Урок 37. Пунктуация в сложноподчинённых предложениях с двумя или несколькими придаточными

Поделиться:

Урок 37. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с двумя
или несколькими придаточными
Расставьте недостающие запятые в предложениях.
Неизвестно где она жила кто она почему был сделан римским художником её портрет и о чём она так печально задумалась.
Тётушка интересно рассказывала о том, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране.
Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нём не хотелось.
Ответ:
Неизвестно, где она жила, кто она, почему был сделан римским художником её портрет и о чём она так печально задумалась.
Тётушка интересно рассказывала о том, что её первый муж был персидским консулом и что она с ним некоторое время жила в Тегеране.
Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось.
На уроке:
 углубляем знания по синтаксической теме;
 проверяем умения определять виды придаточных предложений;
 тренируемся в применении понятия «виды подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными»,
 тренируемся определять вид подчинения;
 на основе составления схем сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными формируем элементарные грамматические умения.
Основное содержание урока
На основе опорного конспекта восстановите информацию по синтаксическому анализу сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
(На основе материалов http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/05/8.html
Образовательный блог Крюковой М.А. в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку)

Рассмотрите ещё одну схему. Постарайтесь восстановить по ней свои теоретические синтаксические знания.

С какой схемой соотносится каждое предложение?
В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства [Однородное подчинение].
Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка (К. Паустовский) [Последовательное подчинение]
Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нёс отец (Ф. Достоевский) [Параллельное подчинение].
Я, должно быть, понял, что кончено детство, что теперь я должен трудиться и что труд мой будет горек и долог и совсем не будет похож на те спокойные дни, какие я проводил у себя дома (К. Паустовский) [Комбинированное подчинение]
Сопоставьте структуру предложения и её графическую схему. Поясните тип подчинения:
Если радость кончается, ищи, в чём ошибся. (Л. Толстой) ( если …), [… ], (в чём)
Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которых решительно никто читать не будет. (М. Лермонтов) […], (которые ), (которые ), (которые ), (которых).
Есть у России берёзоньки белые, кедры забывшие, сколько им лет, горы от вечных ветров поседелые, реки, которым названия нет. (Л. Ошанин) [ …], (сколько ), (которым ).
Город, как бы спрашивал тебя, где же ты был в зимние дни, когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. (К. Паустовский)
[ ], (где… ), (когда… ).
Ключевые слова: сложноподчинённое предложение, последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение, смешанное подчинение.
Основные понятия.
1. Однородное подчинение – подчинение, при котором главной части подчиняется несколько придаточных предложений, причем эти придаточные относятся к одному слову в главной части и отвечают на один и тот же вопрос.
2. Параллельное подчинение – подчинение, при котором несколько придаточных относятся к одной главной части, но при этом отвечают на разные вопросы и/или зависят от разных слов.
3. Последовательное подчинение – подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные придаточные последовательно подчиняются друг другу. При последовательном подчинении первое придаточное зависит от главной части сложноподчиненного предложения, второе придаточное – от первого, третье – от второго и т.д.
Разбор типового тренировочного задания
Найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей (знаки препинания не расставлены).
1. Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. (М. Булгаков)
2. Моряки хорошо знают что море прекрасно только тогда когда у него есть берег. (Б. Солоухин)
3. Когда качнётся дымный берег и чайки вдруг поднимут крик хочу в неведомое верить и думать вновь что мир велик. (С. Орлов)
4. Общеизвестно что листья мимозы если до них дотронуться мгновенно складываются (В. Солоухин)
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте предложения;
2) установите главную и придаточные части в каждом предложении;
3) установите тип подчинения в сложноподчинённых предложениях;
4) расставьте знаки препинания в каждом предложении;
5) выберите верный ответ.
Ответ: 2.
Разбор типового контрольного задания
Определите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных (знаки препинания не расставлены).
1. Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине что было слышно как со слабым звоном капала с крыши на перевёрнутое ведро утренняя роса.
2. Ещё недавно мы вспоминали что были очень с ним дружны и что при любой возможности старались увидеться друг с другом
3. Но грустно думать что напрасно была нам молодость дана что изменяли ей всечасно что обманула нас она (А. Пушкин).
4. В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте предложения;
2) установите главную и придаточные части в каждом предложении;
3) установите тип подчинения в сложноподчинённых предложениях;
4) расставьте знаки препинания в каждом предложении;
5) выберите верные ответы.
Ответ: 2, 4.