Урок 3. Координатный метод решения задач

Поделиться:
Конспект урока

Геометрия, 11 класс

Урок № 3. Координатный метод решения задач

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • специфика и преимущества решения задач в пространстве координатным методом;
  • типы задач, решаемые координатным методом;
  • этап решения задачи координатным методом;
  • решение несложных задач методом координат.

Глоссарий по теме

Уравнение вида Урок 3. Координатный метод решения задач задает в пространстве плоскость α.

При этом вектор Урок 3. Координатный метод решения задач – это вектор, перпендикулярный плоскости α. Его называют вектор нормали, или нормальный вектор, или нормаль. Очевидно, что нормалью является любой вектор, коллинеарный вектору Урок 3. Координатный метод решения задач.

Вектор Урок 3. Координатный метод решения задач и любой коллинеарный ему вектор называются направляющим векторами прямой Урок 3. Координатный метод решения задач и прямой Урок 3. Координатный метод решения задач соответственно.

Основная литература:

Шарыгин И.Ф. Геометрия. 10–11 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 235, : ил., ISBN 978–5–358–05346–5, сс. 163-170.

Потоскуев Е.В., Звавич Л. И. Геометрия. 11кл.: учеб. Для классов с углубл. И профильным изучением математики общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2004. – 368 с.: ил., ISBN 5–7107–8310–2, сс. 353-260.

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Работа по теме урока. Объяснение новой темы

Мы рассмотрели несложную задачу на применение метода координат в пространстве.

Векторы Урок 3. Координатный метод решения задач, угол между которыми мы искали, называются направляющими векторами прямой Урок 3. Координатный метод решения задач и прямой Урок 3. Координатный метод решения задач соответственно.

Рассмотрим этот метод более подробно.

Суть метода координат на плоскости и в пространстве заключается в следующем.

  1. Ввести систему координат удобным образом (исходя их свойств заданной фигуры)
  2. Записать условие задачи в координатах, определив во введенной системе координат координаты точек и/или векторов
  3. Используя алгебраические преобразования, решить задачу
  4. Интерпретировать полученный результат в соответствии с условием данной задачи

В рассмотренном нами примере, поскольку был дан куб, мы могли ввести систему координат с центром в любой его вершине.

В координатах удобно решать задачи, связанные с поиском расстояний и углов. Но для того чтобы его использовать, нужно знать некоторые формулы:

  1. Угол между прямыми
  2. Угол между прямой и плоскостью
  3. Угол между плоскостями
  4. Расстояние от точки до плоскости
  5. Расстояние от точки до прямой в пространстве
  6. Расстояние между скрещивающимися прямыми

Расстояние между параллельными плоскостями определяется как расстояние от точки, лежащей в одной плоскости, до другой плоскости.

Мы рассмотрим только первые четыре формулы.

Введем их.

Угол между прямыми

Если прямая задана двумя точками A и B, то известен направляющий вектор этой прямой Урок 3. Координатный метод решения задач с координатами {Урок 3. Координатный метод решения задач}. Пусть вторая прямая имеет направляющий вектор Урок 3. Координатный метод решения задач. Тогда угол между векторами вычисляется по формуле:

Урок 3. Координатный метод решения задач.

Дальше ищется арккосинус от найденного числа. Заметим, что если косинус получился отрицательным, то это значит, что угол между векторами тупой. Поэтому мы берем модуль получившегося числа.

Фактически мы уже рассмотрели пример вычисления угла между прямыми в пространстве.

Угол между прямой и плоскостью

Сначала рассмотрим уравнение плоскости, проходящей через три точки.

Урок 3. Координатный метод решения задач.

Вам известно, что в пространстве плоскость задается уравнением, аналогичным тому, которое на плоскости задает прямую.

Если линейное уравнение вида Урок 3. Координатный метод решения задач на плоскости задает прямую l, то уравнение вида Урок 3. Координатный метод решения задач задает в пространстве плоскость α. При этом вектор Урок 3. Координатный метод решения задач – это вектор, перпендикулярный плоскости α. Его называют вектор нормали, или нормальный вектор, или нормаль.

Вам известно, что три точки в пространстве определяют единственную плоскость. Поэтому, если заданы три точки, то мы можем найти уравнение плоскости

Мы можем подставить координаты заданных точек в уравнение плоскости и решить систему из трех уравнений с тремя переменными:

Урок 3. Координатный метод решения задач

В этой системе четыре неизвестных, однако, мы можем избавиться от одной, если разделим все уравнения на D:

Урок 3. Координатный метод решения задач .

Для изучения данного способа в 11 классе на базовом уровне введение понятий матрица, определитель матрицы не желателен, данные понятия не входят в базовый курс изучения геометрии.

Иногда эта система оказывается несложной. Но иногда бывает трудно ее решить, и тогда можно использовать следующую формулу:

Обозначение |M| означает определитель матрицы М.

В нашем случае матрица представляет собой таблицу 3х3 элемента. И определитель |M| вычисляется следующим образом:

Урок 3. Координатный метод решения задач.

Таким образом, уравнение плоскости будет записано так:

Урок 3. Координатный метод решения задач

Урок 3. Координатный метод решения задач

Урок 3. Координатный метод решения задач

Пример 1:

Написать уравнение плоскости, проходящей через точки K(1; -2; 3), L (0; 1; 1), M (1; 0; 1).

Составим систему.

Урок 3. Координатный метод решения задач .

Решая ее, получим значения А, В и С: Урок 3. Координатный метод решения задач. То есть уравнение плоскости имеет вид:

Урок 3. Координатный метод решения задач .

Ответ: Урок 3. Координатный метод решения задач .

Теперь запишем формулу угла между прямой и плоскостью.

Пусть дано уравнение плоскости: Урок 3. Координатный метод решения задач и известен Урок 3. Координатный метод решения задач — направляющий вектор прямой.

Тогда Урок 3. Координатный метод решения задач – синус угла между прямой и плоскостью.

Пример 2:

Найдем угол между прямой и плоскостью. В качестве плоскости возьмем ту, уравнение которой мы только что написали:

Урок 3. Координатный метод решения задач

Прямая проходит через точки Т(2; -1; 4) и Р(3; 2; 2).

Направляющий вектор прямой: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Найдем синус угла между прямой и плоскостью:

Урок 3. Координатный метод решения задач .

Угол между прямой и плоскостью Урок 3. Координатный метод решения задач.

Ответ: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Угол между плоскостями

Пусть:

уравнение первой плоскости: Урок 3. Координатный метод решения задач

уравнение второй плоскости: Урок 3. Координатный метод решения задач

Тогда Урок 3. Координатный метод решения задач — косинус угла между этими плоскостями.

Пример 3:

Найдем угол между плоскостями:

Урок 3. Координатный метод решения задач и Урок 3. Координатный метод решения задач.

Найдем косинус угла между плоскостями:

Урок 3. Координатный метод решения задач .

Угол между плоскостями: Урок 3. Координатный метод решения задач

Ответ: Урок 3. Координатный метод решения задач

Расстояние от точки до плоскости

Пусть координаты точки: Урок 3. Координатный метод решения задач, уравнение плоскости: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Тогда Расстояние от точки до плоскости вычисляется по формуле: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Пример 4.

Найдем расстояние от точки М(4; 3; 4) до плоскости Урок 3. Координатный метод решения задач.

Урок 3. Координатный метод решения задач.

Теперь рассмотрим решение задачи координатным методом с использованием рассмотренных формул.

Пример 5.

АВС…D1 – куб с ребром 4. Найти расстояние от точки А до плоскости ЕКС (Е – середина D1C1, K – середина C1B1)

Введем систему координат с началом в вершине А так, как показано на рисунке:

Урок 3. Координатный метод решения задач

Интересующие нас точки будут иметь координаты:

A(0; 0; 0), C(4; 4; 0), E(4; 2; 4), K(2; 4; 4).

Напишем уравнение плоскости ЕКС:

Урок 3. Координатный метод решения задач .

Решая ее, получим значения А, В, С и D: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Уравнение плоскости имеет вид: Урок 3. Координатный метод решения задач

Теперь найдем расстояние от точки А до плоскости ЕКС: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Ответ: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Рассмотрим задачу (№14 из варианта ЕГЭ).

В кубе ABC…D1 все рёбра равны 4. На его ребре BB1 отмечена точка K так, что KB = 3. Через точки K и C1 построена плоскость α, параллельная прямой BD1.

а) Докажите, что A1P : PB1 = 2 : 1, где P — точка пересечения плоскости α с ребром A1B1.

б) Найдите угол наклона плоскости α к плоскости грани BB1C1C.

Решение:

Переформулируем первый пункт этой задачи таким образом:

Проведем плоскость через точки Р, K и C1 и докажем, что она параллельна прямой BD1.

Введем систему координат так, как показано на рисунке:

Урок 3. Координатный метод решения задач

Найдем координаты точек Урок 3. Координатный метод решения задач:

Р(Урок 3. Координатный метод решения задач; 0; 4), К(4; 0; 3),Урок 3. Координатный метод решения задач(4; 4; 4).

Напишем уравнение плоскости Урок 3. Координатный метод решения задач:

Урок 3. Координатный метод решения задач ;

Урок 3. Координатный метод решения задач

Решая ее, получим значения А, В, С и D: Урок 3. Координатный метод решения задач.

Урок 3. Координатный метод решения задач — уравнение плоскости

Теперь докажем, что плоскость Урок 3. Координатный метод решения задач параллельна прямой BD1.

Найдем угол между прямой BD1 и плоскостью Урок 3. Координатный метод решения задач.

Точки В и D1 имеют координаты: В (4; 0; 0), D1 (0; 4; 4).

Направляющий вектор прямой BD1 – это вектор Урок 3. Координатный метод решения задач.

Он имеет координаты Урок 3. Координатный метод решения задач.

Теперь найдем синус угла между вектором Урок 3. Координатный метод решения задач и плоскостью Урок 3. Координатный метод решения задач.

Урок 3. Координатный метод решения задач

Урок 3. Координатный метод решения задач.

В этом случае нам не нужно считать знаменатель дроби. Так как числитель получился равен 0, то дробь равна 0, то есть синус угла между плоскостью и прямой равен 0, значит, плоскости параллельны или совпадают. Но, так как точка В, например, в плоскости, очевидно, не лежит, то плоскости параллельны.

Это значит, что плоскость, параллельная прямой BD1 и проходящая через точки Урок 3. Координатный метод решения задач действительно пересекает ребро A1B1в точке Р так, что A1P : PB1 = 2 : 1. Что и требовалось доказать.

Теперь рассмотри второй пункт задачи. Уравнение плоскости Урок 3. Координатный метод решения задач у нас есть. Плоскость BB1C1 параллельна координатной плоскости YOZ и проходит через точку

В(4; 0; 0). Поэтому она имеет уравнение Урок 3. Координатный метод решения задач.

То есть ее коэффициенты Урок 3. Координатный метод решения задач.

Найдем угол между плоскостями, используя формулу

Урок 3. Координатный метод решения задач

Урок 3. Координатный метод решения задач

Ответ: Урок 3. Координатный метод решения задач.