Варианты СтатГрад по русскому языку РЯ2410701 РЯ2410702 11 класс ЕГЭ 2025 с ответами

Варианты СтатГрад по русскому языку РЯ2410701 РЯ2410702 11 класс ЕГЭ 2025 с ответамиПоделиться:

Задания и ответы для РЯ2410701

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами и <…> загрязняющими веществами, а также пестицидами запрещается. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод. Использование болот в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых допускается осуществлять методами и средствами, исключающими сброс сточных, в том числе дренажных, вод, содержание веществ и микроорганизмов в которых превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Объекты, предназначенные для транспортирования и хранения добытых полезных ископаемых, должны быть оборудованы средствами предотвращения загрязнения болот и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения загрязнения. При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его частей должна проводиться их рекультивация преимущественно путём обводнения и искусственного заболачивания.

Задание 1

Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ИСТОЩЕНИЕ. Крайняя слабость, изнурённость вследствие нарушения нормального питания или нормальных функций организма. Дойти до полного истощения.

2) ПРИВОДИТЬ. кого (что). Ведя, помогать дойти. П. ребёнка домой.

3) НЕДРА. То, что находится под земной поверхностью. В недрах Земли. Разработка недр (добыча полезных ископаемых).

4) СОДЕРЖАНИЕ, -я, ср. Основная суть изложения; фабула. Пересказать с. доклада. Книга с интересным содержанием.

5) ЕСТЕСТВЕННЫЙ. Относящийся к природе. Естественные богатства страны.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Точность изложения информации обеспечивается использованием терминов (рекультивация, дренажные воды, техногенное происхождение).

2) Текст относится к научному стилю речи, так как изложение строится на последовательном доказательстве тезиса, приведённого в первом предложении.

3) В тексте употребляются отглагольные существительные (загрязнение, засорение, осушение, использование, добыча), характерные для письменной речи.

4) В первом и втором абзацах содержатся односоставные неопределённоличные предложения, придающие тексту живую, разговорную интонацию.

5) Целью текста является сообщение адресату правил, которые относятся к конкретной правовой области – использованию водных объектов, в частности болот.

Прочитайте текст и выполните задания 4–6.

Из всех писателей 20–30-х годов XX в. Михаил Булгаков, наверное, в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». А вот «Дни Турбиных», «Бег», «Мольер», «Александр Пушкин» отходят на второй план, чтобы, может быть, через десятилетия алмазом сверкнуть в чьей-то незаурядной постановке. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны до конца его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Литературно-критических статей он почти не писал, в письмах о политике и эстетике ничего не говорил, позднейшие воспоминания современников создавались с оглядкой на цензуру; осторожна и вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова в своих дневниках.

Правда, чудом уцелел сожжённый, но возродившийся, как феникс из пепла, булгаковский дневник 20-х годов, а главное – его произведения, в которых писатель за свою короткую жизнь успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Можно сказать, что Булгаков прожил три жизни: обычную, не писательскую; жизнь писателя, который познал успех, славу, но затем суровой рукой «пролетарской критики» был вычеркнут из литературы; и жизнь театрального режиссёра, а потом либреттиста, который вынужден был писать только «в стол». Будто три разных человека жили. <…> на самом деле это был один и тот же человек, которого вынудили по-разному приспосабливаться к жизненным обстоятельствам, по-разному выражать свою творческую сущность. (По Б.В. Соколову)

Задание 4

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 5

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СОХРАНЯТЬСЯ. разг. Сохранить свои силы, моложавую внешность Старик хорошо сохранился.

2) ПЛАН. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чегонибудь. П. поездки. П. действий.

3) ВЗГЛЯД. Мнение, суждение. Научные взгляды. Правильный в. на вещи. Высказать свои взгляды. На мой в. (по моему мнению).

4) ПИСЬМО. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.

5) УСПЕХ. Общественное признание. Шумный у. спектакля. Книга имеет у

Задание 6

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Цели автора текста заключаются в том, чтобы сообщить информацию о писателе и показать, насколько необычна личность и судьба М.А. Булгакова и его произведений.

2) Текст относится к научному стилю речи, поскольку его цель – донести до специалистов-филологов информацию о биографии и творчестве писателя М.А. Булгакова; это подтверждается использованием узкоспе– циальных терминов (произведение, цензура, слава, сущность).

3) Использование в тексте таких средств выразительности, как метафора (например, дна души), сравнений (сверкнуть алмазом, как феникс из пепла, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда) не только делает текст образным, но и позволяет автору выразить субъективное отношение к личности и творчеству М.А. Булгакова.

4) Текст относится к публицистическому стилю речи: автор, высказывая свои соображения о личности М.А. Булгакова, не избегает эмоциональных оценок.

5) Синтаксис текста богат и разнообразен: автор использует как простые, так и сложные предложения, включает в них различные осложняющие конструкции (обособленные определения, выраженные причастными оборотами, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами).

Задание 7

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) пОручни
2) ловкА
3) дозировАть
4) прИбыв
5) довЕрху

Задание 8

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) отзЫв (посла из страны)
2) шофЁр
3) ворвАлась
4) одОлжит
5) отдАв

Задание 9

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Самообразование позволило ему ВОСПОЛНИТЬ недостаток академических знаний. Студенты приобрели АБОНЕМЕНТЫ в музей на цикл лекций по истории Древнего мира. Перчатки из замши можно стирать в тёплой мыльной воде, ОДЕВ их на руки. Всем необходимо занять ИСХОДНОЕ положение. В кабинете висело ещё несколько КРАСОЧНЫХ таблиц.

Задание 10

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Все морские коньки схожи между собой: у них глаза-пуговки, ДОВЕРЧИВЫЙ взгляд, капризные губки и тонкая мордочка, часто украшенная рожками. Между Россией и Индией к середине двадцатого века сложились доверительные, ДРУЖНЫЕ отношения. Закаливание повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма неблагоприятным условиям жизни. Она и есть ребёнок: БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ, любимый, влюбляющий в себя и не замечающий, что причиняет окружающим боль. Станьте самозанятым – и никто не сумеет ПОНИЗИТЬ вас в должности.

Задание 11

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл выска– зывания. Полковник звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

Задание 12

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Когда гость говорил что-нибудь неприятное Васе, тот не противоречил и не возмущался, а стоял молча, быстро моргал глазами, а потом отводил взгляд.

Задание 13

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шерстяные СВИТЕРЫ
с ДЕВЯНОСТА саженцами
на ОБОИХ часах
сказал БОЛЕЕ ГРОМКО
отряд ПАРТИЗАНОВ

Задание 14

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИОБРЕТШИЙ дом
в ПОЛУТОРАСТА милях
оказался БОЙЧЕ всех
ДВОИХ друзей
несколько БЛЮДЦЕВ

Задание 15

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Ребята радовались не столько полученным подаркам, сколько вниманию, уделённому им, а также редкой возможности побыть с близкими людьми.

2) Народ дышал чистым воздухом, подрёмывал; кто украдкой ел яблоки, кто перешёптывался с подругами, а Артюха Колотушкин, уткнувшись лицом в корни старой яблони, спал.

3) Максим Петрович, попрощавшись с нами и пообещав, что будет нам писать, отправился в Петербург.

4) Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать всем, кто в этом нуждается.

5) Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о скалистый берег.

6) Заключив годовой контракт, команда, которой по условиям договора предстояло дать более 60 концертов в разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру.

7) Мы с Александром, приехавшим ко мне на дачу в субботу, решили совместить приятное с полезным и, гуляя по лесу, не только наслаждались свежим воздухом, но и брали пробы почвы для исследования в лаборатории.

8) Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, не хотите ли вы, деточки, прогуляться со мной по саду.

9) Вглядываясь в эти ровные строчки, в голову Андрея закралась мысль, что он знает об авторе письма́ нечто важное, что необходимо будет вспомнить.

Задания и ответы для РЯ2410702

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

С 1970-х годов психологи и психолингвисты исследуют феномен ошибок в понимании речи. Например, Томас Эриксон и Марк Мэттсон показали, что на вопрос «Сколько зверей каждого вида взял с собой на ковчег Моисей?» люди обычно отвечают: «По паре каждого вида», не обращая внимания на то, что предпосылка вопроса некорректна: животных на ковчег собрал не Моисей, а Ной. В работе 2003 года Фернанда Феррейра показала, что предложения типа «Собаку укусил человек» в 25 процентах случаев воспринимаются как «Собака укусила человека», <…>, люди могут игнорировать грамматические связи между словами и интерпретировать предложения, опираясь на смысл слов и знания о типичных жизненных ситуациях.

Такой тип обработки информации получил название «поверхностная обработка языка» (англ. good-enough language processing). Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, что при чтении пожилые люди чаще, чем молодые, предсказывают семантические связи между словами на основании не грамматики, а своих знаний о мире. Опора на смысл отдельных слов вместо точного грамматического анализа позволяет быстрее обрабатывать информацию, однако может приводить к ошибкам понимания.

1. Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) указывает на связь мыслей и последовательность их изложения и должно(-а) стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это(-у) вводное слово (вводную конструкцию).

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПОКАЗАТЬ. кого-что. Проявить, обнаружить какое-либо свойство, качество, состояние. Показать прекрасные знания, показать свой нрав, показать себя прекрасным работником. 2) СОБРАТЬ. кого (что). Сосредоточить, соединить в одном месте. С. людей. 3) СВЯЗЬ. Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Логическая с. 4) ЖИЗНЕННЫЙ. Важный для жизни, общественно необходимый. Жизненные интересы. 5) ОПОРА. Место, предмет, на котором можно утвердить, укрепить, поддержать что-либо для придания прочного положения; предмет, служащий для поддержки чего-либо; подпорка. Опоры моста.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) В тексте есть существительные, употреблённые в переносном значении для создания образности (психологи, собака, о мире). 2) Текст относится к научному стилю речи, поэтому в нём отсутствуют эмоционально-оценочные слова. 3) Характер статьи обусловил включение в текст ссылок на авторитетные исследования феномена ошибок в понимании текста. 4) Текст написан в публицистическом стиле и характеризуется использованием стилистически неоднородной лексики: с одной стороны, терминов (предпосылка, интерпретировать), с другой – разговорных выражений (не обращая внимания, типичных ситуациях). 5) Характерными признаками приведённого отрывка текста являются использование обособленных согласованных определений и преобладание бессоюзных сложных предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 4–6.

Важный вопрос связан с механизмами проведения реформы русской орфографии и с тем, кто же окончательно решает, быть или не быть реформе. Кажется, что ответ прост: решать должен народ, который на этом языке говорит. Судя по откликам на реформу, народ против. Но в этом есть и определённое лукавство. Ведь реакция прессы – это всё-таки реакция образованного взрослого населения. А в поддержку реформы могли выступить как раз менее образованные люди и, конечно, школьники, которые, впрочем, при референдумах не имеют права го́лоса.

С другой стороны, кажется не вполне разумным решать такие вопросы голосованием. Всё-таки культурная и языковая норма, в том числе и орфографическая, – вещь по определению консервативная, и отменять её простым большинством голосов нельзя. Слишком легко и быстро тогда будет меняться наша культура. И не исключено, что, проводи мы референдумы по правописанию каждый день, по понедельникам мы будем писать корова, а по вторникам карова. По-видимому, если говорить о серьёзных изменениях, нельзя обойтись без серьёзного общественного обсуждения, на котором естественному для образованной общественности орфографическому консерватизму должны противостоять лингвистические доводы, сформулированные абсолютно понятным для неспециалиста языком.

Причём существенно даже не то, будет ли реакция общественности негативной (а она должна быть таковой), а то, <…> негативной она будет. И, следовательно, допустимо ли ею пренебречь. Подготовка реформы требует не только разработки теоретических постулатов, но и подготовки общественности к реформе. Фактически мы приходим к тому, что называется специфическим и малопонятным для недавних эмигрантов русским словом «пиар». Так вот, пока пиар реформы был крайне неудачным. (По М.А. Кронгаузу)

4. Самостоятельно подберите наречие (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это наречие (союзное слово).

5. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) МЕХАНИЗМ. Внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. М. часов. заводной м. 2) ВЫСТУПИТЬ. Отделившись, выйти, выдаться вперёд. В. из шеренги. 3) ГОЛОС. Предоставленное законодательством полномочие публично заявлять своё мнение при рассмотрении государственных, общественных вопросов. Совещательный г. Решающий г. 4) ЕСТЕСТВЕННЫЙ. Обусловленный чем-либо, закономерный, нормальный. Е. ход событий. Е. вывод. Его выбор естественен. Всё обусловлено естественным порядком вещей. 5) ЯЗЫК. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль. Литературный я. Разговорный я. Поэтический я. Газетный я. Я. науки.

6. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Характер речи в тексте подчёркнуто официален, логичен, лишён эмоциональности, а лексика отличается точностью, не допускающей разночтений. 2) Текст относится к публицистическому стилю, так как основная цель этого текста – воздействие на массового читателя посредством общественно значимой информации. 3) Первый абзац текста содержит антитезу, позволяющую описать особенность ситуации, о которой говорит автор. 4) В тексте активно используются вводные конструкции (конечно, по-видимому, следовательно и др.), выражающие оценку реальности, указывающие на связь мыслей и последовательность их изложения. 5) В тексте присутствует чётко выраженная субъективная оценка ситуации, несмотря на отсутствие личного местоимения я, но благодаря включению в текст слов нельзя, должны и др.

7. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) кровотОчащий 2) чЕрпать 3) недУг 4) газопрОвод 5) дОнельзя.

8. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) углУбленный 2) понЯв 3) некролОг 4) закупОрить 5) облЕгчит.

9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современ– ного русского литературного языка. Капитан был строг, и на корабле царил ЖЁСТКИЙ распорядок дня. В сборнике представлен опыт работы преподавателей учреждений сферы искусства, направленный на совершенствование ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО мастерства. НЕУДАЧЛИВЫЕ охотники в несколько мгновений промокли с головы до ног, удерживая лодку, чтобы её не снесло в море. Москвичи показали ТЕХНИЧНЫЙ футбол, который понравился турецким болельщикам. Началось многонедельное ЛЕДЯНОЕ плавание.

10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современ– ного русского литературного языка. ЗРИТЕЛЬСКИЕ симпатии в этот раз оказались на стороне молодого музыкального коллектива. Все документы по сделке были теперь в НАЛИЧИИ. Князь определил меня унтер-офицером в гвардию, потому что я не мог ПРЕДСТАВИТЬ документы о дворянстве. В Британской национальной библиотеке я планировал ПОПОЛНИТЬ недостаток знаний в области экономики. Чтобы быть в состоянии проникнуть из клеточки в клеточку для питания растений, белковое вещество должно ПРЕТЕРПЕТЬ изменение, сходное с превращением крахмала в глюкозу.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного литературного русского языка и сохраняя смысл высказывания. Молодой автор спешит выразить общую художественную идею и уделяет мало значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с его точки зрения, мелочам.

12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Когда я писал этот рассказ, я всё время старался сохранить ощущение холодного ветра с ночных гор, это было как бы основным лейтмотивом рассказа.

13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. современные ГОСПИТАЛИ о СЕМИСТА километрах на ТРЁХСОТ шестой странице ЯРЧАЙШИЙ свет несколько ГНЕЗДОВИЙ.

14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. вагон ПОМИДОРОВ с ВОСЬМЬЮСТАМИ килограммами ОБГРЫЗАННЫЕ ногти УВЯДШИЙ цветок в АЭРОПОРТУ.

Смотрите также на сайте ЕГЭ по русскому языку