Слово педагога: Ребята, вы выполнили уже много интересных заданий на наших уроках. Сегодня мы с вами подводим промежуточные итоги и знакомимся с новыми темами, которые будем изучать в следующем году. В начале урока я сказал(-а) вам о блокноте, в который вы можете записывать ваши любимые отрасли и профессии. Но самый удобный формат такого блокнота — это чек-лист. Сейчас я раздам вам чек-листы, а ваша задача — заполнить их. Сейчас мы с вами разберём все рекомендации и частично заполним их. В свободное время вы сможете вернуться к ним, выполнить рекомендации на 100% и поставить галочку как знак того, что вы справились с заданием.
Педагог раздаёт обучающимся чек-листы. Важно попросить учеников сохранить эти чек-листы до мая.
Что ты можешь сделать прямо сейчас, чтобы найти любимую профессию?
- Составь список из 5-10 пунктов того, что ты ждёшь от будущей профессии.
Например, много достижений или много общения.
- Составь список из пяти преимуществ отрасли, которая тебе нравится.
Например, работа в промышленности — надёжная и стабильная, а в цифровых технологиях часто происходит что-нибудь инновационное.
- Составь список из недостатков отрасли, которая тебе нравится. Например, врачи работают в ночные смены. После этого спроси себя, являются ли эти недостатки для тебя существенными?
- Посмотри на свой любимый предмет в школе чуть шире и составь список из 5-10 пунктов, за что ты любишь этот предмет. Затем подумай, в какой профессии будет важно применять все эти преимущества?
Например, тебе нравится иностранный язык за постоянное общение на нём. Эти знания и качества можно применить в профессии гида-экскурсовода…
- Составь список задач, которыми тебе хотелось бы заниматься, а затем подумай, к какой профессии они могут относиться.
- Составь список задач, которыми тебе совсем не хотелось бы заниматься.
Например, тебе бы не хотелось часто ездить в командировки или выступать на публике.
- Составь список рабочих условий, на которые ты бы не хотел(-а) соглашаться.
Например, тебя не привлекает удалённая работа.
- Если ты уже знаешь примерный список интересных для тебя профессий, то подбери под них программы обучения и изучи условия поступления.
- Если ты уже примерно знаешь, кем хочешь стать, то составь точки карьерного пути этого специалиста. Какую должность ты бы хотел(-а) занимать?
- Составь список «запасных» профессий, которые тебе нравятся чуть меньше, и изучи их рабочие задачи.
- Попробуй примерочную в «Профиграде» и посмотри, какая профессия подходит тебе больше всего.
- Изучи видеоролики и интервью со специалистами, профессии которых тебе интересны, и запиши, чем особенно тебя привлекают эти специальности.
- После просмотра видео/интервью составь список из пяти рабочих заданий специалиста, который тебе нравится больше всего. Ты бы хотел(-а) выполнять эти задания?
- По возможности составь список из трёх представителей отрасли или профессии, которых ты знаешь, и выпиши их самые сильные и яркие качества. Например, ты хочешь стать инженером. Какие качества в этих представителях этих профессий тебя привлекают больше всего?
- Если ты пока не знаешь, кем ты хочешь работать, то спроси себя, где ты хотел(-а) бы работать? И напиши пять примеров организаций.
- Изучи, какие предприятия есть в твоём городе и области, и сходи туда на экскурсии. Об организации такой экскурсии можно попросить своего педагога.
- Составь список из предприятий, которые тебе интересны, и изучи возможности больше узнать о них.
Например, «День открытых дверей», «День без турникетов» или онлайн-экскурсий.
- Посмотри существуют ли стажировки и летние практики в организациях, которые тебе интересны.
- Изучи самые востребованные профессии в твоём городе или регионе и выбери те, которые интересны тебе больше остальных.
- Изучи, какие дополнительные знания и навыки тебе пригодятся для профессий, которые привлекают тебя больше остальных.
- Изучи вакансии и обрати внимание на то, какие личные и профессиональные навыки ищут работодатели.
- Составь список возможностей попробовать интересную тебе профессию.
Например, реальная или виртуальная профпроба, написать заметку в социальной сети как настоящий журналист, записаться на курсы оказания первой помощи, если ты хочешь попробовать себя в качестве фельдшера.
Слово педагога: Отлично, ребята! Прекрасная работа! Заметили, что внизу вашего чек-листа есть графа «Цель на следующие полгода» и «Результат, который я хочу получить»? Чтобы понимать свой прогресс, нужно знать точку отсчёта, условную точку А. Но также важно понимать, куда вы хотите дойти, то есть, точку Б. В сентябре мы начали с вами профориентационную работу, это была ваша точка А. Но впереди ещё много тем, и есть, куда расти. Давайте сейчас сформулируем ваши цели на следующие полгода и результат, который вы хотите получить в профориентационной работе — вашу точку Б. Например, вы можете написать, «Моя цель — выполнить все рекомендации и заполнить весь чек-лист» или «Пройти все виртуальные профпробы». В графе «Результат, который я хочу получить» обозначьте итог своей работы, например, «Я определился с пятью профессиями, которые мне подходят больше всего». Даю вам несколько минут, чтобы подумать, и прямо сейчас, не откладывая на потом, написать ваши обещания самому себе.
Обучающиеся заполняют чек-листы.
Слово педагога: Вижу ваш энтузиазм и верю, что все цели будут достигнуты! Давайте сохраним эти чек-листы в ваших дневниках или тетрадях, можете использовать их как закладки для книг, чтобы время от времени возвращаться к ним. В мае мы посмотрим, что из этого удалось выполнить.