Видеоролик о формуле выбора профессии

Видеоролик о формуле выбора профессииПоделиться:

Текстовая версия видеоролика:

Что нужно, чтобы вывести формулу? Найти переменные, определить взаимосвязь между ними, а когда эти соотношения станут известны, можно записать всю формулу целиком. Если речь идёт о профессии, работают те же законы. Чтобы вывести формулу выбора профессий, надо сперва узнать, из каких компонентов она состоит.

Давайте разбираться. Для каждой профессии важны следующие элементы:

  • предмет профессиональной деятельности;
  • школьные предметы;
  • условия работы;
  • личные качества;
  • цели и ценности;
  • компетенции.

Сегодня мы рассмотрим первые два элемента. С остальными вы познакомитесь в старших классах.

Итак, первый важный компонент — предмет профессиональной деятельности. Это то, с чем или с кем специалист сталкивается на работе чаще всего. Например, зоотехник в основном работает с природой — это и есть его основной предмет профессиональной деятельности. Вторым по значимости предметом для него является информация, поскольку он анализирует много данных. В то же время художественным творчеством зоотехнику заниматься практически не приходится. А вот для дизайнера интерьеров, наоборот, главным предметом является творчество.

Для удобства все эти предметы можно разделить на пять основных групп: техника, творчество, человек, природа, информация.

Предмет профессиональной деятельности (ППД):

С чем/кем работает этот профессионал?

  1. Техника
  2. Творчество
  3. Человек
  4. Природа
  5. Информация

Остановимся на каждом подробнее. Если усилия человека направлены на работу с машинами, компьютерами и микросхемами, бытовой, строительной техникой и самой разной аппаратурой, значит ключевой предмет его труда — техника. Конечно, это не значит, что люди или природа для него не значимы, но всё же именно механизмы и сложные устройства для него — главное. Таковы строители и столяры, электромонтажники и радиомеханики, конструкторы и инженеры.

А вот для тех, чей предмет профессиональной деятельности — художественное творчество, важно передавать своё видение мира и событий с помощью искусства. Художники, режиссёры, артисты, музыканты, писатели и фотографы выражают свои мысли и эмоции через образы и произведения. Они создают уникальные художественные миры, которые могут вдохновить и тронуть сердца людей.

А кому-то интереснее работать с людьми — находить подход к каждому, общаться и поддерживать контакты, обучать, воспитывать, помогать в быту или оказывать медицинскую помощь. Для врачей, учителей, психологов, парикмахеров, экскурсоводов ведущий предмет труда — сам человек.

Если усилия специалиста сосредоточены на растениях, животных и микроорганизмах, их предмет труда — природа. Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, научными исследованиями в области биологии, географии. Это, например, ветеринары, растениеводы и агрономы. Их интересуют все изменения, которые происходят с живыми организмами, и весь цикл их развития.

Ну а кто-то предпочитает работать с информацией — для этих специалистов имеет большое значение всё, что связано с текстами, цифрами, картами, чертежами, схемами и символами. Иногда у них буквально есть свой особый язык, который понимают только они! Например, программисты пишут коды на языках программирования, которые обычным людям кажутся набором непонятных символов. А картографы создают сложные карты и чертежи, расшифровка которых требует специальных знаний и навыков.

Итак, мы рассмотрели пять основных предметов профессиональной деятельности. Но есть ещё один ключевой элемент для выбора каждой профессии — это направленность дополнительного образования. Дело в том, что многие успешные специалисты ещё во время обучения в школе занимались каким-либо делом помимо школьного обучения, это могли быть кружки и секции, направление самообразования, волонтёрская деятельность и многое другое.

Направление дополнительного образования (НДО):

Какое дополнительное образование поможет в профессии?

  • естественно-научное;
  • техническое;
  • туристско-краеведческое;
  • художественное;
  • социально-гуманитарное;
  • физкультурно-спортивное;
  • интеллектуальные игры.

Тем, кого интересует медицина, углубить знания и лучше понять, как устроен организм человека, поможет естественно-научное направление дополнительного образования. Творческие личности наверняка заинтересуются всем, что связано с художественным образованием — это и музыкальные школы, и кружки по рисованию, и дизайн, и актёрское мастерство. Тем, кому нравится спорт, кто хотел бы в будущем защищать и обеспечивать безопасность, понравятся физкультурно-спортивные секции, которые помогут развить физическую силу. Узнать природу родного края, других регионов и стран можно с помощью туристско-краеведческих направлений. А социально-гуманитарные кружки будут полезны тем, кому нравится помогать, проявлять заботу и поддерживать — а значит, и работать с людьми. Ведь «гуманитарный» означает «связанный с правами и интересами человека, обращённый к человеческой личности». К примеру, врачу тоже важно не только быть отличным специалистом в своей области, но и уметь эффективно общаться с пациентами, налаживать с ними контакт. Ну а технические направления образования созданы для тех, кого завораживает мир сложных устройств, машин и механизмов.

Если соединить направленность дополнительного образования, которая вам нравится и в которой у вас есть успехи, с предметом труда, с которым вам больше всего хотелось бы взаимодействовать, то можно предположить, какая профессия может подойти к такой формуле!