Урок 48. Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь

Поделиться:

Конспект
Урок 48. Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог
Вспомните, что вам известно о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Расставьте знаки препинания в предложениях:
1) В камергерском Лара остановилась. Я больше не могу, я не выдержу почти вслух вырвалось у ней Я подымусь и всё расскажу ему – овладев собою, подумала она, отворяя тяжелую дверь представительского подъезда.
Я маме и говорю мол денежка валяется на ковре. Мама поглядела и смеётся. Это говорит Карл Иванович тебя проверяет.
Ответ:
В камергерском Лара остановилась. «Я больше не могу, я не выдержу, – почти вслух вырвалось у ней. – Я подымусь и всё расскажу ему», – овладев собою, подумала она, отворяя тяжелую дверь представительского подъезда. (Б. Пастернак).
Я маме и говорю, мол, денежка валяется на ковре. Мама поглядела и смеётся. Это, говорит, Карл Иванович тебя проверяет. (В. Солоухин)
На этом уроке мы повторим тему «Чужая речь», актуализируем сведения об использовании различных способов передачи чужой речи, узнаем о трудностях, объясняющихся необходимостью постановки нескольких знаков в нужном сочетании и определённой последовательности.
Основное содержание урока
Сформулируйте общие принципы выделения прямой речи в тексте, которые вам известны из курса 5 класса. Во время рассуждения опирайтесь на данные ниже приведённой таблицы.
Разделительные и выделительные знаки препинания
в предложениях с прямой речью
После
комментирующей части Перед
комментирующей частью Между
комментирующей
части Внутри
комментирующей
части
К: «П». «П !» – к. К: «П !» – к. «П, – к, – п».
«П, – к. – П».
К: «П!» «П», – к. К: «П ?» – к. «П, – к, – п!»
«П, – к. – П!»
К: «П?» «П ?» – к. К: «П…», – к. «П, – к, – п?»
«П, – к. – П?»
К: «П…» «П …» – к. К: «П…» – к. «П, – к, – п…»
«П, – к. – П…»
Обращаем внимание на то, что если внутренняя прямая речь не обращена к собеседнику, то она чаще всего выделяется на письме кавычками.
Установите соответствия между правилом постановки знаков препинания при диалоге и конкретным предложением.
Правило 1.
Если речь прямая, т.е. «чужая», включена в комментирующую часть и воспроизведена дословно от разных лиц, то она выделяется абзацным членением
а) Чайковский считал, что для творчества необходимо не только вдохновение, но, главное, труд. Он писал: «Вдохновение – это такой гость, который не всегда является на первый зов»
Правило 2.
Если прямая речь оформлена в подбор, то она заключается в кавычки
б) – Я доиграю потом, – сказала она.
– Когда?
– Когда ты будешь со мной (А. Грин)
Правило 3.
Если внутренняя прямая речь не обращена к собеседнику, она выделяется кавычками (без абзацного членения) в) «Пари, орёл, – сказал Карамзин, протягивая руку лицеисту Пушкину. – Только не останавливайся»
Ответ: 1-б; 2-в; 3-а.
Ключевые слова: прямая речь, косвенная речь, слова автора, цитата.
Основное понятие.
Чужая речь – высказывания других лиц – на письме может быть выражена четырьмя способами:
– предложениями с прямой речью, которые передают чужую речь, сохраняя её содержание и форму;
– предложениями с косвенной речью, которые передают чужую без сохранения особенностей речи говорящего;
– предложениями с вводными словами или предложениями, указывающими, что содержание предложения – чужая речь;
– предложениями с дополнениями, называющими тему чужой речи.
Разбор типового тренировочного задания
Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Флотоводец Степан Макаров родился в семье моряка, и море стало его судьбой. «В море – значит, дома», – говаривал он.
2) «Биография героини… записана в одной из моих записных книжек пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова.
3) Последние слова писателя Ю. Германа были обращены к жене и сыну: «Что же вы, дети, спасть не идёте?»
4) «Эк, спит-то! – сказал Захар, – словно каменщик. Илья Ильич!» (И. Гончаров)
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить слова автора и прямую речь;
4) определить положение прямой речи по отношению к словам автора;
5) установить точки применения пунктограммы;
6) указать неверный вариант расстановки знаков препинания.
Ответ: 2.
Разбор типового контрольного задания
Косвенный вопрос передан в предложении:
1) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается дождь.
2) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворения А. С. Пушкина.
3) Мы спросили, будет ли он завтра на лекции.
4) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.
5) Мы не знали, что он прилетает завтра.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить значение придаточных частей предложений;
4) найти глагол с вопросительным значением;
5) указать правильный ответ – сложное предложение с косвенным вопросом.
Ответ: 2.

Установите соответствия между правилом постановки знаков припинания при даилоге
и конкретным предложением.

Если прямая речь оформлена в подбор, то она заключается в кавычки.

Если внутренняя прямая речь не обращена к собеседнику, она выделяется кавычками (без абзацного членения).

Если речь прямая, т.е. «чужая», включёна в комментирующую часть и воспроизведена дословно от разных лиц, то она выделяется абзацным членением.

«Пари, орёл, — сказал Карамзин, протягивая руку лицеисту Пушкину. — Только не останавливайся»

Чайковский считал, что для творчества необходимо не только вдохновение, но, главное, труд. Он писал: «Вдохновение – это такой гость, который не всегда является на первый зов»

— Я доиграю потом, — сказала она. — Когда? — Когда ты будешь со мной. (А. Грин)

Верно Неверно Повторить Сбросить ПроверитьПоказать ответ