Урок 30. Основные способы образования слов в русском языке. Часть 2

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 30

Основные способы образования слов в русском языке

Часть 2

Перечень рассматриваемых вопросов

  1. Сложные слова, сложносокращенные слова, аббревиатуры.
  2. Переход одной части речи в другую.
  3. Словообразовательный анализ слова.

Тезаурус

Словообразование – процесс образования новых слов на основе уже имеющихся.

Сложное слово – слово, состоящее из двух или нескольких корней, с соединительной гласной или без неё.

Сложносокращённое слово (аббревиатура)– слово, состоящее из сокращённых основ слов.

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором новое слово получает новое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня речь пойдёт о способах образования слов без помощи морфем. Сложение – соединение сразу двух слов. В результате образуются сложные слова, состоящие из двух корней: диван-кровать, тепловоз, пароход.

Выделяют следующие виды сложения:

а) без соединительной гласной: вагон-ресторан; физик-ядерщик; грусть-тоска; друзья-приятели;

б) с соединительной гласной: звукорежиссёр; хлебозавод; буревестник; юго-восток.

Часто при сложении основ одна из них или несколько сокращаются, так образуются сложносокращённые слова. Сложносокращённые слова называют также аббревиатурами. Аббревиатуры могут быть:

а) буквенные, то есть состоящие из начальных букв каждого слова словосочетания, при этом буквы называются отдельно, как в алфавите: США [Сэ-Шэ-А];

б) звуковые, которые состоят из начальных звуков слов, аббревиатуры читаются как единое слово: ЦУМ [цум] – Центральный универсальный магазин, вуз [вус] – Высшее учебное заведение;

в) слоговые, то есть состоящие из начальных частей каждого слова словосочетания: завхоз – заведующий хозяйством;

г) состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: зарплата – заработная плата; детсад – детский сад.

В русском языке слова могут образовываться переходом одной части речи в другую. Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором новое слово получает новое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Прочитаем два предложения:

В город приехало новое лицо.

Я люблю всё новое.

В первом предложении слово новое отвечает на вопрос «какое?» (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.

Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос «что?» (люблю что? всё новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.

Выделяют несколько разновидностей перехода из одной части речи в другую:

  • переход прилагательного в существительное: столовая посуда – заводская столовая; мороженое блюдо – ванильное мороженое; больные в санатории – больные гуляли.
  • переход числительного в прилагательное: первый в ряду – в ряду – первый ученик.
  • переход существительного в наречие: медленным шагом – ехали шагом.

Принадлежность таких слов той или иной части речи определяется только в составе словосочетания или предложения.

Образец словообразовательного разбора:

Слово мороженое (существительное в значении «кулинарное лакомство») образовано от слова мороженое (причастие в значении «что-либо замороженное»). Способ образования – переход одной части речи в другую.

Слово теплоход образовано от слов тепло и ходить. Основы, от которых образовано слово: тепл и ход. Способ словообразования: сложение с сокращением.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите способ образования слова учёный

  1. аббревиация
  2. сложение
  3. переход из одной части речи в другую

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, как образуются слова в каждом из способов. Так при сложении происходит соединение в одном слове сразу двух слов, в сложении с сокращением участвуют одна или несколько сокращённых основ, при переходе в другую часть речи новое слово получает новое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Правильный ответ:

3) переход из одной части речи в другую

Выделение цветом

Выделите цветом слова, образованные переходом из одной части речи в другую.

Мороженое (растаяло), учёный (рассказал об эксперименте), первый (парень на деревне), пароход, тепловоз, паровоз, столовая (для школьников), МГУ, ТЭС, диван-кровать, ВУЗ.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

При сложении происходит соединение в одном слове сразу двух слов, в сложении с сокращением участвуют одна или несколько сокращённых основ, при переходе в другую часть речи новое слово получает новое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Правильный ответ:

Мороженое, учёный, первый, пароход, тепловоз, паровоз, столовая, МГУ, ТЭС, диван-кровать, ВУЗ.