Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №49. Уравнения. Методы решения уравнений.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Методы решения уравнений.
- Применение методов решения к уравнениям различного вида.
- Примеры решения задач государственной итоговой аттестации
Глоссарий по теме
Уравнение. Пусть заданы функции f(x) и g(x). Если относительно равенства
поставлена задача отыскания всех значений переменной, при которых получается верное числовое равенство, то говорят, что задано уравнение с одной переменной.
Основная литература
Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Под ред. А.Б. Жижченко. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Открытые электронные ресурсы:
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/.
Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, базовый уровень. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Базовый уровень. http://ege.fipi.ru/.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основные методы решения уравнений
Метод разложения на множители
Рассмотрим пример.
Решить уравнение: ![]()
ООУ: ![]()
Преобразуем обе части уравнения
![]()
![]()
![]()
Это уравнение равносильно совокупности двух уравнений
или ![]()
Первое уравнение
![]()
имеет множество корней ![]()
Второе уравнение
равносильно
и его корни
![]()
Ответ: ![]()
Метод замены переменной
Рассмотрим пример.
![]()
ООУ: ![]()
![]()
Так как в уравнении присутствует повторяющееся выражение, введем новую переменную
и получи уравнение
, корни которого ![]()
Возвращаемся к первоначальной переменной
![]()
или
![]()
Ответ: ![]()
Метод решения однородных уравнений.
Рассмотрим пример
Решить уравнение:
![]()
ООУ: x – любое действительное число
Все слагаемые в правой части уравнения имеют равные степени, поэтому разделим обе части уравнения на
и получим
.
Решаем полученное уравнение методом замены переменной
![]()
![]()
![]()
или ![]()
![]()
![]()
Ответ: 1; 2
Итак, можно сделать следующие выводы. Наличие в уравнении повторяющихся элементов позволяет сделать предположение, что в его решении можно применить метод замены переменной. Наличие общих множителей выводит на применение метода разложение на множители. Если же в одной из частей уравнения стоит однородный многочлен, то применяем метод решения однородных уравнений.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пример 1.
Решите уравнение ![]()
Выберите ответ из предложенных.
Варианты ответов:
- 10
- -10
- 100
- -100
- 1000
- -1000
Решение
ООУ: ![]()
Преобразуем левую часть уравнения
![]()
Введем новую переменную ![]()
Получим уравнение ![]()
![]()
![]()
Возвращаемся к первоначальной переменной
![]()
![]()
![]()
Ответ: — 1000
Пример 2.
Решите уравнение 
Выберите корень из списка: ![]()
Решение:
ООУ: ![]()
Возведем обе части уравнения в квадрат


Повторно возведем в квадрат при условии ![]()
![]()
![]()
Корни этого уравнения ![]()
Учитывая все ограничения, получаем ответ
.



Урок 49. Уравнения. Методы решения уравнений