Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 40. Коллективное сочинение по картине З. Е. Серебряковой

«За обедом»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Творчество художницы З. Е. Серебряковой.

2) Анализ содержания картины «За обедом».

3) Приёмы конструирования предложений с опорой на данное начало и ключевые слова.

Глоссарий по теме

Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.

Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста – средствами фотографии.

Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.

Сюжет картины – это перечисление происходящего действия, определение того, что изображено, на какую тему.

Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.

Толковый словарь – это словарь, в котором можно узнать лексические значения слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 87.

2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – С. 46–51.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

В каждой семье есть свои традиции, которые определяют поведение в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой тоже были свои традиции. Каждый день вся семья собиралась за обеденным столом. Сегодня мы познакомимся с одной из самых знаменитых картин З. Е. Серебряковой «За обедом».

Рассмотрите картину внимательно.

За обеденным столом сидят трое ребятишек. Известно, что это дети художницы: Женя, младший Шурик и девочка Тата. На столе стоит графин, жёлтый кувшин, суповая миска с бульоном, на тарелке лежит печенье. Стол накрыт к обеду. Старший мальчик — Женя взял в руки стакан с водой. Он опустил глаза, как будто о чём-то задумался. Шурик держит в руке ложку, он приготовился есть бульон. Девочка Тата, одетая в красивый белый фартук, положила руку на тарелку. Младшие дети внимательно смотрят на нас, как будто их кто-то позвал.

Рядом с детьми стоит женщина. Она разливает бульон из суповой миски. Мы не видим её лица. Мы видим только её руки и чувствуем, с какой заботой и нежностью она это делает. Недалеко от суповой миски стоит тарелка с румяными булочками. Вся картина наполнена нежностью и любовью. Мы чувствуем, что в семье царит доброта и уют.

Нам предстоит составить текст-описание по картине. Составить его нам помогут вопросы и опорные слова. Используя их, составьте рассказ.

Вспомните, текст состоит из трёх частей. Во вводной части мы должны познакомиться с картиной и рассказать о том, что мы видим на ней. В основной части мы описываем детей, убранство стола. В заключительной части поделимся своими впечатлениями о картине. Подумаем: «Чем заинтересовало нас это полотно?» Текст можно закончить так: «Мне очень понравилась эта картина. Она наполнена нежностью и любовью.»

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Жанры живописи.

Соотнесите картинку с жанром изобразительного искусства.

Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»

пейзаж натюрморт портрет

Подсказка: если вы поставите слово правильно, то оно закрепится на картине.

Правильный ответ:

Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» Урок 40. Коллективное сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»

натюрморт портрет пейзаж

Задание. Описание картины.

Выберите подходящие по смыслу слова.

1) На столе стоит жёлтый (графин, кувшин, стакан) и (графин, кувшин, стакан) с водой.

2) Женя держит в руках (стакан, ложку, вилку).

3) Женщина наливает бульон из красивой суповой (чашки, тарелки, миски).

4) Рядом на тарелке лежат румяные (булочки, пирожки, ватрушки).

Подсказка: если вы выбрали слово правильно, то оно поменяет цвет.

Правильный ответ:

1) На столе стоит жёлтый кувшин и графин с водой.

2) Женя держит в руках стакан.

3) Женщина наливает бульон из красивой суповой миски.

4) Рядом на тарелке лежат румяные булочки.