Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 4. Закрепление знаний по разделу «Наша речь»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Повторить полученные знания по теме «Наша речь».
- Узнать, как правильно делать выводы по теме.
Тезаурус:
Речь – это способность общаться при помощи слов.
Диало́г – это речь (разговор) двух или более лиц.
Моноло́г – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 14.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 5–7.
3. Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 5–7.
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы повторим полученные знания по теме «Наша речь».
На Земле около пяти-шести тысяч языков. У каждого человека есть родной язык, самый любимый и дорогой. Иногда родных языков бывает два или даже больше. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины.
Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родная речь согревают нас, открывают перед нами страницы книг.
Значение родного языка в жизни человека велико. Язык – это целый мир. С раннего детства мы познаём этот мир. А одновременно с этим овладеваем языком.
Русский язык является величайшим богатством нашего народа. Нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем, изучать его.
Значение родного языка в жизни человека велико. Язык – это целый мир. С раннего детства мы познаём этот мир. А одновременно с этим овладеваем языком.
Русский язык является величайшим богатством нашего народа. Нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем, изучать его.
Повторим то, что мы уже знаем о понятии «речь».
Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно. Речь может быть устной, письменной, внутренней.
Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта. Название «устная речь» произошло от слова уста — губы.
Письменная речь – способность человека писать и читать.
Внутренняя речь – речь про себя.
По тому, что и как говорит человек, можно многое узнать о нём. Речь – это своего рода визитная карточка человека. По ней можно узнать, как общается человек с другими людьми, каков его образ мыслей, уровень знаний, культуры, воспитания.
Чтобы с человеком было приятно общаться, его речь должна быть чёткой, правильной, выразительной. Существуют нормы (правила) речевого поведения – речевой этикет.
Запишите в тетрадь слово ЭТИКЕТ. Поставьте знак ударения.
К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для приветствия, прощания, просьбы, извинения, поздравления; принятые формы обращения, характеризующие вежливую речь.
Запишите в тетрадь слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините. Поставьте в словах знак ударения, выделите орфограммы.
Соблюдение правил речевого этикета всегда считалось проявлением хорошего воспитания, было необходимо для того, чтобы произвести впечатление на собеседника, сформировать положительное мнение о говорящем.
Речь (разговор) двух или более лиц, обмен репликами называется диало́г.
В диалоге происходит смена высказываний говорящих. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Это ре́плики.
Например.
– Костя, ты кем хочешь стать?
– Я хочу быть инженером, как мой папа. А ты?
– А я люблю рисовать. Поэтому хочу стать художником. Как ты думаешь, смогу?
– Конечно, сможешь. Главное – верить в себя!
Речь (высказывание) одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе, — моноло́г. На письме монолог оформляется, как текст.
Например.
Я хочу стать детским врачом, как моя мама. Это интересная профессия и очень ответственная. Нужно много знать, быть добрым и любить детей. Я надеюсь, что вырасту и овладею этой профессией.
Запишите в тетрадь слова: диалог, монолог. Поставьте знак ударения.
В жизни нам часто приходится встречаться с разными видами речи. Монолог – художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог – разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог.
Какая бы не была наша речь, мы должны помнить о соблюдении правил речевого этикета.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Слова приветствия и прощания.
Установите соответствия между словами приветствия и словами прощания, соединив точки под словами.
добрый день | до скорой встречи | до свидания |
счастливого пути | здравствуй | приветствую вас |
Подсказка. Вспомните слова приветствия и прощания.
Правильный вариант:
добрый день | до скорой встречи | до свидания |
счастливого пути | здравствуй | приветствую вас |
Задание. Слова извинения и просьбы.
Заполните таблицу.
Слова извинения | Слова просьбы |
извините пожалуйста простите будьте добры
Подсказка. Вспомните слова просьбы и извинения.
Правильный вариант:
Слова извинения | Слова просьбы |
извините | пожалуйста |
простите | будьте добры |