Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 54. Рифма
Цель:
узнать, что такое рифма.
Задачи:
научиться работать с рифмованными строками;
научиться подбирать рифмующиеся слова.
На уроке
мы узнаем:
что такое рифма;
мы научимся:
составлять рифмованные строки;
мы сможем:
сочинить свои стихи на заданные рифмы.
Тезаурус
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. Стихотворения поэтессы Цветаевой обладают особым ритмом.
Стих – одна стихотворная строка.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.
Созвучие – совпадение, сходство звуков.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–9.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 29.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что такое рифма? Обратимся к толковому словарю. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ещё в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Рифмы встречаются в стихах, песнях, загадках, пословицах, потешках, баснях, в скороговорках. Первый раз мы встречаемся с рифмой в детстве, когда слушаем колыбельную песню.
В стихотворении каждая строка, как бы перетекает из одной в другую, создаёт определённый ритм. Чтобы уловить и почувствовать ритм стиха, нужно при прочтении прислушаться к звучанию стихотворения. Развивать чувство ритма помогают скороговорки и чистоговорки – рифмованные стихотворные строчки для работы над произношением трудных слов и звукосочетаний.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Важно, чтобы правильно подобрать рифму к слову, нужно точно определить его последние звуки. Затем подобрать слова схожие по звучанию. Примеры рифмующихся слов: речка – свечка, печка, аптечка, гречка и другие. Сочиняя стихи, помните, что слова нужно подбирать так, чтобы выразить свою мысль, соблюсти ритм и рифму. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи, можно познакомиться со стихотворениями известных поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Александровича Есенина и другими. Если вас заинтересовала тема урока, то советуем прочитать замечательную сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифма».
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Рифмующиеся слова.
Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Подсказка: если вы нашли слово правильно, то оно изменит цвет.
Правильный ответ:
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Задание. Скороговорка.
Вставьте недостающие по смыслу слова в скороговорку.
Вёз корабль __________,
Наскочил корабль на ____.
И матросы три __________
Карамель на мели _______.
мель ели карамель недели
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Правильный ответ:
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.