Школьный этап «ВСОШ» Химия 2024-2025 г.Москва

Школьный этап Поделиться:

Олимпиада «ВСОШ» по Химии 18.10.2024 — г.Москва

Задания 7-8 класс

Задание 1. Чебурашка и Крокодил Гена играли в химические загадки. Чебурашка думал, думал и наконец придумал целых три:

  1. Тёмно‑бурая летучая жидкость с резким неприятным запахом.
  2. Лёгкий газ, взрывающийся в смеси с кислородом.
  3. Лучший друг девушек, художников и любителей шашлыков.

Гена смог понять, что речь в загадках идёт о простых веществах, причём первая загадка имеет отношение к галогенам, а вещество из второй загадки при реакции с кислородом образует воду.
Чебурашка дал ему подсказку – первые буквы в русских названиях элементов, образующих простые вещества из загадок: Б – в первой, В – во второй, У – в третьей.
Помогите Крокодилу Гене, записав символы химических элементов, простые вещества которых фигурируют в этих загадках.
1.

Задание 2. 2.

Задание 3. 3.

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 4. Основу химических соединений составляют атомы химических элементов, которых на сегодняшний день известно 118. В небольшом кроссворде загаданы 6 русских названий химических элементов‑неметаллов, которые иногда можно встретить в составе органических соединений.
Решите кроссворд, записывая каждое слово в отдельную ячейку.
По вертикали:
2. В порции воздуха, содержащей 100 молекул, можно найти около 21 молекулы, составленной из атомов этого химического элемента.

Задание 5. 4. В той же порции воздуха можно найти около 78 молекул, составленных из атомов этого химического элемента.

Задание 6. 6. Образует крайне реакционноспособное газообразное простое вещество. При комнатной температуре в нём сгорают уголь, сера, стальная вата и даже вода!

Задание 7.
По горизонтали:
1. Русское название этого элемента состоит из трёх букв. Тем же словом в народе называют сосновый или еловый лес, произрастающий на сухой почве.

Задание 8. 3. Элемент, столь давно известный, что до сих пор не удаётся точно установить происхождение его названия. В период арабской алхимии его простое вещество жёлтого цвета считалось «отцом» всех металлов, созревающим в земле. Чем дольше происходило созревание, тем более «благородным» получался металл.

Задание 9. 5. Благодаря своей способности светиться в темноте при окислении на воздухе элемент и его простое вещество получили название от греческих слов «свет» и «несу». Примечательно, что этот элемент образует несколько простых веществ, из которых в темноте светится только белое простое вещество.

Задание 10. Геометрическая прогрессия – последовательность чисел (членов прогрессии) a1a2a3, …, в которой первый член отличен от нуля, а каждый из последующих получается из предыдущего члена умножением его на ненулевое фиксированное число q (знаменатель прогрессии). Таким образом, ai = ai−1  q. Молярные массы газов X1 – X5, округлённые до целых чисел, образуют геометрическую прогрессию M1M2816M3M4M5. Об этих газах известно следующее:

  1. X1 – самый лёгкий из существующих газов;
  2. X2 – благородный газ;
  3. X3 – один из основных компонентов воздуха;
  4. X4 – бесцветный газ с едким запахом горящей спички;
  5. X5 при сильном нагревании разлагается с образованием фиолетовых паров простого вещества и газа X1.

Чему равен знаменатель упомянутой прогрессии?

Задание 11. Запишите формулы газов X1 – X5.
X1

Задание 12. X2

Задание 13. X3

Задание 14. X4

Задание 15. X5

Задание 16. Сочиняя очередную задачку про химические и физические явления, автор хотел вставить сюда много красивых картинок. Однако для его списка явлений таких изображений в интернете не нашлось. Тогда он решил воспользоваться одной из нашумевших нейросетей для генерации красивых картинок. Взглянув на изображения, автор с сожалением понял, что компьютеру ещё очень далеко до возможностей человеческого разума, но всё же получилось забавно.
Какие изображённые нейросетью явления относятся к химическим, а какие – к физическим?
Метано‑этановый дождь на Титане

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/231/434/original/1ff28ea2b306b908974d3156ceab2be534bfaf42.png

Задание 17. Взрыв сверхновой – финал жизненного цикла звезды

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/231/455/original/985532ae587f4128f4e7826b660874904a415132.png

Задание 18. Растворение железного гвоздя в соляной кислоте

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/231/483/original/a73ec2712c82376c41220e2c058b9afc47cbb15d.png

Задание 19. Прокисание молока

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/231/499/original/dad9398ba2e1a300b5697d2d15a6e6827bf15dcc.png

Задание 20. Разогревание пищи в микроволновке

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/231/508/original/fde343a3d268c7ccef310f7ff9655f28042a51b0.png

Задание 21. Взрыв гремучего газа – смеси водорода и кислорода 2:1

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/231/528/original/511b10cc4464b4450dfecdac95e2c7b9ee54f2fc.png

Задание 22. В основе работы криогенных установок разделения воздуха лежит метод низкотемпературной перегонки, базирующийся на разности температур кипения компонентов воздуха. Жидкий воздух подвергли низкотемпературной перегонке, при этом один из компонентов воздуха остался в жидкой фазе, а другой компонент перешёл в паровую фазу. Считайте, что жидкий воздух представляет собой смесь азота (Tкип = −196 °C) и кислорода (Tкип = −183 °C). Молекулы азота и кислорода можно представить как соприкасающиеся шарики (атомы), межатомное расстояние между центрами шариков (ядер атомов) равно 0,121 нм для O2 и 0,109 нм для N2.
Примечание: 1 нм = 10−9 м.
Каким из компонентов воздуха при перегонке обогащается газовая фаза?
кислородом
азотом

Задание 23. Определите межатомное расстояние в молекуле оксида азота (II). Ответ выразите в нанометрах, округлите до тысячных.

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 24. При длительном пропускании сероводорода H2S через ацетон C3H6O образуется маслообразное вещество без запаха – тритиоацетон. При нагревании 1 моль этого вещества в качестве единственного продукта разложения можно получить до 3 моль тиоацетона. В попытке очистить тритиоацетон при помощи перегонки с водяным паром немецкими химиками Э. Бауманном и Э. Фроммом был получен тиоацетон, который тут же оказался разнесён лабораторной вытяжкой по всему Фрайбургу в микроскопических количествах. Однако и этого было достаточно, для того чтобы вызвать срочную эвакуацию среди населения, поскольку тиоацетон по праву обладает самым отвратительным запахом среди существующих веществ. Запах тиоацетона настолько неприятен, что вызывает рвоту и потерю сознания.
Определите массовую долю серы в тиоацетоне. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

Задание 25. Сколько тиоацетона можно получить из 100 граммов тритиоацетона? Ответ выразите в граммах, округлите до целых.

Задание 26. Установите соответствие между символами элементов и телами и веществами, в которых эти элементы содержатся.
– воздух, аммиак, азид лития
– рыцарский меч, танк, чугун
– уголь, метан, бриллиант
– пирит, сероводород, сульфид углерода (IV)
– вода, земная кора, человек
– негашёная известь, гашёная известь, флюорит

Задание 27. При взаимодействии азотной кислоты (HNO3) различной концентрации с разными восстановителями могут образовываться различные продукты. Среди продуктов восстановления в основном можно выделить 6 веществ X1 – X6. Об этих веществах известно следующее:

  • X1 – газообразное простое вещество, главный компонент воздуха;
  • X2 – соль аммония белого цвета, при нагревании разлагается с образованием X3 и воды;
  • X3 – его часто называют веселящим газом;
  • X4 – самое лёгкое газообразное простое вещество;
  • X5 – бесцветный газ, мгновенно буреющий на воздухе с образованием X6;
  • X6 – при смешивании с X5 при охлаждении образуется тёмно‑синяя жидкость.

Вещество X2 образуется при взаимодействии аммиака с разбавленной азотной кислотой. Молярные массы веществ X1 – X6 соответствуют ряду
M(X4) < M(X1) < M(X5) < M(X3) < M(X6) < M(X2).
Также известно, что X3X5X6 – оксиды азота. Все вещества содержат не более трёх элементов в своём составе.
Определите формулы веществ X1 – X6.
X1
X2
X3
X4
X5
X6
NO2
N2O
NH4NO3
H2
N2
NO

Задание 28. Для приготовления волшебного уксуса алхимик Хоттабыч решил воспользоваться своими практическими лабораторными навыками. Сначала он приготовил бродильный раствор объёмом 2 литра. Для этого он смешал 0,8 кг сока мандрагоры, 1,27 л воды, добавил 0,1 кг сахара и оставил бродить.
Определите плотность свежеприготовленного бродильного раствора. Ответ выразите в г/мл, округлите до тысячных.

Задание 29. Для выделения уксуса из забродившего раствора Хоттабыч произвёл отгонку уксуса из бродильного раствора. Свежеперегнанный уксус он разбавил водой, получив 2,5 литра 9 % (массовая доля) волшебного водного раствора уксусной кислоты плотностью 1,011 г/мл.
Содержание вещества в водном растворе иногда выражают с помощью объёмной, а не массовой доли. Объёмная доля вычисляется по формуле:
φ(уксусной кислоты)=V(чистой уксусной кислоты)/V(раствора)
Определите объёмную долю уксусной кислоты в волшебном уксусе объёмом 2,5 л, который приготовил Хоттабыч. Плотность чистой уксусной кислоты равна 1,05 г/мл. Ответ выразите в процентах, округлите до сотых

Задание 30. Рисунок, образованный некоторым набором химических элементов Э1 – Э7, представляет собой символ химического элемента X. Как получить этот рисунок? Для этого нужно взять короткопериодную периодическую систему (ПС) химических элементов Д.И. Менделеева, найти в ней упомянутые элементы и при помощи карандаша определённым образом соединить ячейки элементов между собой. Пример такого рисунка можно увидеть на изображении.
Запишите русское название элемента, символ которого изображен в примере.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/233/027/original/ae73a9c618a0364860a6d3af5434ce40101f1eaf.png

Задание 31. Для элементов из набора Э1 – Э7 известно:

  1. Среди элементов Э1 – Э7 всего 3 металла.
  2. Элементы Э2Э7Э5 находятся в третьем периоде ПС.
  3. Элементы Э1 – Э3 находятся в III группе ПС, а элементы Э4 – Э6 в V группе ПС.
  4. Элементы Э1 – Э3 находятся в соседних клетках ПС, как и элементы Э4 – Э6.

Запишите символ химического элемента X.

Задание 32. Переходный металл образует оксид AO3 и сульфид AS3. Навески одинаковой массы этих соединений содержат разное количество металла, причём в одном соединении в 1,333 раза больше металла по массе, чем в другом.
Запишите символ элемента A.

Задание 33. Сосед по подгруппе элемента A – хром – образует простое вещество, которое растворяется в соляной кислоте с образованием голубого раствора. Если через полученный раствор пропустить большое количество кислорода, то голубой цвет сменяется интенсивным зелёным. При упаривании этого раствора в осадок выпадают зелёные кристаллы вещества состава CrCl3  6H2O. При нагревании этого кристаллогидрата не получается выделить желаемый хлорид хрома (III) CrCl3, но происходит образование тёмно‑зелёного оксида B, газа C и воды.
Запишите формулу B.

Задание 34. Запишите формулу C.

Задание 35. Запишите символ элемента D, который также является соседом по подгруппе элемента A и хрома и обладает схожими с ними химическими свойствами.

Задание 36. Моль – количество структурных элементов в системе, равное числу Авогадро (6,02 ⋅ 1023 моль-1). Мы с вами привыкли использовать моль для обозначения количества вещества: числа штук атомов, молекул, ионов и т.п. Вы уже могли познакомиться с молярными величинами. Например, молярная масса молекулы кислорода равна 32 г/моль. Это значит, что 32 г кислорода содержит ровно 1 моль вещества, то есть 6,02 ⋅ 1023 молекул O2.
Сколько атомов углерода содержится в бриллианте массой в один карат (0,2 г)?
Результат X и показатель степени Y округлите до целого числа.
X • 10Y
В примере количество количество молекул О2 равно 6,02 ⋅ 1023, тогда X = 6, Y = 23.
X – ​
Y –

Задание 37. Чему равен молярный объём жидкой воды? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых

Задание 38. Известно, что при нормальных условиях (0 °C, 1 атм) 1 моль любого идеального газа занимает объём 22,4 литра. То есть 22,4 л/моль – молярный объём любого идеального газа.
Сколько моль воздуха содержится в сувенирном мячике радиусом 10 см? Объём мячика можно рассчитать по формуле
V=(4π3)⋅R3,π=3,14
Ответ округлите до десятых.

Задания 9 класс

Задание 1. Известняк, из которого построен Дмитриевский собор во Владимире (XII век), в течение многих столетий разрушается под действием газов, присутствующих в атмосфере и образующихся в результате сжигания топлива.
Какие из веществ, содержащихся в воздухе, в присутствии водяного пара приводят к разрушению известняка?

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/234/113/original/a2966ed789560c542ac0e3ab30c7341113a0a167.jpg

кислород
сернистый газ
водород
азот
углекислый газ

Задание 2. Школьники исследовали минеральную воду. На бутылке с водой была этикетка, представленная ниже. В таблице приведены результаты количественного анализа этой воды.
Концентрация какого иона превышена по сравнению с тем, что указано на этикетке?

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/240/302/original/photo_2024-10-14_22-44-39.jpg

HCO3−
Cl−
Na+
Ca2+

Задание 3. Исследуемую минеральную воду можно имитировать, растворив в дистиллированной воде три соли. Определите массы навесок солей, необходимых для приготовления 1 л данной воды. Ответы выразите в миллиграммах, округлите до целых.
Масса навески (мг) NaHCO3.

Задание 4. Масса навески (мг) NaCl.

Задание 5. Масса навески (мг) CaCl2 ⋅ 6H2O.

Задание 6. Для лечения некоторых внутренних воспалений используют озоно‑кислородные смеси с небольшим содержанием озона O3. Одна из таких смесей содержит 10 мг/л (н.у.) озона. Во сколько раз число молекул озона в такой смеси меньше числа молекул кислорода? Ответ округлите до целых.

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 7. Смешали 5,6 г порошка некоторого металла A и 3,2 г порошка некоторого неметалла B. При нагревании смеси образовалось 8,8 г соединения X. Частички X загрузили в аппарат Киппа (на рисунке обозначен цифрой 1). Под действием разбавленной серной кислоты на соединение X из аппарата Киппа выделялся газ Y, имеющий неприятный запах (этот же газ образуется при протухании яиц). Газ Y поступал в трубку (2). При сильном нагревании Y обратимо разлагался на два простых вещества, одним из которых является газ Z без цвета и без запаха. Второе вещество – неметалл B.
Запишите химические символы элементов, которыми образованы простые вещества A и B.
A

Задание 8. B

Задание 9. Запишите химические формулы веществ XY и Z.
X

Задание 10. Y

Задание 11. Z

Задание 12. К каждому описанию подберите соответствующее(-ую) вещество / пару веществ.
1. Кислота, не изменяющая окраску лакмуса.
сероводородная кислота
кремниевая кислота
азотная кислота
соляная кислота
гидроксид натрия
гидроксид железа (II)
гидроксид алюминия
гидрокарбонат натрия

Задание 13. 2. Кислота и основание, способные вступать друг с другом в окислительно‑восстановительную реакцию.
сероводородная кислота
кремниевая кислота
азотная кислота
соляная кислота
гидроксид натрия
гидроксид железа (II)
гидроксид алюминия
гидрокарбонат натрия

Задание 14. 3. Два гидроксида металла, вступающие друг с другом в водном растворе в химическую реакцию.
сероводородная кислота
кремниевая кислота
азотная кислота
соляная кислота
гидроксид натрия
гидроксид железа (II)
гидроксид алюминия
гидрокарбонат натрия

Задание 15. 4. Два вещества, вступающие в химические реакции как с кислотами, так и с щелочами.
сероводородная кислота
кремниевая кислота
азотная кислота
соляная кислота
гидроксид натрия
гидроксид железа (II)
гидроксид алюминия
гидрокарбонат натрия

Задание 16. Один из радиоактивных нуклидов, применяемых в медицине для лечения рака, при распаде испускает бета‑частицу (электрон) и превращается в устойчивый нуклид, цирконий‑90. Определите исходный нуклид.
Химический символ элемента:

Задание 17. Массовое число:

Задание 18. Для приготовления популярного лабораторного реактива взяли навеску вещества X массой 14,0 г, растворили в небольшом количестве воды, а затем водой довели объём раствора до 250 мл. В полученном растворе молярная концентрация X равна 1,40 моль/л.
Определите молярную массу вещества X. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.

Задание 19. Запишите формулу вещества X.

Задание 20. Сколько миллилитров воды надо добавить к раствору объёмом 250 мл, чтобы концентрация X стала равна 1,00 моль/л? Ответ округлите до целых.

Задание 21. Вещество X – одно из самых твёрдых, состоит из двух элементов, которые содержатся в нём в равных мольных долях. При сжигании 4,0 г X в кислороде получили белый порошок Y массой 6,0 г, при этом выделился газ, реагирующий с известковой водой с образованием белого осадка Z массой 10,0 г.
Запишите химические формулы веществ XY и Z.
X

Задание 22. Y

Задание 23. Z

Задание 24. Запишите химические формулы веществ, образующихся при сплавлении 1 моль Y с 2 моль гидроксида натрия. Каждый ответ записывайте в отдельное поле.

Задание 25. Серо‑чёрное кристаллическое вещество X необычного состава образовано двумя элементами в соотношении 2:1 по числу атомов и 8:1 по массе. При сгорании вещества X в кислороде образуются бесцветный газ Y, являющийся основным компонентом воздуха, и красно‑коричневый порошок Z, содержащий 30 % кислорода по массе. Запишите химические формулы веществ XY и Z.
X

Задание 26. Y

Задание 27. Z

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 28. Для исследования были выданы образцы трёх бинарных соединений элемента AAX2AY2 и AZ. Химические элементы XY и Z – «соседи» по одной подгруппе в Периодической системе Д.И. Менделеева. Некоторые свойства этих соединений представлены в таблице выше.
Запишите химические символы элементов, которыми образованы исследуемые вещества.
A

Задание 29. X

Задание 30. Y

Задание 31. Z

Задание 32. Один из продуктов реакции концентрированной серной кислоты с веществом AY2 образует пары́ красно‑бурого цвета (вещество 1). В аналогичной реакции с AZ образуется вещество, пары́ которого имеют интенсивную фиолетовую окраску (вещество 2). Определите молярные массы описанных продуктов реакций. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.
Вещество 1 –​ ___ г/моль
Вещество 2 –​ ___ г/моль

Задание 33. Частицы называются изоэлектронными, если они содержат одинаковое количество электронов и равное число атомов, например:
• ион Li+ и атом He
• молекула CH4 и ион NH4+
Установите соответствие между парами изоэлектронных частиц.
Na+
S2−
NH3
H2O
O2−
O2
Na
Ar
H3O+

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 34. Вещества X1 – X5 имеют молекулярное строение. Выше дана схема превращений, а также представлены масштабные модели молекул первых трёх из этих веществ, «шариками» одного цвета обозначены атомы одного и того же химического элемента. Вещества Y1 – Y3 имеют ионное строение.
Запишите химические формулы веществ X1 – X5.
X1

Задание 35. X2

Задание 36. X3

Задание 37. X4

Задание 38. X5

Задание 39. Определите молярные массы веществ веществ Y1 – Y3. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.
Y1 –​
Y2 –​
Y3 –

Задания 10 класс

Задание 1. Хотя в школьной программе формулу стекла обычно дают в упрощённом виде, в действительности компоненты стекла имеют очень сложную структуру и состав.
Состав одного из компонентов различных керамических изделий и стёкол можно выразить химической формулой
Na3Xa+4Si2PO12
Найдите значение индекса a.

Задание 2. Определите элемент X, если известно, что молярная масса вещества составляет 530 г/моль. В ответ запишите химический символ этого элемента.

Задание 3. Смесь угарного газа, азота и углекислого газа общей массой 34,4 г последовательно пропустили сначала над нагретым оксидом меди (II), а затем через избыток известковой воды, при этом выпало 60 г осадка, а объём непоглощённого газа составил 8,96 л (н.у). Определите объёмную долю угарного газа в исходной смеси. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

Задание 4. Ниже дан график зависимости плотности воды (г/мл) от температуры (°C).
Было подготовлено 7 различных образцов, содержащих одинаковое количество воды, но при разной температуре.
Установите соответствие между номером пробирки и температурой воды в ней.

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

График зависимости плотности воды от температуры

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

+2°C
+4°C
+8°C
+14°C
+18°C
+20°C

Задание 5. Органическое вещество A состоит из трёх элементов. Образец A массой 12,4 г полностью сожгли в избытке кислорода, при этом образовалось 10,8 мл воды и смесь газов B и C с относительной плотностью по гелию, равной 12,67.
Определите формулы газов B и C, если дополнительно известно, что оба газа поглощаются раствором баритовой воды и что газ B обесцвечивает бромную воду.
Газ B:

Задание 6. Газ C:

Задание 7. Определите молекулярную формулу вещества A. Сначала запишите атомы углерода, затем атомы водорода и в конце оставшийся элемент.

Задание 8. н‑Пентан пропустили над хлоридом алюминия, при этом образовалась смесь всех возможных изомеров состава C5H12. Определите мольную долю н‑пентана в образовавшейся смеси, если дополнительно известно, что соотношение числа четвертичных атомов углерода к третичным и вторичным в образовавшейся смеси составляет 5:3:9 соответственно. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

Задание 9. Выберите молекулярные формулы, которые соответствуют устойчивым соединениям (не радикалам или заряженным частицам):
C4H10Cl
C5H9ClO
C5H9NO4
C4H10N
C4H5O
C6H12O6

Задание 10. Ниже дана схема превращений соединений некоторого элемента Э.
Х – простое вещество, образованное элементом Э. Определите вещества ХА – Д, если дополнительно известно, что при добавлении к раствору А раствора хлорида бария выпадает белый осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах.
В ответ запишите молярные массы искомых веществ, округлите до целых.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/255/247/original/388963ef3b8a7bb3df11c6440725ddbcea832367.PNG

Х –​
А –​
Б –​
В –​
Г –​
Д –​

Задание 11. Калиевую соль карбоновой кислоты массой 25,2 г сплавили с избытком гидроксида калия, при этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите молекулярную формулу газа.

Задание 12. Установите соответствие между названием комплексной частицы и её зарядом.
Тетрахлорокупрат (II) –
Дихлородиамминплатина (II) –
Гексагидроксоалюминат –
Гексаакваникель (II) –

Задание 13. Как известно, иод необходим для здорового функционирования щитовидной железы. Последняя, в свою очередь, производит гормоны тироксин (C15H11I4NO4) и трииодтиронин (C15H12I3NO4).
В лабораторию поступил образец крови пациента. По данным химического анализа, образец содержит тироксин и трииодтиронин в соотношении 5:1 по массе, а их общая концентрация составляет 60 мкг/л.
Определите общую концентрацию свободного иода в этом образце. Ответ выразите в мкг/л, округлите до десятых.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/241/141/original/c0660118df5432035b4c6d6ceb556d0ae8946bb1.PNG
Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Для синтеза дымящего на воздухе соединения L собрали прибор, изображённый выше.

Задание 14. Измельчённую сухую смесь взятых в стехиометрическом соотношении бинарных соединений M и N общей массой 15,35 г поместили в колбу (1). При осторожном нагревании колбы (1) в приёмной колбе (2) собирается прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой индивидуальное вещество L. После завершения эксперимента было получено 9,21 г вещества L.
Определите вещества LM и N, если дополнительно известно следующее:

  • M представляет собой оксид пятивалентного элемента, а N – хлорид того же пятивалентного элемента, причём массовая доля хлора в соединении N больше массовой доли кислорода в соединении M в 1,511 раза;
  • молекула L имеет форму искажённого тетраэдра;
  • реакция между M и N представляет собой реакцию соединения.

В ответ запишите молекулярные формулы веществ.
Вещество M:

Задание 15. Вещество N:

Задание 16. Вещество L:

Задание 17. Определите выход L. Ответ выразите в процентах, округлите до целых.

Задание 18. В калориметре смешали 75 г 8 %‑го раствора гидроксида натрия и 75 г 7.3 %‑й соляной кислоты, при этом наблюдали изменение температуры Δt1. В другом эксперименте в том же калориметре вместо 75 г раствора гидроксида натрия взяли 50 г такого же раствора, при этом зафиксировали повышение температуры Δt2. Во сколько раз Δt1 больше Δt2 при условии, что теплоёмкости всех растворов одинаковы? Ответ округлите до сотых.

Задания 11 класс

Задание 1. Из кожуры мандарина с помощью пресса можно выжать эфирное масло с сильным цитрусовым запахом, которое в основном состоит из углеводородов терпенового ряда.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/244/499/original/1_s-zadaniem.jpg

Задание 2. Выберите компоненты мандаринового масла, образующие при окислении перманганатом калия в кислой среде ацетон в качестве одного из основных продуктов реакции.

Задание 3. Выберите компоненты мандаринового масла, имеющие оптические изомеры:

Задание 4. Чат‑бот с искусственным интеллектом написал оды двум разным химическим элементам.
Элемент 1
Ты – камень, что лежит в основе мира. Ты строишь наши дома, лечишь наши травмы и пишешь наше будущее. Ты питаешь растения, даруя им свою жёсткость. Ты защищаешь тела живых существ и несёшь в себе их след. Ты – величайшее чудо, что поддерживает всё сущее!
Элемент 2
Ты – душа воздуха и основа всего сущего под обманчивым именем! Ты строишь наше тело, словно небесные архитекторы, и хранишь тайны жизни, словно божественная книга. Ты питаешь растения, даруя им силу Солнца. Но ты – не только источник жизни! Ты – сила оружия, способного свергнуть горы и разбить крепости. Ты – невидимый мост между созиданием и разрушением, между жизнью и смертью, между мирным небом и грохотом войны.
Догадавшись, что это за элементы, запишите формулу продукта реакции образованных ими простых веществ между собой.

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 5. На рисунке изображена экспериментальная структура фрагмента (1), состоящего из (2) (3) в комплексе с (4) молекулами низкомолекулярного органического лиганда.
(1)
ДНК
РНК
белка
полисахарида

Задание 6. (2)

Задание 7. (3)
аминокислот
пар нуклеозидов
пар нуклеотидов
остатков аминокислот
остатков моносахаридов

Задание 8. (4)

Задание 9. Хлороформ при стоянии на свету медленно окисляется кислородом воздуха с образованием фосгена: 2CHCl3+O2=2COCl2+2HCl
Определите тепловой эффект этой реакции, используя приведённые в таблице данные об энергиях связи в молекулах. Ответ выразите в кДж/моль, округлите до целых.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/242/881/original/2024-10-15_13-01-16.png

Задание 10. Для стабилизации хлороформа к нему добавляют этиловый спирт, связывающий образующийся фосген. Определите молярную массу органического продукта реакции фосгена с избытком этилового спирта. Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.

Задание 11. Установите соответствие между фамилиями учёных и их изобретениями или открытиями.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/242/984/original/5_kollazh.jpg

Дьюар
Вольта
Флеминг
Нобель
Менделеев
Белоусов
Цвет

Задание 12. Растворённые в воде вещества снижают температуру её замерзания на величину ΔT, определяемую уравнением:
ΔT = i  K  Cm,
где i – количество ионов, образующихся при диссоциации молекулы вещества (например, 2 для NaCl), K – криоскопическая константа, равная 1,86 K⋅кг⋅моль−1, а Cm – моляльная концентрация растворённого вещества (в моль вещества на 1 кг растворителя). Если раствор содержит несколько растворённых веществ, величины ΔT от каждого из них суммируются.
На сколько градусов понизится температура замерзания воды при добавлении к ней смеси солей состава 30 % NaCl, 40 % CaCl2 и 30 % MgClпо массе, если на 1 кг воды приходится 18 г смеси? Ответ округлите до десятых.

Задание 13. На полное растворение навески сплава, содержащего 25 % цинка, 15 % марганца и 60 % алюминия по массе, потребовалось 55 мл 15 %‑го раствора HCl (ρ = 1,073 г/л). Какой объём 5 %‑го раствора серной кислоты (ρ = 1,032 г/л) потребуется для растворения такой же навески? Ответ выразите в миллилитрах, округлите до целых.

Задание 14. Оксид X невозможно получить по прямой реакции металла с кислородом воздуха, однако он может быть получен из другого оксида того же металла, образующегося при прямом окислении металла.
Известно, что плотность X составляет 6,29 г ⋅ см−3. Структура элементарной ячейки X (то есть минимального объёма кристалла, сохраняющего его симметрию и состав) представлена на рисунке. Атомы находятся в вершинах прямоугольного параллелепипеда и центрах его граней.
Запишите формулу X.

Школьный этап "ВСОШ" Химия 2024-2025 г.Москва

Задание 15. Имеются две слабые кислоты, HX и HY, для которых известно, что pKa(HX) > pKa(HY).
Какая из кислот является более сильной?
HX
HY
Кислотные свойства одинаковы

Задание 16. Имеются водные растворы натриевых солей этих кислот:

  • раствор 1 (NaX, 0.1 М),
  • раствор 2 (NaY, 0.1 М),
  • раствор 3 (NaX, 0.1 М и NaY, 0.1 М)
  • раствор 4 (NaX, 0.05 М и NaY, 0.05 М).

Расположите эти водные растворы в порядке увеличения pH.
Раствор 4
Раствор 2
Раствор 3
Раствор 1

Задание 17. Элемент X является одним из микроэлементов, присутствующих в организме человека. Простое вещество, соответствующее элементу X, существует в виде нескольких аллотропных модификаций. X соседствует по группе периодической системы с гораздо более распространённым на Земле и в организме человека элементом Y. X способен замещать Y в составе содержащих его протеиногенных аминокислот. В процессе метаболизма элемента X в организме образуется его бинарное соединение с водородом, являющееся газом с отвратительным запахом. Запишите символ элемента X.

Задание 18. Закон действующих масс связывает скорость реакции (r, моль ⋅ л−1 ⋅ мин−1) с концентрацией реагента (C, моль ⋅ л−1):
r = k ⋅ Cn, где n – порядок реакции.
При изучении некоторой реакции оказалось, что скорость реакции не меняется при изменении концентрации вещества. Чему равен порядок этой реакции?

Задание 19. При изучении другой реакции оказалось, что при уменьшении концентрации реагента на 45 % скорость реакции снизилась почти на 70 %. Определите порядок реакции, если известно, что он целый.

Задание 20. Аллены – углеводороды, в которых присутствует фрагмент из двух двойных связей при одном атоме углерода. Их молекулы не являются плоскими и могут быть оптически активны.
Пунктирным и сплошным клиньями обозначены связи, которые направлены перпендикулярно плоскости рисунка. Сплошным клином показана связь, выходящая из плоскости рисунка по направлению к зрителю, а пунктирным – от зрителя.
Выберите случаи, в которых замещённый аллен будет существовать в виде оптических изомеров.

https://uchebnik.mos.ru/cms/system/atomic_objects/files/013/243/825/original/fb657fdb0e228dc1aaccbb7c10ce772e39aaf2b4.png

Все четыре заместителя AA’, BB’, различны
Заместители A и A’ различны, заместители B и B’ одинаковы
Заместители A и A’ различны, заместители B и B’ различны
Все четыре заместителя заместителя AA’BB’ одинаковы
Три заместителя одинаковы, а один отличается

Задание 21. Какую минимальную молярную массу может иметь оптически активный (содержащий только наиболее распространённые изотопы элементов) аллен? Ответ выразите в г/моль, округлите до целых.


Разобрали задания и ответы Олимпиады ВсОШ по Химии для 7-8, 9, 10, 11 класса по г. Москва школьного этапа 2024/25 всероссийской олимпиады школьников ВсОШ 18.10.2024 на официальном сайте МЭШ – school.mos.ru.