Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 47
Понятие дроби
Перечень рассматриваемых вопросов:
- обыкновенная дробь;
- числитель и знаменатель обыкновенной дроби;
- правильная, неправильная дробь.
Тезаурус
Дробь в математике – число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) единицы.
Правильные дроби – это дроби, в которых числитель меньше знаменателя
Неправильные дроби – это дроби, в которых числитель равен или больше знаменателя.
Обязательная литература:
- Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.
Дополнительная литература:
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Очень часто в жизни мы слышим такие выражения: «Прошел половину пути», «Купил четвертинку хлеба», «Сделал третью часть от работы». Все эти выражения связаны с новым понятием «дробь». О ней сегодня и пойдёт речь.
Чтобы ввести понятие дроби, выполним следующее задание.
Две части будут весить две третьих килограмма.
Если на отрезке АС укладывается ровно 3 раза отрезок длиной одна пятая сантиметра, то говорят, что длина отрезка равна три пятых сантиметра.
Такие записи называются обыкновенными дробями или просто дробями.
Дробь показывает какую-то часть от целого или единицы. Например, дробь семь восьмых показывает семь восьмых части от единицы.
Обозначенное таким образом число называют рациональным числом. При этом p называется числителем дроби (он всегда находится над чертой), а q – знаменателем дроби (он всегда находится под чертой).
Рассмотрим виды обыкновенных дробей. Обыкновенные дроби можно разделить на следующие виды – правильные, когда числитель меньше знаменателя, и неправильные, когда числитель равен или больше знаменателя.
Сколько часов содержится в четверти суток?
Так как в сутках 24 часа, то нам по условию надо найти четвёртую часть, т. е. разделить двадцать четыре часа на четыре части.
Решим задачу, используя понятие обыкновенной дроби.
В коробке находилось два вида конфет: 5 шоколадных и 6 карамелек. Какую часть всех конфет занимают карамель и шоколад?
Решение: для начала найдём общее количество конфет в коробке, для этого сложим все виды конфет.
5 + 6 = 11 – конфет в коробке.
Теперь можно найти, какую часть от общего количества конфет занимает карамель, а какую шоколадные конфеты. Для этого запишем результат в виде обыкновенной дроби, где в знаменателе укажем общее число конфет. Пять одиннадцатых – часть шоколадных конфет, а шесть одиннадцатых – часть карамели.
Тренировочные задания
№ 1. Сколько минут содержится в одной трети часа?
Решение: для решения этой задачи достаточно вспомнить, что 1 ч = 60 мин.
Найдём третью часть от 60 минут, для этого:
60 мин : 3 = 20 мин
Ответ: 20 мин.
№ 2. Длина отрезка АВ равна 10 см. Чему равен отрезок, длина которого составляет две пятых от длины отрезка АВ?
Решение: сначала найдём, чему равна одна часть из 5 отрезков.
10 см : 5 = 2 см – одна часть.
По условию задачи нужно найти 2 части из пяти, поэтому: 2 см · 2 = 4 см
Ответ: 4 см.