Наш мир большой, разнообразный и, на первый взгляд, даже хаотичный. Представьте, что всё, что вы видите на экране, связано с миром профессий. Это предметы профессиональной деятельности, с которыми можно работать. Их можно объединить в пять больших групп и расположить в кабинетах с разными названиями. Давайте попробуем навести тут порядок.
Представим, что у вас пять кабинетов. Вот они: технические устройства, художественное творчество, люди и общение, информация и природа. Трактор и материнскую плату от компьютера поставим в кабинет «Технические устройства». В кабинет с художественным творчеством отлично впишутся музыкальные инструменты и книга сказок. Группу подростков отведём в комнату «Люди и общение» и добавим сюда же пожилого человека.
В кабинете «Информация» уместно будет выглядеть таблица с цифрами и чертежи. Ну а в кабинете «Природа» — аквариум с рыбками и корзина с грибами. Вот мы и расставили всё по местам, а на самом деле объединили в пять разных групп совершенно разные предметы. Все эти пять групп: технические устройства, художественное творчество, люди и общение, информация и природа — и есть разные предметы профессиональной деятельности. То есть это то, с чем можно работать.
А теперь от слов к делу. С каждым предметом нам хочется что-то делать, и все эти действия можно условно разделить на пять групп. «Защищать», «Помогать», «Управлять», «Создавать», «Изучать». Что же это значит?
Защищать. Каждому из нас ближе та или иная группа действий. Знакомьтесь, это Миша, ваш ровесник. Он занимается баскетболом и даже в свободное время предпочитает проводить на спортивной площадке. Миша мечтает стать кандидатом в мастера спорта и уверен, что его медали и достижения помогут определиться с будущей профессией. Он может найти любимое дело в сфере безопасности и спорта, а ещё он смог бы, к примеру, расследовать киберпреступления или бороться с экологическими угрозами, если, конечно, ему это интересно.
Помогать. Если у кого-то в классе неприятности, Оля всегда поддержит и постарается помочь. Проявлять заботу и участие для неё — обычное дело. Ей нравится помогать старшим. Оле приятно делать полезное для других. А в этом году Оля стала волонтёром и помогает местному приюту в уходе за животными. В будущем ей подошла бы работа, связанная с сервисом и помощью.
Управлять. Ну а это Дима, староста класса. Это он представляет класс в самых разных мероприятиях. Отлично презентует проекты, и его сложно сбить с толку неудобными вопросами. Его уважают все, и ребята, и учителя. Все потому, что Дима не только может организовать любую активность, но и умеет принимать решения и несёт ответственность за свои действия. Про него можно сказать: слов на ветер не бросает. И если Дима бы решил работать в сфере управления и организации, он бы точно преуспел.
Создавать. А вот Маше нравится создавать что-то необычное. Иногда взрослые называют её выдумщицей. Но именно Маша придумывает самые интересные школьные проекты и оформляет их на компьютере. Маша ходит на курсы по 3D-моделированию, знает всё про новые гаджеты и обожает технику. Маша могла бы найти дело по душе в сфере создания и разработки.
Изучать. А это Рома, победитель олимпиад. Его называют ходячей энциклопедией, потому что он очень много знает. Рома обожает, когда всё на своих местах, и в комнате, и в голове. Он может очень долго и внимательно изучать какой-то вопрос, анализировать разные варианты ответов, сравнивать и находить решение. Ребята в классе часто обращаются к нему за помощью. Он может решить любую сложную задачу, помочь с проектом и даже настроить технику. Роме подходит работа с информацией, ведь ему нравится всё, что связано с изучением и анализом.