Игра-разминка «Россия индустриальная: добыча и переработка»

Игра-разминка «Россия индустриальная: добыча и переработка»Поделиться:

Слово педагога: Абсолютно верно, в России добыча и переработка полезных ископаемых играют ключевую роль в экономике страны. Эта отрасль охватывает широкий круг процессов, начиная от извлечения ресурсов из глубин земли до их переработки в готовую продукцию.

Однако когда речь идёт о добыче полезных ископаемых, важно знать, что существуют два основных способа: открытый и закрытый. Как бы вы описали что такое открытый, а что такое закрытый способ добычи полезных ископаемых? Попробуйте сформулировать своими словами.

Ответы обучающихся.

Возможные ответы обучающихся:

  1. Открытый способ — это когда полезные ископаемые извлекают из земли с поверхности. Закрытый способ, наоборот, используется, когда ресурсы находятся глубоко под землёй.
  2. Когда говорят об открытой добыче, это значит, что ресурсы находятся близко к поверхности и их можно легко достать. А закрытая добыча — это когда нужно углубляться в землю через шахты. Это более сложный процесс, который требует много технологий.
  3. Открытая добыча — это когда мы видим, как выкапывают ресурсы прямо на поверхности. А закрытая добыча — это когда всё происходит под землёй и нужно много специального оборудования.

Слово педагога: Отличные ответы! Своими словами вы попробовали сформулировать не самые простые процессы этой отрасли.

Педагог показывает слайд «Способы добычи полезных ископаемых» с определениями открытого и закрытого способов добычи.

Слово педагога: Зафиксируйте, пожалуйста, эти определения в своих рабочих тетрадях.

Педагог даёт обучающимся немного времени на запись материала.

Далее педагог предлагает сыграть в небольшую игру-разминку, где задача обучающихся — определить какой из ресурсов каким образом добывается. Например, педагог демонстрирует слайд с названием и картинкой золота, а обучающиеся должны по поднятой руке ответить, к какому способу добычи относится данный ресурс — к открытому или к закрытому. При необходимости педагог сразу может скорректировать ответы по подсказке для педагога.

Слово педагога: А теперь давайте подробнее рассмотрим эти два метода на настоящих примерах, и чтобы понять, что к чему, сыграем в одну быструю игру. Ваша задача — определить, какой вид добычи (открытый или закрытый) у тех ресурсов, которые будут изображены на слайдах. Ответы принимаются только по поднятой руке. Итак, поехали!

Педагог по очереди демонстрирует слайды презентации «Полезные ископаемые». Обучающиеся поднимают руки и дают ответы. После каждого правильного ответа педагог показывает следующий слайд — с ответом. Если демонстрировать слайды нет возможности, педагог обозначает задание: указать подходящий способ добычи полезного ископаемого — открытый или закрытый, зачитывает задания вслух и дожидается ответа обучающихся.

  1. Уголь

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • Горный мастер: руководит процессом добычи угля, следит за соблюдением технологии и безопасностью на участке.
  • Машинист экскаватора: управляет мощной техникой, которая извлекает уголь при открытом способе добычи.
  • Проходчик: занимается бурением и созданием шахт при закрытом способе добычи угля.

Ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).

  • Открытая (например, карьеры) применяется для угля, расположенного на небольшой глубине;
  • Закрытая (например, шахты) используется для добычи угля, залегающего глубоко под землёй.
  1. Нефть

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • Инженер по технологическому обеспечению работы нефтегазового промысла: управляет процессами добычи нефти, обеспечивает стабильную работу оборудования.
  • Менеджер нефтегазовых проектов: организует и координирует проекты по добыче и переработке нефти
  • Инженер-геофизик: проводит исследования для поиска новых месторождений нефти.

Верный ответ: закрытая добыча (например, скважины).

  1. Золото

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • Горный инженер-обогатитель: разрабатывает технологии для выделения золота из руды.
  • Кристаллограф: изучает структуры золотых минералов для их эффективной переработки.
  • Системный горный инженер: проектирует шахты и рудники для добычи золота.

Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).

  1. Газ

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • Специалист по моделированию месторождений нефти и газа: создает модели залежей газа для их оптимальной разработки.
  • Инженер-геофизик: анализирует геологические данные для определения месторождений газа.
  • Специалист по диспетчерско-технологическому управлению нефтегазовой отрасли: координирует процессы добычи и транспортировки газа.

Верный ответ: закрытая добыча (например, газовые скважины).

  1. Песок

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • Горный инженер-обогатитель: может заниматься обогащением песка, особенно если речь идёт о кварцевом песке, который используется в производстве стекла или других технических материалов.
  • Инженер-геофизик: исследует геологические особенности месторождения песка, чтобы определить его запасы и качество.
  • Литолог: анализирует состав и свойства песка, определяя, как и где лучше вести добычу.

Верный ответ: открытая добыча (например, карьеры для песка).

  1. Серебро

Специалисты, работающие на этом этапе:

  • Флотатор: использует флотационные методы для извлечения серебра из руды.
  • Инженер-геофизик: проводит разведку для поиска месторождений серебра.
  • Литолог: изучает состав горных пород для оценки содержания серебра.

Верный ответ: может быть как открытая, так и закрытая добыча (в зависимости от месторождения).

Слово педагога: Ребята, вы молодцы! Держим заданный темп и продолжаем разбираться в сегодняшней теме! Далее нас ждёт ещё один видеоролик! Внимание на экран!