Слово педагога: Ребята, возможно, вы уже знаете, что именно наша страна занимает первое место в мире по производству зерна и даже называется мировой житницей. Это значит, что Россия кормит зерном весь мир. В качестве разминки предлагаю игру. Перед вами будут стадии выращивания зерна, а я буду зачитывать описания профессий из сферы растениеводства. Ваша задача — угадать специалиста по этому описанию и сказать, на каких этапах он задействован.
Педагог демонстрирует слайд 6 с этапами выращивания (производства) зерна и профессиями — вариантами ответов или фиксирует информацию на доске.
Этапы выращивания (производства) зерна:
- Подготовка почвы;
- Удобрение;
- Подготовка семян и посев;
- Уход;
- Сбор урожая;
- Сушка и хранение;
- Все стадии.
Профессии сферы растениеводства:
- Комбайнёр;
- Сельскохозяйственный агроном;
- Мелиоратор;
- Полевод;
- Агрохимик;
- Сельскохозяйственный эколог;
- Оператор автоматизированной сельскохозяйственной техники;
- Растениевод;
- Механизатор сельского хозяйства;
- Почвовед.
Описания:
- Этот специалист отвечает за выращивание пищевых, декоративных и других растений в промышленных масштабах. Он любит природу, увлекается биологией и не боится работать руками. Его работа расписана на год вперёд и зависит от жизненного цикла растений. Этот специалист — мастер на все руки, ведь он умеет и выбрать семена, и взрыхлить почву, и удобрить её. А ещё он сеет и ухаживает за посадками и даже собирает урожай и готовит его к хранению.
Подсказка для педагога: это растениевод. Он работает на всех этапах производства зерна.
- Этот специалист знает, как из любого участка земли сделать плодородное поле, которое будет приносить урожай. Он подготавливает почву, сеет семена (или контролирует этот процесс), ухаживает за посадками, участвует в сборе урожая. А ещё он знает, когда нужен пар — или, точнее, паровое поле. Так называют вспаханное поле, которое на одно лето оставляют незасеянным. Это нужно, чтобы в почве накопилась влага и питательные вещества.
Подсказка для педагога: это полевод. Он работает на всех этапах производства зерна.
- Задача этого специалиста — сделать так, чтобы сельскохозяйственные работы не вредили природе. Он исследует грунт перед началом работ, придумывает, как восстановить почву после того, как урожай собран. Если нужно, утилизирует отходы.
Подсказка для педагога: это сельскохозяйственный эколог. Он работает на этапах 1 (подготовка почвы) и 5 (сбор урожая).
- Этот специалист знает, из чего состоит почва и какими свойствами обладает. Все эти знания помогают ему с лёгкостью определить, как и для чего использовать землю на конкретном участке. Перед ним стоят несколько сотен разных задач, связанных с изучением земли, улучшением её качества и повышением плодородности. Кстати, более половины всех живых организмов на земле живёт именно в почве!
Подсказка для педагога: это почвовед. Он работает на этапах 1 (подготовка почвы), 2 (удобрение) и 4 (уход).
- Этот специалист в области земледелия обычно управляет производством от начала и до конца. Как правило, это второй человек после руководителя хозяйства. У него много задач: он отвечает за посев и выращивание сельскохозяйственных культур, сбор и хранение урожая. Это он решает, какие сорта сажать, когда пора их высаживать, а когда — поливать.
Подсказка для педагога: это сельскохозяйственный агроном. Он работает на всех этапах производства зерна.
- Этот специалист умеет налаживать и ремонтировать сельскохозяйственную технику. Без него не обойтись там, где используют трактора, комбайны и другие машины. А ещё он умеет работать на этой технике и часто совмещает свою специальность со специальностью тракториста, слесаря, комбайнёра и т. д.
Подсказка для педагога: это механизатор сельского хозяйства. Он работает на этапах 1 (подготовка почвы), 2 (удобрение), 3 (подготовка семян и посев), 4 (уход) и 5 (сбор урожая).
- Этот специалист управляет сельскохозяйственным машинным комплексом, который чаще называют «комбайн». Он нужен, например, для уборки урожая, очистки и сортировки зерновых или других растений. А ещё этот специалист умеет устранять неполадки в оборудовании, если они возникают.
Подсказка для педагога: это комбайнёр. Он работает на этапах 1 (подготовка почвы), 2 (удобрение), 3 (подготовка семян и посев), 4 (уход) и 5 (сбор урожая).
- Этот специалист изучает агрономическую химию — дисциплину, которая исследует самые разные процессы, происходящие в растениях и почве. Он придумывает, как воздействовать на них, чтобы повысить плодородие почв и урожайность. А ещё он занимается защитой растений от сорняков и вредителей.
Подсказка для педагога: это агрохимик. Он работает на этапах 2 (удобрение) и 4 (уход).
- Этот специалист отвечает за управление и обслуживание сельскохозяйственных машин и всех автоматических систем на производстве. Ему нужно сделать так, чтобы посев, уборка урожая, обработка почвы были эффективны и уложились в сроки. Он также отвечает за техническое обслуживание и ремонт оборудования и может настроить его под любую задачу.
Подсказка для педагога: это оператор автоматизированной сельскохозяйственной техники. Он работает на этапах 1 (подготовка почвы), 2 (удобрение), 3 (подготовка семян и посев), 4 (уход) и 5 (сбор урожая).
- Этот специалист знает, как улучшить качество грунта. Благодаря ему человечество может использовать для сельского хозяйства те земли, которые раньше были для этого непригодны. В России эта профессия очень важна, потому что на территории нашей страны есть большие площади, занятые болотами, — эти специалисты их осушают. А в южных регионах, напротив, много засушливых территорий — им нужно дополнительное орошение.
Подсказка для педагога: это мелиоратор. Он работает на этапе 1 (подготовка почвы).
Слово педагога: Прекрасно! А сейчас предлагаю вам познакомиться со сферой растениеводства поближе и своими глазами увидеть, как работает предприятие аграрной сферы. Мы с вами перенесёмся в аграрное предприятие и увидим, какие специалисты трудятся там каждый день.