Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Урок № 5.
Тема: Предложение в русском языке.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – познакомиться с диалогической речью.
Задачи:
- Научиться распознавать предложения и выделять их знаками и интонационно.
- Узнать, что такое диалогическая речь и признаки диалога.
- Научиться оформлять диалог на письме.
Результаты:
- Познакомимся с диалогической речью.
- Научимся записывать диалоги.
- Потренируемся выделять предложения и соблюдать интонацию.
ТЕЗАУРУС
Диалог – разговор двух и более собеседников, переговоры.
Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Прочитайте стихотворение:
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!
- Вспомните, из какой это сказки? Кто автор этого произведения? Как называется разговор двух или более людей?
Вы уже знаете, что мы используем язык по-разному. Беседа с кем-то или переписка в интернете называется диалогом. Речь одного человека – монологом.
Монолог часто можно подготовить заранее. Это выступления по радио и телевидению, на конференции, у доски. Диалог мы не можем продумать полностью, потому что не знаем, что ответит наш собеседник.
Диалоги состоят из реплик и иногда слов автора.
Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.
Диалоги нужно уметь правильно оформлять на письме. Каждую реплику нужно писать:
- с большой буквы,
- с новой строки,
- перед репликой ставить тире.
Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
Например:
Он спросил:
— Кто там?
— Это я, — ответила мама.
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, что такое прямая речь.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Прямая речь всегда состоит из двух частей:
- Прямая речь.
- Слова автора.
В словах автора обычно указывается, кому принадлежит речь, и используются глаголы: сказал, проговорил, произнёс, подумал, воскликнул, спросил, ответил и т.д.
Вспомните, как составлять схемы прямой речи.
Пример:
Я сказал: «Мы пришли»
Схема: А: (слова автора) «П». (прямая речь)
Рассмотрите схемы. Что они значат?
- А: «П». А: «П!» А: «П?»
- После прямой речи могут стоять восклицательный знак, вопросительный знак, точка, в зависимости от интонации.
- Прямая речь выделяется кавычками, а её первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
Пример: Мальчик спросил: «Как твоё имя?»
- «П», — а. «П!» — а. «П?» — а.
- После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков тире.
Пример: «Коля», — ответил я.
- «П, — а, — п». «П, — а. – П». «П? – а. – П». «П… — а. – П».
- Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения. Когда первая часть прямой речи (до слов автора) синтаксически не закончена, то и перед, и после слов автора ставится запятая и тире.
Пример: «Петя, — крикнула мама, — отзовись!»
Приведите свои примеры предложений с прямой речью. Составьте их схемы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Памятка требований к хорошему диалогу:
1. Придерживаться темы диалога.
2. Создавать диалог, соответствующий языковой ситуации и цели.
3. Использовать реплики для поддержки диалога: А вы как считаете? Может быть, вы другого мнения? Расскажите о…
4. Использовать формулы речевого этикета: извините, будьте любезны, простите, пожалуйста, спасибо…
5. Уметь аргументировать (подтверждать фактами) свои мысли, понимать, что у собеседников может быть другой взгляд на эту проблему, и уважать их мнение.
6. Придерживаться правил общения и нормы литературного языка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Выберите правильный вариант:
- Диалог- разговор между двумя или несколькими людьми
- Диалог – речь одного человека
Как называется речь одного человека?
Задание 2. Определите, какие слова принадлежат Ёжику.
— Что ты ёж такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!
Задание 3. Подчеркните слова автора:
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Задание 4. Разгадайте кроссворд:
- Разговор между двумя или несколькими людьми
- Речь одного человека
- Способность человека выражать мысли
- Одно или несколько предложений в диалоге
|
| 3 |
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. Выберете из двух текстов монолог:
1.- А когда тебе было бы удобно зайти?
— Давай сегодня после занятий.
2. Меня зовут Игорь. Я ученик 4 класса. Я очень люблю учиться.
Задание 6. Соедините части пословиц:
|
|
Задание 7. расставьте реплике в правильном порядке, чтобы получился диалог:
— Здравствуй! Меня зовут Коля.
— Однажды я был там проездом. Мне понравился Ростов!
— Я из Ростова-на-Дону. А ты?
— Привет! Я Миша. Ты из какого города приехал?
— В Сибири! Как интересно! Я в Сибири вообще еще не бывал. А ты бывал в Ростове когда-нибудь?
— А я из Красноярска.
Задание 8. Соедините предложения и их схемы:
|
|
Задание 9. Спишите предложение в тетрадь. Не забывайте соблюдать правила оформления диалога:
– Эй, ты кто такой?
– Я – Говорящий Сверчок, – ответило существо, – живу в этой комнате больше ста лет.
– Здесь я хозяин, убирайся отсюда.
Задание 10. Расставьте знаки препинания в диалоге:
Привет, Света! Неожиданная встреча поздоровалась Вика
Привет! Рада тебя видеть ответила Света
Задание 11. Выберете картинку, иллюстрирующую диалог.
Как вы думаете, о чём они говорят?
Задания 12. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в диалог:
(Ис) п..ки, старуха, колобок
Муки нету
А ты (по)м..ти, вот и (на) берёшь муки (на) колобок.
Задание 13*
Придумайте и запишите предложения к схемам:
- «_________!» — _________________.
- ____________: «________________?»
- «______________, — ________________, — ___________».
Задание 14* Составьте диалог по картинке
Из какой это сказки?
Задание 15*
Найдите 3 пословицы о разговоре иди диалоге.
Для этого вы можете воспользоваться школьным словариком «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» или сайтом: http://posloviz.ru/category/rech/
Объясните их значение и запишите.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
1. Выберете неправильное суждение:
А) Реплика – это слова автора
Б) Каждая реплика в диалоге пишется с большой буквы.
В) При оформлении прямой речи используются кавычки.
2. Сколько реплик в диалоге?
— Два билета, пожалуйста.
— Какие вам места?
— По середине.
А) 2
Б) 3
В) 5
3. Составьте диалог из реплик:
— Рис и овощи к обеду.
— А что ты готовишь?
— Я готовлю обед.
— Привет! Что ты делаешь?
Вариант 2.
1. Выберете правильное суждение:
А) Реплика – это слова автора
Б) Каждая реплика в диалоге пишется с большой буквы.
В) В монологе участвует 2 собеседника.
2. Сколько реплик в диалоге?
— Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, муки.
— Добрый день! Сколько вам?
— Килограмм.
А) 2
Б) 3
В) 5
3. Составьте диалог из реплик:
— Я тоже кашу, но еще кофе.
— Кашу с молоком. А ты?
— А мне налей, пожалуйста, чай.
— Что ты будешь на завтрак?
ЗАПОМНИТЕ!
Диалог – разговор двух и более собеседников, переговоры.
Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 2.
— Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!
Задание 3.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Задание 4.
|
| 3 |
|
|
|
|
| 4 | р | е | ч | ь |
|
|
| е |
|
|
|
|
|
| п |
|
| 2 |
|
|
| л |
|
| м |
|
1 | д | и | а | л | о | г |
|
| к |
|
| н |
|
|
| а |
|
| о |
|
|
|
|
|
| л |
|
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
| г |
|
Задание 5.
2
Задание 6.
- Кто не умеет говорить — портит разговор.
- Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
- Умеет он сесть, умеет и разговор весть.
- Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору.
Задание 7.
— Здравствуй! Меня зовут Коля.
— Привет! Я Миша. Ты из какого города приехал?
— Я из Ростова-на-Дону. А ты?
— А я из Красноярска.
— В Сибири! Как интересно! Я в Сибири вообще еще не бывал. А ты бывал в Ростове когда-нибудь?
— Однажды я был там проездом. Мне понравился Ростов!
Задание 8.
1-3, 2-2, 3-4, 4-1
Задание 10.
— Привет, Света! Неожиданная встреча,/! — поздоровалась Вика.
— Привет! Рада тебя видеть,/! — ответила Света.
Задание 11.
2
Задание 12.
— Испеки, старуха, колобок.
— Муки нету.
— А ты помети, вот и наберёшь муки на колобок.
Контрольный модуль
В-1
1. А
2. Б
3. — Привет! Что ты делаешь?
— Я готовлю обед.
— А что ты готовишь?
— Рис и овощи к обеду
В-2
1. Б
2. Б
3. — Что ты будешь на завтрак?
— Кашу с молоком. А ты?
— Я тоже кашу, но еще кофе.
— А мне налей, пожалуйста, чай.