Игра-разминка. Задача про производительность труда

Игра-разминка. Задача про производительность трудаПоделиться:

Слово педагога: Друзья, задумывались ли вы, как математика связана с развитием нашего общества? Она не только помогает нам принимать более рациональные финансовые решения в повседневной жизни, но и влияет на развитие экономики всей страны.

Повышение производительности труда — одна из ключевых задач, зафиксированных в национальных целях развития России до 2030 года и далее. Этот вопрос волнует учёных, предпринимателей и государственных деятелей на протяжении веков. Сегодня мы попробуем разобраться в одной интересной задаче, связанной с этой темой.

В XVIII веке в одном экономическом трактате был описан пример значительного роста производительности труда при переходе от ручного труда к мануфактурному производству. Когда рабочие изготавливали булавки самостоятельно, выполняя весь процесс от начала до конца, каждый из них в день производил около 20 булавок. Но на мануфактуре производство разделили на отдельные операции: один рабочий тянет проволоку, другой — выпрямляет её, третий — обрезает, четвёртый — заостряет конец, пятый — подготавливает место для головки и так далее. Благодаря этому подходу 10 рабочих вместе стали производить 48 тысяч булавок в день.

Теперь представьте, насколько увеличилась производительность труда одного рабочего на мануфактуре по сравнению с индивидуальным трудом? Попробуйте рассчитать!

Педагог демонстрирует слайд с условиями задачи.

Подсказка для педагога

Решение задачи:

  1. Сравним производительность одного работника до и после перехода к мануфактурному производству.

До перехода каждый работник выполнял весь процесс самостоятельно и изготавливал 20 булавок в день.

На мануфактуре работа распределена: 10 рабочих совместно производят 48 000 булавок в день. Чтобы узнать, сколько булавок изготавливает каждый работник в среднем, нужно разделить общее количество на число работников:

48 000 : 10 = 4 800

Производительность одного работника на мануфактуре 4 800 булавок в день.

  1. Вычислим, во сколько раз увеличилась производительность труда.

Для этого нужно разделить производительность на мануфактуре (4 800 булавок) на производительность до перехода на мануфактурное производство (20 булавок):

4 800 : 20 = 240

Ответ: производительность труда одного работника увеличилась в 240 раз.

Педагог демонстрирует слайд с решением задачи.

Слово педагога: Отлично! Давайте подытожим: как математические знания могут помочь повысить производительность труда?

Возможные ответы обучающихся:

  1. Оптимизация процессов. Математика помогает находить лучшие способы выполнения задач. Например, с помощью формул и расчётов можно оптимизировать время работы и ресурсы.
  2. Анализ данных. С помощью статистики можно анализировать данные о производительности и выявлять, где есть проблемы, чтобы их исправить.
  3. Планирование. Математические модели помогают планировать рабочие процессы, чтобы всё шло по расписанию и не было задержек.
  4. Автоматизация. Знания математики нужны для программирования и создания алгоритмов, которые могут автоматизировать рутинные задачи и сделать работу быстрее.
  5. Экономия ресурсов. С помощью математических расчётов можно узнать, сколько материалов или времени нужно для выполнения задачи, что помогает избежать лишних затрат.
  6. Финансовый учёт. Знания математики важны для ведения финансового учёта, чтобы правильно рассчитывать прибыль и расходы компании.

Слово педагога: Молодцы! Вы блестяще справились с заданием! А теперь посмотрим видеоролик о применении математики в различных профессиях.