Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 52
Описание природы. Сочинение – описание природы по личным наблюдениям
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Освоение понятия пейзаж.
- Анализ текстов описательного типа.
- Написание сочинения – описания природы на основе собственных наблюдений.
Тезаурус
Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Градация (от лат. gradation – постепенное повышение) – расположение слов (предложений, эпизодов) в порядке нарастания или ослабления действия или качества.
Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера) – род произведений искусства, их распределение в соответствии с определёнными художественными особенностями, проявляющимися в содержании и форме.
Метафора (греч. metaphora – перенос) – один из тропов: употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между явлениями.
Олицетворение – изобразительное средство языка: перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы, животных.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
Пейзаж (от франц. pays страна, местность) ‒ изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.
Сравнение – изобразительное средство языка: изображение явления путём сопоставления его с другим явлением.
Средства художественной изобразительности – особые приёмы употребления и сочетания слов: эпитет, сравнение, метафора и др.
Сюжет в произведении изобразительного искусства – предмет изображения. Сюжет — основа формы произведения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Эпитет ‒ образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления. Чаще всего имеет переносный смысл.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 123; 191.
Дополнительная литература:
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
2. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что слово «пейзаж» – французского происхождения. Оно имеет несколько значений. Это может быть вид какой-нибудь местности или рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении. Мы посмотрим, как изображали природу в разных видах искусства: в литературе, живописи, определим, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется пейзажной зарисовкой.
Красоту различных вещей, окружающих нас, мы часто не замечаем, и только взгляд художника открывает их скрытую выразительность. Как же научиться видеть красоту вещей глазами художника?
Художник, смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке,
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки,
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке
Как чёрные тени стоят…
Художник, смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался – видно, не зря!
И кто-то в квартире двухсотой
Соседу в окно помахал:
«У нас тут такие красоты –
Художники ходят, слыхал?»
Так нам рассказывает о художнике поэт Марина Бородицкая.
Созерцая мир природы, художники изображали её и величественной, и пустынной. Человек иногда будто терялся в ней.
Безграничное многообразие природы способствовало возникновению различных видов пейзажного жанра. Это и сельский пейзаж, передающий поэзию деревенского быта, и городской пейзаж, передающий пространственный мир города, и архитектурный, изображающий памятники архитектуры в сочетании с окружающей средой. Выделяют ещё морской пейзаж (марина – от лат. marinus – морской), рассказывающий о красоте моря и морской стихии; индустриальный – изображающий морские порты и аэровокзалы, заводы и фабрики и др.; фантастический – с вымышленными видами.
Художник, рисуя, отображает на полотне своё отношение к природе, свои мысли, настроение. Чем богаче внутренний мир художника, тем содержательнее будет пейзаж.
Вы знаете, что художник, создавая полотна, использует многообразную палитру цветов. Он должен чувствовать цвет. Под чувством цвета понимается такое восприятие цвета, когда возникают образы, ассоциации, связанные с цветом, эмоции и чувство объёма. Основная функция цвета – создание настроения. Ещё одна – создание ощущения объёма на основе контраста тёплых и холодных цветов.
Основным средством передачи цвета, всей гаммы чувств в устной и письменной речи являются изобразительные средства языка. Самыми распространёнными изобразительными средствами являются тропы, смещающие внимание с основного значения слова на переносное. Тропы раскрывают эмоциональное отношение к изображаемому предмету. К основным тропам относятся сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.
Обратимся к репродукции картины Константина Юона «Зимнее солнце», написанной в 1916 году в подмосковной деревне Лигачёво.
На ней изображён солнечный морозный день, полный спокойствия и тишины. Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому времени года, как зима? Мы видим, что художник использует определённые краски: яркие, насыщенные, холодные, передавая звонкую тишину морозного дня.
На искрящийся снег ложатся тёмно-синие тени стройных деревьев. Сквозь широкие ветви сосны пробивается оранжевыми лучами мягкое зимнее солнце и тихо ложится на снег. Как на мягком ковре, стоят в снегу широколапые ели и сосны, своими изумрудными верхушками упираясь в холодное голубое небо, по которому барашками плывут белые облака. Художник запечатлел красоту и величие тихого зимнего дня.
А что же видели писатели? Обратимся к фрагменту повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий».
«Серебристо-чёрное небо сплошь осыпано августовскими звёздами. Раздвоенный рукав Млечного Пути висит над головой видением небесной реки.
Небо отражается в море так полно, так роскошно, что, лёжа на тёплой гальке, задрав голову, никак не поймёшь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звёздной бездны.
По всем направлениям катятся, вспыхивая, падающие звёзды»
Что привлекает писателя в ночном небе? Оно всё усыпано звёздами. Их так много, что они похожи на реку. И лёжа у кромки моря, сложно определить, где земная гладь воды, а где – небесная.
Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор, чтобы показать красоту звёздного неба? Валентин Катаев использует эпитеты («серебристо-чёрный», «роскошно»), метафоры («небесной реки», «звёздная бездна», «катятся звёзды») и др. Что в этом отрывке в центре внимания писателя? В центре внимания писателя звёздное небо и море.
Природа представлена так, как видит её человек, который целиком поглощён каким-либо душевным состоянием и замечает вокруг лишь то, что созвучно с ним.
На основе проделанной работы можно определить порядок описания природы по личным наблюдениям.
- Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
- Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
- Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Определите вид художественно-изобразительного средства, использованного автором при описании утренней звезды (выделено курсивом).
Сначала можно подумать, что звёзды неподвижны. Но нет. Присмотришься – и видно, что весь небесный свод медленно поворачивается. Одни звёзды опускаются за дачи. Другие, новые, выходят из моря. Тёплый ветерок холодеет. Небо становится белее, прозрачнее. Море темнеет, утренняя звезда отражается в тёмной воде, как маленькая луна. (В. Катаев «Белеет парус одинокий»)
А) олицетворение;
Б) метафора;
В) сравнение.
Разбор задания: это сравнение, так как автор говорит о том, что отражение маленькой звезды похоже на отражение луны в море.
Правильный ответ: В
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа
Прочитайте фрагмент из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
…Горизонт отсутствовал. Купальни как бы висели в молочном воздухе. Лишь извилистые и глянцевитые отражения свай покачивались на волне цвета бутылочного стекла.
Какое предложение должно быть первым.
Выберите нужный вариант:
А) В девятом часу утра ветер унёс последние капли.
Б) Море курилось парным туманом, сливаясь с ещё не расчищенным небом.
Разбор задания:
Первым должно быть следующее предложение: «Море курилось парным туманом, сливаясь с ещё не расчищенным небом», так как далее в тексте идёт описание морского пейзажа. Из первого предложения мы узнаём, что море сливалось с небом, а во втором автор уточняет, что горизонт отсутствовал.
Правильный ответ: Б.