Слова педагога: Ребята, мы посмотрели отличный видеоролик и узнали о возможностях, которые есть у каждого школьника. О некоторых вы знали, но не обращали на них пристального внимания. Так, например, победа в некоторых олимпиадах дарит ученикам перспективы поступить в лучшие вузы страны без экзаменов. Если же смотреть на образование в целом, то, как бы грустно это ни звучало, далеко не в каждой стране у всех детей есть возможность получать образование. В России же есть все условия, чтобы каждый мог учиться. Поэтому смело пользуйтесь возможностями, которые созданы специально для вас. А чтобы вам было проще ориентироваться в них, сегодня каждый из вас сможет составить свою собственную карту возможностей.
Педагог делит класс на 2 (4) группы и просит обучающихся найти пару «Возможность» и «Результат». Каждая группа может сопоставлять все возможности из задания (2 листа). Или вы можете разделить задание между группами пополам, так, чтобы каждая получила один из двух листов, а затем группы обменяются листами. Таким образом, обучающиеся будут знакомиться с полезными инициативами и понимать, какие возможности открываются благодаря участию, например, в конкурсах и олимпиадах. После того, как обучающиеся закончат выполнять задание, педагог может попросить их по очереди называть пару и комментировать, верные у них цепочки или нет. На своё усмотрение педагог может больше рассказать о тех или иных возможностях, пользуясь справочными материалами. Также рекомендуем после занятия сохранить списки возможностей и разместить их в доступном для обучающихся месте, например, в профориентационном уголке, чтобы у обучающихся в любое время была возможность освежить в памяти информацию.
Слова педагога: Ребята, перед вами настоящий клад — это карта возможностей. Сначала вам нужно написать своё имя и поставить дату сегодняшнего занятия, потому что вы будете составлять свою собственную карту возможностей. Но прежде чем это сделать, вам нужно выполнить одно задание. Обратите внимание — в карте есть путаница. Я предлагаю вам работать в группах и исправить её. Вам нужно найти верную пару «Возможность» и «Результат». Заметьте, одна пара уже найдена и выделена жирным шрифтом: «Возможность» — «Профориентационные занятия курса «Россия — мои горизонты» — и «Результат» — «Знакомство с большим количеством отраслей и востребованных профессий и помощь в профессиональном самоопределении». Наши уроки тоже являются возможностью, которой, к слову, не было несколько лет назад. Теперь же все школьники России узнают о профессиях и проходят диагностику, благодаря чему смогут осознанно выбрать дело по душе. А какие же ещё возможности появились за последние годы? Давайте найдём пары, а затем обсудим их.
Правильные пары для педагога:
«Россия — мои горизонты» -> Знакомство с большим количеством отраслей и востребованных профессий и помощь в профессиональном самоопределении.
Доступность образования каждому школьнику страны -> Выбрать наиболее подходящую форму обучения для каждого конкретного ученика и наличие доступа к нему при любых условиях.
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) -> Победители и призёры получают возможность поступить в государственные вузы России без вступительных экзаменов по профилю олимпиады.
Детская школа искусств (ДШИ) -> Получить музыкальные, хоровые, художественные, архитектурные, хореографические, театральные и цирковые знания и навыки.
Бесплатное среднее профессиональное образование -> Получить диплом о среднем профессиональном образовании и возможность начать карьеру.
Бесплатное высшее образование -> Получить диплом о высшем образовании и возможность начать карьеру.
Квота на профессиональное образование -> Предоставляет возможность поступить в вуз на бюджет при определённых условиях.
Целевая квота -> Поступить в вуз на бюджет, а после окончания гарантированно получить рабочее место. Студент, получивший целевую квоту, должен будет отработать несколько лет по освоенной профессии в указанной в договоре организации.
Профессионалитет -> Такая программа помогает молодым людям быстро и качественно овладеть навыками, позволяющими трудоустроиться на промышленные предприятия и быть успешными специалистами. Студенты обучаются тем специальностям, которые требуются конкретным работодателям, а вместе с дипломом получают приглашение на работу.
Центры цифрового развития «IT-куб» -> Получить знания и навыки в сфере информационно–коммуникационных технологий, познакомиться с ИТ-специальностями.
Центр «Дом научной коллаборации» (ДНК) -> Получить опыт работы над научными задачами вместе с настоящими учёными и внести собственный вклад в проводимые исследования.
Спортивные школы и секции -> Возможность развития в любимом виде спорта или общее укрепление организма. А спортивные результаты тоже важны. Например, ученики с золотым, серебряным или бронзовым знаком ГТО могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз.
Бесплатное посещение музеев страны и программа «Пушкинская карта» -> Расширение кругозора, получение дополнительных знаний и развитие творческого мышления, а также посещение театров, выставок и музеев.
Бесплатное посещение кружков, например, рукоделие, авиамоделирование и других -> Помимо музыкальных, художественных и спортивных увлечений, существуют и другие интересные направления, которые можно изучить бесплатно.
Бесплатные путешествия для школьников -> Участие в культурно-познавательных поездках по родному региону и знакомство с достопримечательностями, историей, культурой.
Участие в волонтёрской деятельности -> Этот труд приносит общественную пользу. За эту деятельность абитуриенты могут получить дополнительные баллы при поступлении в вуз.
Уважаемый педагог! В справочном материале вы найдёте больше информации о каждой возможности и сможете рассказать о них обучающимся в процессе работы в классе. Например, обучающийся называет верную цепочку «Возможность» и «Результат», в этот момент вы можете рассказать чуть больше о названной возможности и заинтересовать ею ребят.
Справочный материал для педагога:
«Россия — мои горизонты» — курс профориентации для учеников 6-11 классов, в котором школьникам рассказывается о различных отраслях экономики и профессиях в них, а также о том, как среди этого многообразия выбрать любимое дело жизни, получить профессиональное образование и сделать первые шаги в профессии.
Доступность образования каждому школьнику страны. В нашей стране школьное образование можно получить в стенах образовательной организации и вне её. В первом случае существует несколько форм обучения: очная, очно-заочная или заочная. Во втором случае речь идёт о семейном образовании. А благодаря доступности Интернета по всей стране — ещё одно важнейшее достижение — возможна и дистанционная форма обучения. Так было несколько лет назад при COVID-19. Важно, что льготы, которые положены школьникам, распространяются на всех детей, выбирающих любые формы обучения.
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — одно из самых престижных интеллектуальных состязаний в России. Ежегодно в ней принимает участие более 6,5 миллионов детей. Олимпиада состоит из четырёх этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Победители и призёры могут не только поступить в вуз без экзаменов по профилю олимпиады, но и получить денежные вознаграждения и грант Президента РФ.
Детская школа искусств (ДШИ) — это полноценное учебное заведение, в котором ученики обычных общеобразовательных школ дополнительно получают знания и навыки. В школах есть разные профили обучения: музыкальные, хоровые, художественные, архитектурные, хореографические, театральные и цирковые. Все программы делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие. Эти школы нельзя сравнивать с кружками. Большинство учеников школ искусств учатся бесплатно.
Бесплатное СПО. Цель среднего профессионального образования — подготовить квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Такое образование можно получить бесплатно.
Бесплатное ВО. Каждый гражданин России может бесплатно получить высшее образование. Более того, с 2021 года можно также бесплатно получить второе высшее образование в сфере культуры.
Квота на профессиональное образование. Существует такое понятие как квота при поступлении, это часть от общего количества бюджетных мест. Квоты бывают особыми, целевыми и отдельными. Особыми квотами могут воспользоваться, например, дети-инвалиды и дети-сироты при поступлении в вузы. В 2023 году был расширен список категорий абитуриентов, которые могут поступать в вузы по отдельной квоте: Герои Российской Федерации и лица, награждённые тремя орденами Мужества, а также дети принимавших и принимающих участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Целевые квоты дают студентам возможность ещё до поступления заключить договор с будущим работодателем. Поэтому студент получает гарантированное трудоустройство. Одно из важнейших условий — студент должен минимум три года работать на этого работодателя.
«Профессионалитет» — это федеральный проект, который появился в 2022 году благодаря Министерству просвещения РФ. Цель проекта — подготовить квалифицированных специалистов для различных предприятий в регионах. Схему работы этой программы можно обозначить в трёх шагах. Сначала предприятие определяет количество необходимых кадров, затем колледжи и техникумы создают программу обучения этих специалистов, а после окончания обучения выпускник может сразу приступать к работе на предприятии. Обучение будет занимать не более двух-трёх лет. Для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей до 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий.
Центры цифрового развития «IT-куб» были созданы по инициативе Министерства просвещения РФ в рамках национального проекта «Образование». В «IT-кубе» знакомят школьников от 7 до 18 лет с перспективными ИТ-специальностями. Такие центры функционируют на базе образовательных организаций по всей стране. В них ребята изучают основы алгоритмики и логики, программирование роботов, разработку приложений виртуальной и дополненной реальностей и многое другое. Обучение является бесплатным.
Центр «Дом научной коллаборации» (ДНК) — это центры научного образования для детей, созданные на базе вузов в рамках нацпроекта «Образование». Школьники работают вместе с настоящими учёными над научными задачами и без преувеличения вносят вклад в исследования и развитие науки. В ДНК существует несколько направлений: для 5-9 классов, для старшеклассников и даже для педагогов. Сейчас в стране действуют 30 таких центров.
Спортивные школы и секции имеются в каждом регионе страны. Основная разница в том, что цель секции не состоит в подготовке профессионального спортсмена, эти тренировки направлены на физическое развитие. Школьники могут бесплатно посещать спортивные секции. Чтобы это сделать, в некоторых регионах ввели сертификат дополнительного образования, который является способом оплаты кружков и секций для детей. И ещё немного о спорте: ученики, которые получили золотой, серебряный или бронзовый знак ГТО, могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз.
Бесплатное посещение музеев страны. Все школьники и студенты России имеют право бесплатно посещать музеи один раз в месяц. Более того, с 2021 года существует программа «Пушкинская карта» для подростков и молодёжи 14–22 лет. Эту карту предложил ввести Президент РФ. Её цель – популяризировать культурные мероприятия среди молодого поколения. «Пушкинская карта» — это своего рода карта номиналом в пять тысяч рублей, которые можно потратить на покупку билетов в театры, выставки и музеи.
Бесплатное посещение кружков. Школьники до 17 лет могут бесплатно посещать не только детские школы искусств и спортивные секции, но и другие секции и кружки иных направлений.
Бесплатные путешествия для школьников. С 2022 года школьники 5-9 классов могут принять участие в туристических поездках по своему родному региону и узнать больше о его достопримечательностях, истории, культуре. Пилотный проект бесплатных путешествий реализован в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Уже 18 регионов страны приняли участие в этой программе.
Участие в волонтёрской деятельности. Каждый гражданин страны в возрасте от 14 лет может стать волонтёром. Если школьники младше 14 лет хотят стать волонтёрами, то им понадобится сопровождение официальных представителей. В разных регионах существуют свои программы, где можно узнать все актуальные волонтёрские проекты. Одна из интересных инициатив, запущенная уже самими школьниками, — акция «Добрая суббота». Её цель — рассказать школьникам о волонтёрской деятельности.
Слово педагога: Настало время узнать ваши ответы. Кто назовёт первую цепочку?
Педагог даёт слово обучающемуся, желающему ответить, или сам выбирает обучающегося, которому предлагает назвать первую цепочку. Затем просит другого школьника дать ответ, и так по очереди. Попутно педагог комментирует и рассказывает обучающимся о представленных возможностях при помощи справочного материала.
Слово педагога: Прекрасно! Вы привели в порядок карту возможностей. Посмотрите, как их много! И это далеко не все! Обратите внимание на то, что многие возможности могут стать для вас первым шагом для развития в том или ином направлении. Например, в науке или цифровых технологиях. А ещё участие в подобных активностях даёт возможность найти единомышленников, проявить себя, познакомиться с работодателями и в будущем без проблем устроиться на перспективную работу. Теперь я предлагаю вам выделить те возможности, которые подходят лично вам. Ваша задача — заполнить собственную карту и вписать в неё те инициативы из предыдущего задания, которые вам наиболее интересны. Я советую сосредоточиться на трёх-пяти пунктах. В течение следующих нескольких минут работайте самостоятельно и составляйте свои карты возможностей.
Обучающиеся заполняют карту возможностей.
Слово педагога: Вижу, что многие из вас уже закончили работать. Кто хотел бы рассказать, какие возможности включил в свою карту?
Ответы обучающихся.
Слово педагога: Отличная работа! Вы большие молодцы! Советую вам сохранить карту возможностей и иногда возвращаться к ней. А сейчас мы с вами вновь ненадолго заглянем на международную выставку-форум «Россия» на ВДНХ в Москве. Внимание на экран.