Урок 41. Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 41

«Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Правописания гласных в разных морфемах слова.

2. Обработка навыков морфемного анализа слова.

3. Развитие орфографической зоркости.

Тезаурус

Аббревиатура – сложносокращённое слово.

Морфема – наименьшая единица языка, имеющая смысл.

Словообразование – 1) раздел науки о языке, изучающий структуру слов и законы их образования. 2) образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее образуется от предыдущего слова.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. — 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. — 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Справочный портал Грамота.ру www.gramota.ru

2. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

3. Сайт Словари.ру http://slovari.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Важно помнить о том, что существуют морфологические и неморфологические способы образования слов. К морфологическим относятся: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его разновидность – аббревиация.

Неморфологический способ – переход из одной части речи в другую.

Обратимся к примерам.

Приставочный способ: шёл – пришёл.

Суффиксальный: берёза – берёзка.

Приставочно-суффиксальный: город – пригородный.

Бессуффиксный: зелёный – зелень.

Сложение: ферма для птиц – птицеферма.

Сложение с сокращением (аббревиа́ция): ТЮЗ – театр юного зрителя

Неморфологический:

У мальчика НОВЕНЬКАЯ кепка (имя прилагательное).

В класс пришла НОВЕНЬКАЯ (имя существительное).

Невозможно переоценить значение словообразования. Учёные – лингвисты подсчитали, что именно с помощью приставок и суффиксов в русском языке образованы девяноста процентов слов. Например: непогода, пригород – приставочный способ; учитель, темнота – суффиксальный способ; подбородок, напарник – приставочно-суффиксальный способ.

На словообразование опираются многие орфографические правила: правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний. Чтобы понять суть правил, необходимо хорошо знать состав слова, находить морфемы и точно определять границы между ними.

Словарь русского языка обогащается за счёт словообразования. Это позволяет создавать большое количество производных слов и расширять лексический запас.

Роль приставок

1. Образование антонимов (прийти – уйти; вылить – налить).

2. Изменение значений слов (отошёл – ненадолго удалился; вышел – окончательно ушёл).

3. Омонимичность приставок. Омонимичные приставки – это приставки, которые выглядят на письме и читаются одинаково, но придают словам разные значения. Приставка за- указывает на распространение действия дальше определённого предела (зашёл за чужую территорию); доведение действия до крайней степени (закормить, захвалить); попутное действие (зайти по пути к товарищу); начало действия (запеть, заплясать).

Значение суффиксов.

Вносят смысловые и эмоциональные оттенки: пренебрежительность (-ишк-: умишко); ласкательность (-еньк-: доченька); неполнота признака (-оват-/-еват- холодновато).

Словообразовательные нормы – утвердившиеся в литературном языке нормы употребления производных слов. Будьте внимательны!

Охотник, но не охотчик

Насмехаться, но не надсмехаться

Почерк, но не подчерк

Нагибаться, но не нагинаться

Виды словообразовательных ошибок.

1. Замена морфем (уки́дывается вместо раски́дывается).

2. Создание несуществующего слова (например, ста́рчество – по аналогии со словами ю́ношество, де́тство).

Составим устное высказывание на тему «Словообразование как источник развития речи».

План

1. Много ли разделов науки о языке?

2. Важен ли каждый из них?

3. Место словообразования среди других разделов науки о языке.

4. Что такое словообразование?

5. Роль приставок в пополнении лексического запаса людей.

6. Значение суффиксов в пополнении лексического запаса людей.

7. Как словообразование влияет на нашу речь?

Пример устного высказывания.

Разделов науки о языке много, каждый из них важен. Словообразование также занимает своё особое место.

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Роль некоторых морфем особенно значима. Так, с помощью приставок образуются антонимы; приставки изменяют значения слов. Кроме того, одна и та же приставка может употребляться в разных значениях.

Особое место занимают в словообразовании суффиксы, которые вносят в слова разнообразные смысловые и эмоциональные оттенки: пренебрежительность, ласкательность, презрительность.

Также на словообразование опираются многие орфографические правила. Чтобы понять их суть, необходимо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

Если мы будем знать способы образования слов, видеть части слова, то сможем лучше владеть русским языком. Это и доказывает важность словообразования.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Замените словосочетания сложным словом.

Люди одной фамилии – …

То, когда люди пьют чай – …

Падение камней – …

Тот, кто вольно думает – …

Тот, кто ходит пешком – …

Правильный ответ:

Люди одной фамилии – однофамильцы.

То, когда люди пьют чай – чаепитие.

Падение камней – камнепад.

Тот, кто вольно думает – вольнодумец.

Тот, кто ходит пешком – пешеход.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите правильные варианты написания гласных в корнях слов.

Провести к(а,о)сательную; соч(е,и)тать цвета, зам(е,и)реть от неожиданности, прил(а,о)жить немного усилий, выр(а,о)стить капусту, мгновенное оз(а,о)рение, прокл(е,и)нать врага, сл(а,о)гаемые числа, разж(е,и)гать костер.

Правильный ответ:

Провести к(а,о)сательную; соч(е,и)тать цвета, зам(е,и)реть от неожиданности, прил(а,о)жить немного усилий, выр(а,о)стить капусту, мгновенное оз(а,о)рение, прокл(е,и)нать врага, сл(а,о)гаемые числа, разж(е,и)гать костер.