Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 50
Повторение и обобщение материала по теме
«Имя существительное»
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Совершенствование орфографических навыков.
2. Совершенствование речевых навыков.
3. Анализ языковых явлений.
Тезаурус
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы «кто?», «что?»; имена существительные бывают одушевлёнными (человек, птица) и неодушевлёнными (мост, столб), собственными (Волгоград, Екатерина) и нарицательными (город, женщина); распределяются по родам: мужской (лев, царь, голос), женский (сова, трава, роза), средний (дерево, тепло, поле). Имена существительные изменяются по числам и падежам (склоняются). В предложении имена существительные могут быть любым членом.
Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
Несклоняемые имена существительные – это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам: мадам, пальто, Осло.
Имена существительные общего рода – имена существительные с окончанием -а, -я, называющие качества людей, относящиеся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: большая задира Тося, большой задира Тимур.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
1. Справочный портал Грамота.ру www.gramota.ru
2. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru
3. Сайт Словари.ру http://slovari.ru
4. Новый частотный словарь русской лексики http://dict.ruslang.ru/freq.php
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Имя существительное как самостоятельная часть речи имеет следующие отличительные особенности.
Обозначает предметы (пульт, монитор, ящерица), явления природы (град ветер, торнадо). Может обозначать признаки как предмет (желтизна, храбрость), а может – действие, состояние как предмет (ходьба, сон).
Имена существительные отвечают на вопросы «кто?», «что?». Они бывают одушевлёнными (птица, зверь, пчела) и неодушевлёнными (ветка, дождь, линия), собственными (Александр Невский, Новосибирск) и нарицательными (князь, город).
Имена существительные имеют мужской род (каток, ливень, рой), женский (лилия, дорога, весна), средний (солнце, окно, место).
В современном русском языке существительные склоняются, то есть изменяются по числам и падежам (мечтами, о мечте), имеют три склонения (первое: лилия, папа, тётя, второе: море, слон, утро, третье: лень, мышь, молодёжь). Мы узнали, что в языке есть разносклоняемые существительные (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь). Некоторые существительные относятся к несклоняемым (портфолио, радио, Перу).
В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. Например, в известной строчке Александра Сергеевича Пушкина «Жил старик со своею старухой у самого синего моря» существительные выступают в роли подлежащего (старик), дополнения (со старухой), обстоятельства (у моря).
Можно ли представить текст без существительного? По данным нового частотного словаря русской лексики, оно занимает первое место по частоте употребления, опережая глагол. Давайте убедимся в этом и проведём эксперимент. Возьмём текст и посчитаем в нём существительные.
Обратимся к тексту о городе Петропавловске-Камчатском.
Восточный форпост России, удалённый от первопрестольной на восемь с лишним тысяч километров, город святых Петра и Павла, Петропавловск-Камчатский раскинулся на берегах Авачинской бухты. Перед его лицом плещут неласковые волны Тихого океана, за спиной возвышаются заснеженные вулканы-сопки, а под ногами почти постоянно дрожит земная твердь – район Камчатки – самое сейсмоактивное место на планете, так что землетрясения здесь – вполне обыденная вещь. Петропавловск-Камчатский широко известен как база Тихоокеанского флота России, а в узкой туристической среде – как отправная точка для охотничьих туров и сурового экстрима, типа рафтинга, восхождений на сопки и зимнего дайвинга.
В этом тексте 88 слов, из них 37 – существительные. Результаты наблюдений подтверждают статистику: они употребляются чаще глаголов и прилагательных.
А самым часто употребляемым существительным является слово год.
Важно уметь правильно произносить, образовывать, изменять, писать существительные. Обратите внимание на правильное произношение существительных: добы́ча, жалюзи́, киломе́тр, плато́; рейс – произносится с мягким звуком[р҆э]; реле – произносится с твёрдым звуком [рэ]; спортсмен – произносится с мягким звуком [м҆ э]; тире – произносится с твёрдым звуком [рэ]; шимпанзе – произносится с твёрдым звуком [зэ].
В тексте о Петропавловске-Камчатском встретились слова, значение которых нужно уточнить по толковому словарю.
ФОРПОСТ – 1) передовой пост, укреплённый пункт на границе; 2) передовой пункт, опора чего-либо.
ТВЕРДЬ – твёрдая поверхность земли.
СОПКА – на Дальнем Востоке и в Сибири небольшая гора с округлой вершиной, курган, холм.
На примере некоторых слов текста проанализируем словообразование существительных.
Слово восхождение – это отглагольное существительное, образовалось от глагола восходить при помощи суффикса -ений-. Способ образования – суффиксальный.
В слове землетрясение такой же суффикс, но слово образовано не только с помощью суффикса, но и сложением при помощи соединительной гласной е.
Слово твердь образовано от прилагательного твёрдый бессуффиксным способом.
В речи важно соблюдать нормы литературного языка. Представляет интерес слово среда. Можно сказать по сре́дам, а можно по среда́м. Как правильно? Оказывается, в языке два слова среда: одно обозначает окружение, обстановку (студенческая, читательская) а другое – день недели. Это омонимы. В форме множественного числа дательного падежа эти слова произносятся по-разному: по сре́дам (об окружении) и по среда́м (о дне недели).
Словари – незаменимые помощники, когда нужно узнать произношение или употребление слова.
Тренировочные задания
Множественный выбор.
Найдите ошибки в морфологическом разборе существительных.
Наш витязь с жадностью внимал
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой лёгкой не смыкал
И тихого полёта ночи
В глубокой думе не слыхал.
(А. С. Пушкин)
Рассказы – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в им. п.
Очи – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в вин. п.
Ночи – сущ. нариц., неодуш., ж. р., 3-е скл., в ед. ч., в род. п.
Думе – сущ. нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в предл. п.
При выполнении этого задания важно отличать формы именительного и винительного падежей имён существительных. В предложении «Наш витязь с жадностью внимал рассказы…» в именительном падеже стоит слово витязь, а слово рассказы – в винительном. Существительное очи (око) среднего рода.
Правильный ответ
Рассказы – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в им. п.;
Очи – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в вин. п.;
Зачёркивание элементов
Зачеркните слова с ошибками.
1. Стыдно быть невежей, надо учиться, пополнять свои знания.
2. Заниматься на фортэпьяно помешал палец с мозолем.
3. Родители помогают сыну в деньгах.
4. На строительство нового дома требуются каменьщики.
Анализируем примеры, ищем грамматические ошибки, в которых употреблена неправильная форма имени существительного, и орфографические ошибки.
В первом предложении слово невежа употреблено вместо слова невежда. Невежа – это грубиян. Во втором предложении две ошибки: орфографическая, правильно писать фортепиано или фортепьяно; и ошибка в определении рода слова мозоль. Это существительное женского рода, поэтому правильное прилагательное при нём должно быть в форме женского рода. В третьем предложении неправильная форма падежа существительного деньги. Нужно говорить помогают деньгами. В четвертом предложении ошибка в написании слова каменщики.
Правильный ответ
1. Стыдно быть невежей, надо учиться, пополнять свои знания.
2. Заниматься на фортэпьяно помешал палец с мозолем.
3. Родители помогают сыну в деньгах.
4. На строительство нового дома требуются каменьщики.