Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 52
Приведение дробей к общему знаменателю. Сокращение дробей
Перечень рассматриваемых вопросов:
— делитель двух чисел;
— НОД двух чисел;
— сокращение дробей.
Тезаурус
НОД двух чисел – наибольшее число, на которое будут делиться оба числа без остатка.
Сократить дробь – значит, разделить её числитель и знаменатель на их общий делитель.
Обязательная литература
- Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
Дополнительная литература
- Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
- Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы научились приводить дробь к наименьшему общему знаменателю.
Чтобы ответить на этот вопрос разложим числитель и знаменатель на простые множители.
30 = 2 ∙ 3 ∙ 5
48 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3
После этого мы видим, что наибольший общий делитель равен шести. Разделим и числитель, и знаменатель на шесть.
Итак, сегодня мы научились приводить дробь к несократимому виду, используя алгоритм сокращения дробей. Он подразумевает следующие действия: сначала надо найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя; а затем разделить числитель и знаменатель на их НОД.
Тренировочные задания
Сравним вторую пару дробей. Сократим их:
Разложим 18 и 36 на простые множители:
18 = 2 ∙ 3 ∙ 3
36 = 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3
Наибольший общий делитель НОК (18, 36) = 18.
Теперь сократим дробь на 18: