Подготовка к диагностике МЦКО по Литературе 5 класс: демоверсия 2025 г.
Проверочная работа проводится с целью осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в порядке, принятом Департаментом образования и науки города Москвы. Назначение проверочной работы по учебному предмету «Литература» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федеральной образовательной программы основного общего образования. Период проведения – апрель–май 2025 года.
Время выполнения диагностической работы
Время выполнения каждой части проверочной работы – 45 минут без учёта времени на перерыв для разминки глаз. В работе предусмотрен один автоматический пятиминутный перерыв.
Содержание и структура проверочной работы
Каждый вариант проверочной работы состоит из 11 заданий. Проверочная работа содержит задания, направленные на проверку различных блоков умений, формируемых при изучении курса Литературы.
Официальная демонстрационная версия МЦКО для 5 класса: задания и ответы
Задание 1. Как называется действующее лицо литературного произведения?
Задание 2. Запишите термин, которым обозначаются литературные нестихотворные произведения.
Прочитайте фрагмент произведения И.С. Тургенева «Муму» и выполните задания 3 и 4.
– Боже мой! – прервала барыня, – да она премиленькая собачка! Велите её привести. Давно она у него? Как же я это её не видала до сих пор?.. Велите её привести. Приживалка тотчас порхнула в переднюю. – Человек, человек! – закричала она, – приведите поскорей Муму! Она в палисаднике. – А её Муму зовут, – промолвила барыня, – очень хорошее имя. – Ах, очень-с! – возразила приживалка. – Скорей, Степан! Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму, который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан. Степан побежал за ней вслед, начал ловить её у самых ног её хозяина; но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась. Герасим смотрел с усмешкой на всю эту возню; наконец Степан с досадой приподнялся и поспешно растолковал ему знаками, что барыня, мол, требует твою собаку к себе. Герасим немного изумился, однако подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану. Степан принёс её в гостиную и поставил на паркет. Барыня начала её ласковым голосом подзывать к себе. Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но, оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене. (И.С. Тургенев. «Муму»)
Задание 3. Опираясь на текст, выберите из приведённого списка устаревшее слово со значением «часть дома, предназначенная для жилья».
передняя кухня покои палисадник
Задание 4. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.ПРИМЕРЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях… аллегория
эпитет
сравнение
метафора…выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан. аллегория
эпитет
сравнение
метафораПриживалка тотчас порхнула в переднюю. аллегория
эпитет
сравнение
метафора
Задание 5. Установите соответствие между героями произведения И.С. Тургенева «Муму» и событиями их жизни: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.ГЕРОИ СОБЫТИЯ Герасим улаживает все дела в доме
просыпается от собачьего лая
уезжает в деревню через год после свадьбы
дарит красный платок на прощаньеБарыня улаживает все дела в доме
просыпается от собачьего лая
уезжает в деревню через год после свадьбы
дарит красный платок на прощаньеТатьяна улаживает все дела в доме
просыпается от собачьего лая
уезжает в деревню через год после свадьбы
дарит красный платок на прощанье
Задание 6. Выберите два верных утверждения, характеризующие произведение И.С. Тургенева.
Главным героем произведения «Муму» является Капитон Климов.
Герасим ухаживал за прачкой Татьяной.
Барыня искренне привязалась к Муму.
После истории с Муму Герасим остался в Москве.
Герасим относился к Муму с большой любовью.
Прочитайте произведение А.С. Пушкина «Зимнее утро» и выполните задания 7 и 8.
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Задание 7. К какой тематической группе лирических произведений можно отнести стихотворение А.С. Пушкина?
пейзажная лирика
гражданская лирика
любовная лирика
патриотическая лирика
Задание 8. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.ПРИМЕРЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Мороз и солнце; день чудесный! олицетворение
эпитет
сравнение
аллегория…вьюга злилась… олицетворение
эпитет
сравнение
аллегорияЛуна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…олицетворение
эпитет
сравнение
аллегория
Задание 9. Установите соответствие между героями произведения Н.В. Гоголя и их характеристиками: с помощью мыши переместите предложенные характеристики в ячейки под именами героев.ГЕРОИ Вакула Козак Чуб Пузатый Пацюк ХАРАКТЕРИСТИКИ
ХАРАКТЕРИСТИКИбывший запорожец, знахарь, в народе считают, что он «знает всех чертей», к нему вареники сами в рот попадают отец самой красивой девушки на хуторе, по воле случая оказавшийся в мешке в чужом доме влюблённый кузнец, чудом попавший в Петербург злой пакостник, поклявшийся отомстить художнику за картину в церкви
Задание 10. Установите соответствие между героями произведения Н.В. Гоголя и их поступками: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из выпадающего списка.ГЕРОИ ПОСТУПКИ Царица разносит слухи о смерти кузнеца
принимает ухаживания чёрта
просит в подарок черевики
разговаривает с запорожцами об их делеСолоха разносит слухи о смерти кузнеца
принимает ухаживания чёрта
просит в подарок черевики
разговаривает с запорожцами об их делеОксана разносит слухи о смерти кузнеца
принимает ухаживания чёрта
просит в подарок черевики
разговаривает с запорожцами об их деле
Задание 11. Выберите верное утверждение, характеризующее произведение.
События в повести происходят в период сбора урожая.
Кузнец отправился к царице на тройке.
После возвращения из Петербурга Вакула сватает Оксану.
Царица пригласила Оксану к себе на приём.
Официальные задания и ответы к демоверсии МЦКО по Литературе для 5 класса на 14 мая 2025 год, содержит 1 (один) тренировочный вариант заданий с ответами и решениями. Данный материал разработан для подготовки к диагностическому тестированию в общеобразовательных учреждениях Москвы.