Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 34. Вспоминаем правила: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке Вы:
— узнаете об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих;
— разовьёте орфографическую зоркость.
Литература
Основная:
Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Послушайте стихотворение Валерия Брюсова:
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Жёлтый лев крадётся к зебре
Через травы и камыш.
Обратите внимание, что слова «глушь», «тишь», «камыш» оканчиваются на букву шипящих, только вот слова тишь и глушь пишутся с мягким знаком на конце, а камыш без. Что отличает эти слова друг от друга? Если Вы вспомните тему предыдущего урока, то сразу догадаетесь: слова глушь и тишь относятся к женскому роду, а камыш к мужскому.
В русском языке мягкий знак не всегда обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он нужен для того, чтобы указать на форму слова.
Вспомните историю Саввы. Он допустил досадную ошибку.
Дело в том, что в русском языке существуют слова «тушь» и «туш». Звучат они абсолютно одинаково, а пишутся по-разному и обозначают разные понятия. Слово «тушь» женского рода означает косметическое средство или специальную краску для черчения, письма, рисования. А слово туш мужского рода описывает короткую музыкальную пьесу. И на род существительного указывает именно мягкий знак.
Запомните! Мягкий знак после звуков шипящих на конце имён существительных пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода мягкий знак не пишется.
Чтобы выбрать правильное написание, необходимо выполнить следующие действия:
Прежде всего, определить, к какой части речи относится это слово. Если это имя существительное в начальной форме, необходимо определить его род. Если слово женского рода – мягкий знак пишется, мужского рода – мягкий знак не пишется.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Задание 1.
Найдите и зачеркните лишнее слово в каждой строке.
1) мышь, тишь, ёрш, тушь
2) плащ, плющ, помощь, лещ
3) луч, дочь, меч, грач
4) рожь, чиж, нож, стриж.
Чтобы ответить, необходимо определить род имён существительных. И вспомнить правило, что мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода мягкий знак не пишется.
Правильный ответ:
1) мышь, тишь, ёрш, тушь
2) плащ, плющ, помощь, лещ
3) луч, дочь, меч, грач
4) рожь, чиж, нож, стриж
Задание 2.
Подберите к прилагательным существительные и наберите их с помощью клавиатуры. Объясните написание.
Морозная _____________,
хороший __________________,
шестой _____________,
золотая ____________,
непромокаемый _____________,
современная ______________________
Слова для справки: ночь, брошь, этаж, молодёжь, плащ, товарищ.
Правильный ответ:
Морозная ночь,
хороший товарищ,
шестой этаж,
золотая брошь,
непромокаемый плащ,
современная молодёжь