Слово педагога: Сейчас я раздам каждой группе «Карту цифровых технологий». Ваша задача — заполнить её при помощи справочника. На карте отмечены отрасли, в которых используются цифровые технологии. Вам нужно подобрать к каждой отрасли по две профессии: одна из них давно известна, а вторая — новая. Ещё не так давно на неё нельзя было выучиться в ссузе или вузе или устроиться на работу по этой специальности, потому что её просто не существовало. Но сегодня эти профессии стали актуальны и востребованы. Если вы не будете знать некоторые профессии, в справочнике вы найдёте подсказки. Приступаем к заполнению карты.
Направления:
- Образование и наука
- Здравоохранение
- Социальное обслуживание
- Культура и искусство
- Физическая культура и спорт
- Финансы и экономика
- Юриспруденция
- Архитектура и строительство
- Средства массовой информации
- Обеспечение безопасности
- Сельское хозяйство
- Транспорт
- Нефтегазовая промышленность
- Электроэнергетика
- Лёгкая и текстильная промышленность
Справочник профессий:
- Автор статей
- Агроинформатик. Благодаря цифровым технологиям агроинформатик модернизирует сельское хозяйство. Он внедряет современные цифровые технологии, анализ данных и искусственный интеллект в сельское хозяйство. Его основная цель — повысить эффективность сельхозпроизводства, объём урожая и скорость его сбора.
- Агроном
- Адвокат
- Геолог-нефтяник
- Дата-журналист. Вы уже знаете, кто такой дата-сайентист, но также появилась и профессия дата-журналист. Этот специалист собирает и анализирует большие данные, чтобы на их основе писать новости и статьи. Объём цифровых данных продолжает увеличиваться, поэтому появилась необходимость в специалистах, которые будут уметь их анализировать и работать с ними.
- Дизайнер дополненной реальности. Этот специалист создаёт дизайн виртуальных объектов при помощи специальных программ. Дополненная реальность — это технология наложения цифровых объектов на предметы реального мира. Она позволяет пользователю с помощью специальных очков или других гаджетов воспринимать виртуальные объекты как часть реальности. Такая технология используется в образовании, рекламе и сфере развлечений.
- Дизайнер носимых энергоустройств. Человек, который проектирует предметы одежды, обувь и аксессуары, способные самостоятельно генерировать электроэнергию. Чтобы это стало возможным, дизайнеры используют в изготовлении одежды особую ткань с напечатанными микросхемами. В результате такая одежда может заряжать носимые устройства (например, смартфон) без подключения к электрической сети. Цель такой продукции – снизить нагрузку на электрическую сеть и, как следствие этого, на окружающую среду.
- Инженер-проектировщик
- Инженер-энергетик
- Машинист
- Модератор платформы персональных благотворительных программ. Он координирует работу онлайн-платформ, разработанных под нужды благотворительности. В задачи этого специалиста входит работа с контентом, взаимодействие с теми, кто нуждается в помощи, и благотворителями, а также контроль за соблюдением правовых и этических норм.
- Оператор БПЛА для разведки месторождений. Оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) сегодня необходим во многих сферах. С недавних пор этот специалист также помогает контролировать процесс разработки месторождения и помогает в поиске новых месторождений. БПЛА, предназначенный для этих целей, оснащён магнитометрами и другими геофизическими датчиками.
- Охранник
- Педагог
- Пентестер. Этот специалист в области информационной безопасности «взламывает» информационные системы, чтобы обнаружить и устранить уязвимости в них. Владельцы этих систем нанимают таких специалистов, чтобы предотвратить кражу цифровых данных и кибермошенничество.
- Портной-закройщик
- Проектировщик инфраструктуры «умного» дома. Этот специалист занимается разработкой, установкой и настройкой системы управления домашним хозяйством без участия человека. В такие системы входят бытовая техника, системы безопасности, климата, энергоснабжения и многое другое, которые включаются и выключаются самостоятельно или с помощью планшета.
- Проектировщик новых видов транспорта. Он разрабатывает и обслуживает современные средства передвижения на воде, в воздухе и на земле. Он использует новые методы и средства конструирования транспорта, а также математическое и компьютерное моделирование. Сейчас особенно делается упор на проектирование экологичного и беспилотного транспорта.
- Сетевой юрист. Такой юрист занимается вопросами, связанными с интернетом и цифровыми технологиями. В частности, он фокусируется на проблемах кибербезопасности, авторских прав в интернете, защиты персональных данных и других аспектах, имеющих отношение к цифровому пространству.
- Социальный работник
- Специалист по криптовалютам. Он изучает, анализирует и работает с цифровыми платёжными средствами, которые не имеют физическую форму, то есть, их нельзя потрогать, как, например, наличные деньги.
- Специалист по рециклингу одежды. Рециклинг — это весь процесс повторного использования отходов (сортировка, производство вторсырья и его дальнейшее использование) на благо экологии. Специалист по рециклингу одежды разбирается в текстильных материалах и разрабатывает методы переработки старой одежды.
- Спортивный судья
- Тканевый инженер. Профессия «тканевый инженер» появилась недавно. Этот специалист использует биотехнологические методы для формирования искусственных тканей и органов. Его работа помогает развивать область регенеративной медицины и восстанавливать или замещать повреждённые ткани и органы. Тканевая инженерия стала активно развиваться за счёт применения цифровых технологий.
- Тренер по киберспорту. Профессия «тренер по киберспорту» появилась благодаря развитию командных видеоигр, которые, в свою очередь, возникли в результате развития цифровых технологий. В задачи этого специалиста входит составление игровых стратегий, формирование тактики и продвижение игровых команд.
- Финансист
- Хирург
- Художник
- Цифровой куратор. В 2018 году в России официально появилась профессия «цифровой куратор». Основная задача этого специалиста — обучать пожилых людей пользоваться компьютером и осваивать новые возможности, например, оплату услуг ЖКХ онлайн. Цифровые технологии используются повсеместно, и каждому жителю нашей страны важно владеть компьютерной грамотностью. Поэтому эта профессия является востребованной и актуальной.
Правильные цепочки для педагога:
- Образование и наука: педагог и цифровой куратор
- Здравоохранение: хирург и тканевый инженер
- Социальное обслуживание: социальный работник и модератор платформы персональных благотворительных программ
- Культура и искусство: художник и дизайнер дополненной реальности
- Физическая культура и спорт: спортивный судья и тренер по киберспорту
- Финансы и экономика: финансист и специалист по криптовалютам
- Юриспруденция: адвокат и сетевой юрист
- Архитектура и строительство: инженер-проектировщик и проектировщик инфраструктуры «умного» дома
- Средства массовой информации: автор статей и дата-журналист
- Обеспечение безопасности: охранник и пентестер
- Сельское хозяйство: агроном и агроинформатик
- Транспорт: машинист и проектировщик новых видов транспорта
- Нефтегазовая промышленность: геолог-нефтяник и оператор БПЛА для разведки месторождений
- Электроэнергетика: инженер-энергетик и дизайнер носимых энергоустройств
- Лёгкая и текстильная промышленность: портной-закройщик и специалист по рециклингу одежды
Слово педагога: Всем хватило времени, чтобы выполнить задание? Все готовы? Предлагаю обсудить карту профессий в области цифровых технологий. Кто готов назвать профессии, например, из области «Транспорта»?
Ответы студентов. Каждая группа озвучивает одно направление, затем следующая и так по очереди.
Слово педагога: Отлично! Да, эти профессии ещё вчера назывались профессиями будущего, но уже сегодня их можно освоить в ссузах и вузах. Но при этом, как вы увидели, профессии, которые существовали и 50 лет назад, остаются такими же актуальными и востребованными. При этом цифровые технологии смогли обогатить их и подарить новые инструменты для работы, в результате чего они помогли специалистам совершить технологические прорывы. Кстати, ещё одно достижение цифровых технологий — это возможность посмотреть видеоролик прямо на уроке. Внимание на экран.