Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок №27. Решение задач
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— как решать текстовые задачи арифметическим способом?
— что такое схематический чертеж текста задачи?
Глоссарий по теме:
Задача — это текст, содержащий численные компоненты
Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.
Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 69.
2. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике:3 класс. М.:Издательство «Экзамен», 2017, с. 45-48.
3. Гребнева Ю. А.Тематические тестовые работы по математике для 3 класса. М.:Ювента, 2015, с. 4-6.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В древнейших рукописях египтян (около 4 тысяч лет) сохранился папирус Ахмеса. В нём даются решения 84 задач на различные вычисления, которые могут понадобиться на практике. Некоторые из этих задач показались бы довольно сложными современному ученику. Представляете себе, как трудно было их решить 4 тысячи лет назад! Ведь у древних египтян не было ни удобного способа записи чисел, ни наших правил арифметических действий, ни таблицы умножения.
Большая часть задач папируса Ахмеса относится к арифметике: задачи на арифметические действия, на пропорциональное деление и т. д. При этом сгруппированы они не по математическому содержанию, а по тому, о чём в них идёт речь.
С давних времен люди придумывали различные способы решения задач и моделировали виды кратких записей: текст, таблица, чертеж, диаграмма.
Решим задачу.
Турист проплыл на лодке шестьдесят четыре км за три дня: в первый день он проплыл двадцать два км, во второй девятнадцать км. Сколько км проплыл турист в третий день?
Для краткой записи этой задачи используют модель-чертеж.
22 км 19 км ? км
64 км
Можно использовать текстовую запись/
1 день — 22 км
2 день -19 км 64 км
3 день — ? км
Можно краткую запись оформить в виде таблицы
1 день | 2 день | 3 день |
22 км | 19 км | ? км |
64 км |
Составим план решения этой задачи:
Первым действием узнаем, сколько км турист проплыл за первый и второй день
(выполнить сложение).
Вторым действием узнаем, сколько км проплыл турист за третий день
(выполнить вычитание).
Запишем решение:
1) 22 + 19 = 41 км — за первый и второй день
2) 64 — 41 = 23 км — в третий день
Ответ: 23 км турист проплыл в третий день.
Задания тренировочного модуля:
1. К каждому вопросу задачи выбери выражение
В 3 коробках — 18 ложек. Сколько ложек находится в 6 таких же коробках?
Правильный ответ:
2. Заполните пропуски.
После того, как в магазине продали 3 ящика слив по __ кг в каждом, осталось __ кг слив. Сколько кг слив было в магазине?
8 ∙ 3 + 16 = 40 кг
Правильный ответ:
После того, как в магазине продали 3 ящика слив по 8 кг в каждом, осталось 16 кг слив. Сколько кг слив было в магазине?