Игра-разминка «Россия умная».
Слово педагога: Ребята, в мире высоких технологий всегда есть место для сложных задач, которые требуют нестандартного подхода. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Трудности и решения». У каждой команды будет возможность выбрать одну из проблем со слайда, рассказать о ней и предложить своё решение. Готовы? Начинаем!
Педагог демонстрирует слайд со списком трудностей. Если нет возможности его показать, педагог пишет список трудностей на доске:
- Зависимость от устройств.
- Замена живого общения.
- Проблемы с конфиденциальностью.
- Неравенство в доступе к технологиям.
- Проблемы с экологией.
- Автоматизация и потеря рабочих мест.
Сначала четыре команды по очереди выбирают одну из проблем, поясняют её своими словами и предлагают возможное решение, а педагог по необходимости добавляет или уточняет важные моменты, а также задаёт наводящие вопросы в случае возникновения затруднений. За креативность и обоснованность решений команды получают баллы. После того как все четыре команды выбрали по одной трудности и предложили решения, работа продолжается. Педагог предлагает две оставшихся трудности на выбор и даёт право ответа той команде, представители которой подняли руки быстрее остальных. За правильные ответы присваиваются дополнительные баллы.
Подсказка для педагога. Пример хода игры:
- Зависимость от устройств
- Пояснение команды: Люди могут настолько привыкнуть к смартфонам и гаджетам, что это начинает мешать их развитию в других сферах жизни.
- Предлагаемое решение: Можно разрабатывать приложения, которые будут отслеживать время, проведённое за устройствами, и давать рекомендации, как распределить его более эффективно. Также важно продвигать программы, стимулирующие активный отдых и хобби в реальной жизни.
- Замена живого общения
- Пояснение команды: Из-за постоянного общения в социальных сетях люди меньше встречаются вживую и теряют навыки живого общения.
- Предлагаемое решение: Разработка приложений, которые предлагают офлайн-активности, встречи с друзьями или даже специальные квесты, где можно проводить время вместе. Например, челленджи на выполнение заданий в парках или музеях.
- Проблемы с конфиденциальностью
- Пояснение команды: Большое количество личной информации хранится в интернете, и она может быть украдена или использована недобросовестными людьми.
- Предлагаемое решение: Создание надёжных систем шифрования данных и многослойной защиты. Кроме того, важно проводить обучающие курсы для пользователей, чтобы они понимали, как правильно хранить свои данные и использовать безопасные пароли.
- Неравенство в доступе к технологиям
- Пояснение команды: В некоторых отдалённых или малонаселённых районах у людей нет доступа к быстрому интернету или современным устройствам.
- Предлагаемое решение: Расширение сети мобильного интернета и установка базовых станций в отдалённых регионах. Производство недорогих устройств с базовыми функциями, доступных для малообеспеченных семей.
- Проблемы с экологией
- Пояснение команды: Производство и утилизация техники наносят вред окружающей среде, поскольку старые устройства часто выбрасываются на свалки.
- Предлагаемое решение: Разработка программ по переработке электронных отходов и внедрение «зелёных» технологий в производство устройств. Например, использование материалов, которые можно переработать или безопасно утилизировать.
- Автоматизация и потеря рабочих мест
- Пояснение команды: Из-за внедрения роботов на заводах и автоматизации многих процессов люди могут лишиться работы.
- Предлагаемое решение: Создание программ переквалификации и обучения новым профессиям. Можно развивать направления, где требуется человеческий труд, — например, в сфере обслуживания и управления роботами или в креативных индустриях.
Слово педагога: Молодцы! Вы отлично справились с решением непростых задач. Мы убедились, что даже сложные вызовы можно преодолеть, если подходить к ним с умом и креативностью. В реальной жизни именно этим занимаются специалисты в сфере IT и телекоммуникаций: они не только создают новые технологии, но и работают над тем, чтобы сделать их безопасными и удобными для людей. Давайте заглянем к ним в гости. Внимание на экран!