У педагога есть возможность выбрать один из предложенных вариантов групповой работы.
Вариант 1
Класс уже разделён на три команды, и педагог раздаёт каждой группе карточку с заданием. Возможен вариант, когда представители команд сами вытягивают карточку. Здесь педагог использует карточки из набора, помеченного как вариант 1.
Каждая команда должна представить, что в их городе или районе планируется масштабное обновление. Задачи для команд:
- Карточка № 1 — строительство парка;
- Карточка № 2 — строительство нового микрорайона;
- Карточка № 3 — Строительство торгового центра.
Задача команд — кратко описать:
- Как их проект изменит жизнь горожан;
- Какие специалисты понадобятся для успешного завершения работы.
Для всех команд будет представлен единый список профессий, отображённый на карточке. Если нет возможности распечатать раздаточные материалы, педагог переносит список профессий на доску и зачитывает обучающимся их определения.
Список профессий:
- Инженеры-конструкторы проектируют и рассчитывают прочность строительных конструкций (например, фундаменты, каркасы зданий).
- Инженеры по энергоэффективности зданий оптимизируют энергопотребление зданий, чтобы они были экологичными и экономичными.
- Инженеры по механизации и автоматизации строительства отвечают за использование техники и автоматизированных систем на стройке.
- Специалисты по BIM-технологиям создают 3D-модели зданий и управляют информацией о проекте с помощью специальных программ.
- Специалисты по строительным материалам изучают и подбирают материалы для строительства, чтобы они были качественными и долговечными.
- Специалисты по реставрации и реконструкции зданий восстанавливают старые здания, сохраняя их исторический облик.
- Специалисты по перестройке/усилению строительных конструкций укрепляют и модернизируют существующие здания, чтобы они стали безопаснее.
- Специалисты по эксплуатации зданий и сооружений следят за состоянием зданий, чтобы они работали без сбоев.
- Промышленные альпинисты выполняют высотные работы (например, мойка окон, ремонт фасадов) с помощью альпинистского снаряжения.
- Чертёжники создают чертежи и схемы для строительных проектов.
- Сметчики рассчитывают стоимость строительных работ и материалов.
- Архитекторы проектируют здания, создавая их внешний вид и планировку.
Время на выполнение задания — четыре минуты. В завершение каждая команда кратко представит свои ответы на оба вопроса.
Комментарий для педагога: ниже представлены возможные ответы команд. Данные ответы — это ориентир и подсказка, но обучающиеся могут предложить иные варианты, и это не будет считаться ошибкой!
Подсказка для педагога. Возможные ответы:
Карточка № 1
Задача: строительство парка
Как строительство парка повлияет на жизнь горожан?
Ответ: Станет больше зелёных зон, улучшится экология и появятся места для прогулок, занятий спортом и мероприятий.
Какие специалисты нужны для строительства парка? Выберите несколько из списка ниже.
Ответ: Сфокусируемся на специалистах по ландшафтному проектированию и инфраструктуре.
- Архитектор — разрабатывает общую концепцию парка и проектирует здания на его территории;
- Ландшафтный дизайнер — отвечает за размещение растений, дорожек и зон отдыха;
- Инженер по механизации и автоматизации строительства — организует использование техники при создании дорожек, фонтанов и игровых площадок;
- Сметчик — определяет бюджет проекта;
- Специалист по строительным материалам — подбирает устойчивые и экологичные материалы.
Карточка № 2
Задача: строительство нового микрорайона
Как строительство нового микрорайона повлияет на жизнь горожан?
Ответ: Появится новое жильё, увеличится нагрузка на транспорт и коммуникации, а также появятся новые школы, детсады и магазины.
Какие специалисты нужны для строительства нового микрорайона? Выберите несколько из списка ниже.
Ответ: Сфокусируемся на масштабных проектах и инфраструктурных специалистах.
- Инженер-конструктор — рассчитывает устойчивость зданий;
- Специалист по BIM-технологиям — создаёт цифровую модель микрорайона;
- Чертёжник — переводит проектные решения в точные схемы;
- Сметчик — определяет бюджет строительства;
- Инженер по энергоэффективности зданий — делает дома экологичными и экономичными.
Карточка № 3
Задача: строительство торгового центра
Как строительство торгового центра повлияет на жизнь горожан?
Ответ: Строительство торгового центра даст людям новые рабочие места, возможность удобно делать покупки и отдыхать, а также сделает район более оживлённым и современным.
Какие специалисты нужны для строительства торгового центра? Выберите несколько из списка ниже.
Ответ: Здесь важно внимание к внутренним системам здания.
- Архитектор — создаёт внешний облик и внутренние планировки;
- Инженер-конструктор — отвечает за прочность конструкций;
- Инженер по энергоэффективности зданий — оптимизирует использование энергии;
- Сметчик — рассчитывает расходы на материалы и работу;
- Инженер по механизации и автоматизации строительства — организует применение техники для ускорения процесса;
- Специалист по строительным материалам — подбирает качественные материалы.
Слово педагога: Ребята, представьте, что в вашем городе или районе планируется масштабное обновление. У каждой из команд есть своя карточка с заданием. Цель — кратко описать, как ваш проект изменит жизнь горожан и какие специалисты понадобятся для успешного завершения работ. Время на работу — всего четыре минуты!
В завершение каждая команда кратко представит свои ответы. Готовы? Тогда начнём!
Работа команд — 4 минуты.
Слово педагога: Ребята, а теперь каждая команда представит свои проекты.
Обучающиеся презентуют проекты.
Вариант 2
Класс уже разделён на три команды, и каждая из них получает карточку с вопросами (либо представители команд сами вытягивают карточку из набора, помеченного как вариант 2) по одному из предложенных направлений:
- Архитектура и здания;
- Благоустройство и комфорт;
- Транспорт и дороги.
Задача каждой команды — представить, каким будет город через 20 лет, и описать его основные изменения. Идеи записываются на бумаге в виде кратких тезисов. После завершения задания каждая команда по очереди представляет свой проект. Время на представление проекта — 5 минут. Если нет возможности распечатать раздаточные материалы, педагог использует вариант 1 групповой работы.
Слово педагога: Ребята, представьте, что вы архитекторы будущего. Закройте глаза и вообразите, каким может стать ваш город через 20 лет. У вас будет возможность предложить и описать свои идеи.
Не сдерживайте свой творческий потенциал и дайте волю воображению! Приветствуются абсолютно любые идеи, даже фантастические! Итак, начнём!
Команды получают карточки. Работа команд — 5 минут.
Слово педагога: Ребята, настало время поделиться вашими идеями с остальными командами. У каждой команды будет одна минута на презентацию по своему направлению. Начнём с проекта «Архитектура и здания»!
Время на представление проекта — 3 минуты на все команды.
Комментарий для педагога: ниже представлены возможные ответы команд. Данные ответы — это ориентир и подсказка, но обучающиеся могут предложить иные варианты, и это не будет считаться ошибкой!
Подсказка для педагога. Возможные ответы:
Карточка № 1. Архитектура и здания
Вопрос № 1: Возможно, это небоскрёбы, устремлённые ввысь, или экологичные дома, гармонично вписанные в природу. А может, это целые города, парящие в воздухе или уходящие под землю.
Вопрос № 2: Самовосстанавливающийся бетон, который может заделывать трещины сам, прозрачные солнечные панели на окнах, чтобы здания самостоятельно вырабатывали электричество, лёгкие и прочные материалы, которые делают дома устойчивыми к землетрясениям.
Вопрос № 3: Дома с крышами, покрытыми солнечными батареями, ветроулавливающие устройства на высотных зданиях, дороги, вырабатывающие электричество при движении машин и пешеходов, фильтры, очищающие воздух прямо в стенах зданий.
Вопрос № 4: Школы с виртуальной реальностью для изучения предметов «изнутри», библиотеки будущего с голограммами и искусственным интеллектом, офисы, где можно работать в любой точке, а стены меняют цвет и форму под настроение, парки на крышах зданий, чтобы даже в центре города было место для отдыха, спортивные центры с саморегулируемым климатом, чтобы заниматься в любых условиях.
Карточка № 2. Благоустройство и комфорт
Вопрос № 1: Возможно, появятся парки с умными скамейками, которые заряжают телефоны от солнечной энергии, в парках будут зоны виртуальной реальности, где можно «путешествовать» по разным уголкам мира, многофункциональные площадки, где можно одновременно заниматься спортом, учиться и отдыхать.
Вопрос № 2: Использовать экологичные материалы, например деревянные настилы из переработанного сырья, высаживать больше деревьев и создавать зелёные крыши на зданиях рядом с парками, сделать систему сбора дождевой воды, чтобы использовать её для полива растений, а также ввести больше велодорожек и зон для электросамокатов, чтобы уменьшить загрязнение воздуха.
Вопрос № 3: Вертикальные сады на стенах зданий с местами для отдыха, парки с интерактивными площадками, где можно изучать природу через сенсорные экраны и голограммы, тихие зоны для отдыха без гаджетов — например, специальные «цифровые детокс-зоны», парки-лаборатории, где можно наблюдать за редкими растениями или участвовать в экспериментах с экологией.
Вопрос № 4: Умное освещение, которое включается только при движении, чтобы экономить энергию, дроны-уборщики, которые собирают мусор в парках, биопокрытия для дорожек, которые уменьшают шум и не перегреваются на солнце, система мониторинга воздуха, предупреждающая о загрязнении и уровне пыльцы.
Карточка № 3. Транспорт и дороги
Вопрос № 1: Главным станет электрический и водородный транспорт, потому что он экологичнее. Появятся аэромобили, которые смогут летать над дорогами и избегать пробок, а также подземные скоростные капсулы, способные быстро перевозить пассажиров между районами города. Общественный транспорт станет полностью автономным — без водителей.
Вопрос № 2: Беспилотные автомобили снизят аварийность и помогут оптимизировать движение, солнечные батареи и водородные двигатели сделают транспорт более экологичным, дороги будут оснащены зарядными станциями, которые будут заряжать электромобили прямо во время движения, дроны-такси для быстрого перемещения по городу.
Вопрос № 3: Сделать больше скоростных подземных туннелей для транспорта, разделить потоки движения: одни дороги — только для общественного транспорта, другие — для личного, автомобили должны «общаться» друг с другом через искусственный интеллект, чтобы движение было максимально плавным, развивать систему аренды велосипедов и электросамокатов, чтобы люди реже пользовались машинами.
Вопрос № 4:
- Да, если общественный транспорт станет удобнее и быстрее, чем личные автомобили;
- Думаю, что полностью отказаться от личных машин трудно, но большинство людей смогут пользоваться каршерингом и роботакси;
- В больших городах — возможно, но в сельской местности личные машины будут нужны ещё долго;
- Люди всё равно будут хотеть иметь свои машины, потому что это комфорт и свобода передвижения;
- Если стоимость каршеринга будет низкой, то многим уже не захочется покупать собственный автомобиль.
Слово педагога: Ребята, вы отлично поработали! Двигаемся дальше!