассмотрим отрывок текста:
«Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.»
Что значит выражение «поджав коленки»? Ему неудобно, неуютно и холодно. Это выражение употреблено в переносном значении.
Значит, маленькой лисичке одиноко неуютно и холодно в лесу, а она не унывает и радуется жизни.
Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее лисички. Лисичка совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик.
Мы можем сделать вывод, что Ёжик – настоящий друг.
Обратите внимание, автор относится к лисичке с уважением. Гриб смелый и стойкий.
Настоящие грибы лисички удивительны. Они выносливы и не поддаются гниению. После сбора долго сохраняют свежий вид.
Почему же С. Козлов назвал свою сказку «Лисичка»?
Лисичка – это пример обновления мира и мужества.
Чему учит нас эта сказка? Время идёт, меняется мир, но мы не должны грустить, мы должны радоваться жизни. Ведь рядом с нами красота, дружба, доброта и мужество.
5.) Чтение по ролям.
Прежде чем приступить к выразительному чтению сказки по ролям, обсудим, как правильно читать реплики.
Медвежонок печален и сильно расстроен. Он эмоционален и впечатлителен. Ёжик спокоен, уравновешен, ласково успокаивает своего друга. В конце сказки он с восхищением говорит о лисичке.
Прочитайте это произведение по ролям. Покажите голосом настроение героев.
3. Физкульминутка.
Часто в переносном значении употребляются названия животных.
Отгадайте и покажите животных.
- Трусливого человека, называют … . (заяц)
- Хитрого человека, называют … . (лиса)
- Упрямого человека, называют … .(осёл)
- Неуклюжего человека, называют … . (медведь)
- Смелого человека, называют … (лев)
4. Тренировочный модуль.
1). Определите и выпишите ключевые понятия сказки С. Козлова «Лисичка»
Красота, осень, радость, улица, доброта, города, время, гора, дружба, мужество, веселье, непогода, вечер, листья, дождь.
Проверьте себя:
Красота, радость, доброта, время, дружба, мужество.
2). Спишите предложения и подчеркните имена прилагательные в переносном значении.
Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.
Проверьте себя:
Это был необыкновенный осенний день! Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.
3). Восстановите последовательность сказки С. Козлова «Лисичка». Обозначьте цифрами правильный порядок частей.
Сергей Козлов «Лисичка»
.— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.
— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.
— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.
— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.
— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.
— Не хочу! Не хочу, слышишь?
— Чего ты не хочешь?
— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.
.Это был необыкновенный осенний день!
.— Бежим! — крикнул он.
— Куда? — поднял зарёванные глаза Медвежонок.
— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
— Куда ты меня тащишь?!
Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.
.— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты же сам знаешь. А как красиво зимой!
— Зимой я тоже буду плакать.
— Зимой? Да почему?
— Мне будет её жалко. — И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.
.— Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.
. Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.
— Ты чего это? — спросил Ёжик.
— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.
— Да ты посмотри…
— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.
— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.
— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
— Разве от радости плачут?
— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.
Проверьте себя:
Сергей Козлов «Лисичка»
1. Это был необыкновенный осенний день!
2.Было столько синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.
— Ты чего это? — спросил Ёжик.
— Не знаю, — сказал Медвежонок. — Плакать хочется.
— Да ты посмотри…
— Я видел, — сказал Медвежонок. — Потому и плачу.
— Чего ж здесь плакать? Радоваться надо, — сказал Ёжик.
— Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
— Разве от радости плачут?
— Ещё бы! — И Медвежонок разрыдался.
3.— Успокойся, что ты! — Ёжик погладил Медвежонка лапой. — Завтра снова будет солнце, и снова будут лететь листья, и улетать птицы.
— Улетать, — всхлипнул Медвежонок. И разревелся ещё пуще.
— Но они прилетят, — сказал Ёжик. — Они вернутся. Пройдёт зима, снег растает, и они вернутся.
— Зима. — Медвежонок горько плакал и весь вздрагивал.
— Ну да, зима. Но она пройдёт, и всё будет снова.
— Не хочу! Не хочу, слышишь?
— Чего ты не хочешь?
— Чтобы всё уходило, улетало! — крикнул Медвежонок.
4.— Это же ненадолго, — сказал Ёжик. — Ты же сам знаешь. А как красиво зимой!
— Зимой я тоже буду плакать.
— Зимой? Да почему?
— Мне будет её жалко. — И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.
5.— Бежим! — крикнул он.
— Куда? — поднял зарёванные глаза Медвежонок.
— Бежим, говорю! — И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
— Куда ты меня тащишь?!
Они пробежали мимо старой сломанной берёзы, перешли по сгнившему мостку ручей, перелезли через срубленную осину и, петляя между горелых пней, поднялись в гору.
6. — Смотри! — сказал Ёжик и показал Медвежонку гриб-лисичку.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
— Видишь? — сказал Ёжик. — У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.
4.) Запишите словосочетания в два столбика. В первый столбик — словосочетания в прямом значении; во второй столбик — в переносном значении.
Пламя огня – пламя любви, тяжёлая сумка – тяжёлая утрата, гибкий ум – гибкий прутик, каменное здание – каменное лицо, молоть кофе – молоть чепуху, строить планы – строить дом, хранить верность – хранить деньги.
Проверьте себя:
пламя огня пламя любви
тяжёлая сумка тяжёлая утрата
гибкий прутик гибкий ум
каменное здание каменное лицо
молоть кофе молоть чепуху
строить дом строить планы
хранить деньги хранить верность
5.) Составьте словосочетания. Запишите словосочетания в переносном значении. Составьте с одним из словосочетаний предложение.
Злой (мороз, пёс), чёрные (ручки, мысли), бежит (спортсмен, время), хвост (лисы, кометы), твёрдый (характер, карандаш).
Проверьте себя:
Злой мороз, чёрные мысли, бежит время, хвост кометы, твёрдый характер.
Злой мороз не выпускал нас на улицу. Чёрные мысли лезли голову. Быстро бежит время. В небе промелькнул хвост кометы. У моего друга твёрдый характер.
6.) Составьте с данными словами и словами из справки словосочетания так, чтобы они употреблялись и в прямом, и в переносном смысле.
Корабль, копировать, металлический.
Слова из справки: военный, степной, чертёж, походка, звук, прут.
Например, змеиный яд, змеиная улыбка.
Проверьте себя:
Военный корабль, степной корабль (комбайн); копировать чертёж, копировать походку; металлический прут, металлический голос.
7.) Решите кроссворд.
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
По вертикали:
2. Ребёнок (что делает?) …; природа (что делает?) … .
3. Это есть у дома; так говорят о сильном дожде.
6. Оно может быть синим; оно может обозначать большое количество чего-нибудь, например, пшеницы.
По горизонтали:
1. Он есть у человека и у корабля.
4. Спортсмен (что делает?) …; ручей (что делает?) … .
5. Таким может быть и нож, и ум.
Проверьте себя:
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| о |
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| р |
|
| с |
|
|
|
|
|
4 | б | е | ж | и | т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| е |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | н | о | с |
|
|
|
|
|
|
|
| а |
| п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
| 5 | о | с | т | р | ы | й |
По вертикали:
2. Спит. Ребёнок спит; природа спит.
3. Стена. Стена дома; стена дождя.
6. Море. Синее море; море пшеницы.
По горизонтали:
1. Нос. Нос человека; нос корабля.
4. Бежит. Спортсмен бежит; ручей бежит.
5. Острый. Острый нож; острый ум.
8.) Разгадайте филворд.
Найдите и выпишите слова в переносном значении.
Проверьте себя:
Холодный взгляд; горят глаза; ударил мороз.
5.Контрольный модуль
1.) Вариант 1. Выберите правильный ответ на вопросы по сказке Сергея Козлова «Лисичка»
1.Каким был осенний лес?
А) обычным;
Б) необыкновенным;
В) дождливым
2.Что сделал Медвежонок?
А) запел;
Б) засмеялся;
В) заплакал
3.Что понял Ёжик, успокаивая Медвежонка?
А) словами здесь не поможешь;
Б) как решать примеры;
В) Медвежонок хочет спать
4.Что показал Ёжик Медвежонку?
А) осенний лес;
Б) маленький золотой гриб;
Г) нору лисы
Проверьте себя:
1.Каким был осенний лес?
А) обычным;
Б) необыкновенным;
В) дождливым
2.Что сделал Медвежонок, когда увидел красоту осеннего леса?
А) запел;
Б) засмеялся;
В) заплакал
3.Что понял Ёжик, успокаивая Медвежонка?
А) словами здесь не поможешь;
Б) как решать примеры;
В) Медвежонок хочет спать
4.Что показал Ёжик Медвежонку?
А) осенний лес;
Б) маленький золотой гриб;
Г) нору лисы
2.) Вариант 2. Выберите правильный ответ на вопросы по сказке Сергея Козлова «Лисичка»
1.От чего расплакался Медвежонок?
А) от радости;
Б) от боли;
В) от холода
2.Чего не хотел Медвежонок?
А) чтобы всё уходило;
Б) чтобы Ёжик уходил;
В) чтобы заканчивался день
3.Что сделал Ёжик?
А) ушёл спать;
Б) стал плакать вместе с Медвежонком;
В) показал Медвежонку гриб-лисичку
4.Почему гриб одинокий?
А) у него нет ни мамы, ни папы;
Б) он маленький, золотой;
Г) он весь в земле
Проверьте себя:
1.От чего расплакался Медвежонок?
А) от радости;
Б) от боли;
В) от холода
2.Чего не хотел Медвежонок?
А) чтобы Ёжик уходил;
Б) чтобы всё уходило;
В) чтобы заканчивался день
3.Что сделал Ёжик?
А) ушёл спать;
Б) стал плакать вместе с Медвежонком;
В) показал Медвежонку гриб-лисичку
4.Почему гриб одинокий?
А) у него нет ни мамы, ни папы;
Б) он маленький, золотой;
Г) он весь в земле
3) Вариант 1. Найдите и подчеркните предложение, в котором слова употреблены в переносном значении.
1) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.
2) Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
3) И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
Проверьте себя:
1) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка, он совсем один — и не плачет.
2) Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
3) И Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
4) Вариант 2. Найдите и подчеркните предложение, в котором слова употреблены в переносном значении
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) — Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
3) — Зимой я тоже буду плакать.
Проверьте себя:
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) — Я от радости плачу, — сказал Медвежонок.
3) — Зимой я тоже буду плакать.
5). Вариант 1. Запишите словосочетания в прямом значении в первую группу; в переносном значении – во вторую
Гнездо птицы, болеть душой, серебряный голосок, родное гнездо, серебряная ложка, болеть гриппом.
Проверьте себя:
Гнездо птицы, болеть гриппом, серебряная ложка.
Серебряный голосок, родное гнездо, болеть душой.
6) Вариант 2. Запишите словосочетания в прямом значении в первую группу; в переносном значении – во вторую
Бешеная собака, горы книг, вертится на стуле, бешеная скорость, горы Кавказа, вертится в голове.
Проверьте себя:
Бешеная собака, вертится на стуле, горы Кавказа.
Горы книг, бешеная скорость, вертится в голове.
6.Рефлексия.
— Закончите предложения:
Слова употребляются в … . (в прямом и переносном значении)
Если слово прямо, указывает на предмет, действие, признак – это … . (прямое значение)
Если происходит перенос прямого значения слова на другой предмет, признак, действие на основании сходства, то это … . (переносное значение)
Переносное значение слов делает нашу речь … . (образной, яркой)
— Закончи утверждения.
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось…
У меня не получилось …
7. Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение по ролям.
Нарисуйте иллюстрацию к сказке.