Урок 33. Культура народов России в XVII в. Образование и наука, изобразительные искусства и театр.

Поделиться:

Конспект
Для европейской культуры XVII века свойственен постепенный переход к светской культуре, не связанной с религией. Тот же процесс обмирщения наблюдался и в России. Церковь все меньше контролировала сферу культуры, снижению ее авторитета способствовали такие процессы, как церковный раскол патриарха Никона и усиление государственного влияния.
В XVII в. Россия активно взаимодействует с другими странами и культурами. Иностранцев привлекают для создания полков нового строя, прибывают и другие иностранные специалисты: аптекари, лекари, ремесленники, архитекторы. В середине XVII века в Москве появляется Немецкая слобода, немцами в то время называли всех иностранцев, не говорящих по-русски.
Вместе с выходцами из стран Западной Европы Россия стала европеизироваться, то есть перенимать европейскую культуру.
Не все слои населения пользовались одинаковым доступом к культурным достижениям. В наибольшей степени культура была доступна для «верхов» общества, проживающих в городах.
Число грамотных людей в XVII веке увеличивается. Среди них встречаются не только представители высших слоев и духовенства, но даже крестьянства. Обучение было в основном домашним. Посадские люди обучались в основном грамоте и счету.
Первая школа была организована в стенах Андреевского монастыря в конце 40-х — начале 50-х гг. XVII веке одним из приближенных царя Алексея Михайловича, Федором Ртищевым. Здесь приглашенные ученые монахи из Киева обучали местных монахов грамматике, славянскому, греческому и латинскому языкам, а также риторике и философии. С 1654 г. действовала лекарская школа при Аптекарском приказе, а при Посольском приказе учили на переводчиков.
В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре была создана школа для подьячих, которые потом служили в приказах. Заведовал школой монах Симеон, приглашенный царем в Москву из Полоцка. В дальнейшем Симеон Полоцкий занялся воспитанием царских детей, в частности, будущего царя Федора Алексеевича. По инициативе Сильвестра Медведева и при участии прибывших греков братьев Лихудов в 1687 г. открыли Славяно-греко-латинское училище, позже переименованное в академию. Здесь готовили кадры для духовенства и приказных людей. Это было первое высшее учебное заведение в России.
Среди наиболее популярных учебных книг был «Букварь» Василия Бурцова-Протопопова, изданный в 1634 г., в 1664 г. он был дополнен и переиздан как «Букварь языка славенска». Орфографию и синтаксис изучали по «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, вышедшей в свет в 1648 г.
Первой печатной книгой по истории Российского государства стал «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», написанный, как предполагается, Иннокентием Гизелем и изданный в Киеве в 1674 г. «Синопсис» до начала XIX века оставался главной книгой, по которой изучали историю России.
Создавались разнообразные карты и географические справочники, этого требовали задачи присоединения, исследования и освоения новых территорий.
Основные научные и научно-прикладные сведения черпались из книг западноевропейских авторов. Научные знания требовались для расчета церковных праздников, строительства и производства оружия.
В литературе появлялись новые жанры: повесть, драма, стихи. Больше внимания авторы стали уделять личности героя.
Смутное время вдохновило писателей на создание произведений, посвященных рассмотрению событий этого трагического периода. Самым объемным из них являлось «Сказание» келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына.
Известны и сатирические произведения, высмеивающие несправедливость общества и пороки людей: «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная», «Азбука о голом и небогатом человеке», «О Ерше Ершовиче».
Возникает жанр биографической повести. Такова «Повесть об Улиянии Осорьиной», где рассказывается о праведной жизни женщины-дворянки и о тех нелегких испытаниях, которые ей пришлось пережить в течение жизни, сохранив христианское благочестие. Одно из самых известных произведений XVII века — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Один из самых непримиримых противников реформы патриарха Никона, рассказывает об испытаниях, выпавших на его долю.
Симеон Полоцкий, монах и богослов, публицист, издатель и воспитатель царских детей стал первым российским поэтом. Он призывал опираться не только на веру, но и на разум, пытался внедрить западную систему обучения. В своей поэзии он превозносил разум и царскую власть.
Первый театр возник по инициативе царя Алексея Михайловича, в 1672 г. он поручил лютеранскому пастору Грегори, проживавшему в Немецкой слободе, поставить спектакль по библейскому сюжету, для чего были приглашены иноземные и русские актеры. Постановка называлась «Артаксерксово действо». Помещение для спектаклей — «театральная храмина» — было выстроено в подмосковном селе Преображенское. Зрителями стали царь и его приближенные, а спектакли длились до 10 часов. В дальнейшем ставились пьесы, сочиненные Симеоном Полоцким: «Комедия-притча о блудном сыне», «О Новуходоносоре, о теле, злате и трех отроцех, в печи не сожженных». После кончины царя спектакли не возобновлялись.
Иконопись, фреска, портрет и пейзаж были основными жанрами живописи. В иконописи популярность приобрели многофигурные композиции, большое внимание уделялось прорисовке лиц, одежде и пейзажу. На особом положении трудились придворные иконописцы, которые выполняли царские заказы. Руководил придворными живописцами начальник Иконного цеха Оружейной палаты Симон Ушаков, наиболее прославленным его произведением стала икона «Спаса Нерукотворного».
Зарождается портретный жанр, это так называемые парсуны, которые по манере изображения во многом напоминали иконы.
Архитектурное творчество ярко проявилось в сооружении дворцов и храмов. В 1635-1636 гг. строится богато украшенный Теремной дворец Московского Кремля, парадные царские покои. Теремной дворец относят к архитектурному стилю, названному русским узорочьем, его характеризуют затейливые формы, обилие декора и сложность композиции. Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском являл собой образец деревянного зодчества. Оригинальный дворец простоял около сотни лет и был разобран во времена Екатерины II, а в недавнее время был воссоздан.
Распространены были шатровые храмы, например, Покрова Богородицы в поместье князя Пожарского в Медведково. Строились храмы-корабли: колокольня, трапезная и сам кубический храм располагались в одну линию, напоминая корабль.
В последней четверти века появился новый архитектурный стиль — московское барокко, нарядный и праздничный, нередко красный кирпич здесь использовался для основной кладки, а белый — для отделки.