Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 9
Прямая речь. Диалог. Виды диалога
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Умение распознавать предложения с прямой речью.
2. Умение различать прямую речь и слова автора.
3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.
4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.
5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.
Тезаурус
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».
Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.
Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.
Рассмотрим примеры. Прямая речь перед словами автора. «Давай скорее!» – попросила мама. «Ты будешь обедать?» – спросила бабушка. «Я хочу поиграть на этой площадке», – ответил мне брат.
Прямая речь после слов автора. Мама попросила: «Давай скорее!».
Бабушка спросила: «Ты будешь обедать?».
Брат ответил мне: «Я хочу поиграть на этой площадке».
Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!
Слова автора внутри прямой речи. «Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил мне брат. – Присоединяйся и ты ко мне».
«Я хочу поиграть на этой площадке, – ответил брат, – а ты мне очень мешаешь».
Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).
Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Обратимся к примеру:
– Привет, Артём!
– Привет, Саша!
– Как твои дела? – спросил Артём.
– Хорошо, – ответил Саша.
Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.
Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.
Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.
– Ты куда идёшь, медведь?
– В город, ёлку приглядеть.
– Да на что тебе она?
– Новый год встречать пора.
– Где поставишь ты её?
– В лес возьму, в своё жилье.
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко. Лучше принесу.
Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивания элементов
Прочитайте предложения, подчеркните глаголы «говорения»
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.
Правильный ответ:
1. Старший молвил: «Что за диво!»
2. «Там, в лесу, стоит одна», – отвечает ей она.
3. «Ну, трогай!» – громко скомандовал вожак.
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?»
5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».
6. «Скоро ли вы вернётесь?» – поинтересовалась она.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
А: «П». | «П!» – а. | «П?» – а. | «П, – а, – п». |
1. «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.
2. «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».
3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».
4. «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.
Правильный ответ
А: «П». | «П!» – а. | «П?» – а. | «П, – а, – п». |
Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве». | «Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник. | «Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры. | «Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона». |