Мои горизонты на 8 февраля для СПО «Россия мобильная»

Поделиться:

Профориентационное занятие «Россия мобильная: узнаю о профессиях и достижениях в транспортной отрасли»

Введение

Получите возможность выиграть поездку на выставку-форум

«Россия»

Внимание!

Всероссийская интеллектуальная игра! Победители отправятся в Москву для участия в Международной выставке-форуме «Россия».

Победители (команда обучающихся вместе с педагогом), в каждой возрастной категории от федеральных округов и Новых регионов с 26 февраля по 31 мая 2024 года смогут поехать в Москву для участия в Международной выставке-форуме «Россия». Подробности – в приложенных документах (инструкция и график проведения игр).

Желаем удачи!

Подготовка к уроку Темы 21

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать и нарезать раздаточные материалы, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария). На этом уроке обучающиеся будут работать в группах, поэтому можно заранее разделить класс на 3-5 групп.

Желаем успехов вам и ребятам!

Вступительное слово

Слово педагога: Дорогие ребята, добрый день! Сегодня на занятии мы с вами поговорим о транспортной отрасли. Этой сферой наша страна по праву гордится — за последние 10 лет мы сделали большой рывок в развитии транспорта и продолжаем уверенно идти вперёд. Думаю, каждый из вас хотя бы раз слышал выражение «Движение — это жизнь». Оно принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. Уже в античное время люди понимали необходимость постоянного движения, а с течением истории для этого возникало всё больше возможностей. Благодаря научно-техническому прогрессу появлялись всё новые и новые транспортные средства. Только представьте: когда-то люди передвигались исключительно на конных повозках, а в 20 веке стало возможным покорить небо. То, что когда-то казалось мечтой, стало реальностью!

В следующем году транспортному комплексу нашей страны исполнится целых 215 лет. Всё началось в 1809 году: тогда император Александр I подписал манифест об учреждении первого самостоятельного транспортного ведомства — Управления водяными и сухопутными сообщениями. На сегодняшнем занятии мы поговорим о наших последних достижениях в транспортной сфере, а ещё о том, какие специальности в этой отрасли сегодня востребованы. Для начала давайте обратимся к видеоролику с международной выставки-форума «Россия» и посмотрим мини-экскурсию по тематическому павильону «Россия в движении».

Видеоролик с выставки «Россия»: павильон «Россия в движении»

Ролик с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, обзор тематического павильона, описание темы и отрасли.

 

 

Обзор отрасли. Было-стало

Игра «Было-стало»

Слово педагога: Ребята, мы увидели павильон «Россия в движении» и узнали, из чего состоит и как выглядит сегодня наша транспортная сфера. С точки зрения истории, с момента появления транспортных средств современного типа прошло совсем немного времени — чуть больше ста лет. Я имею в виду железнодорожные поезда и электрические трамваи — они появились ближе к концу 19 века. Однако за это время научно-технический прогресс и люди,

которые двигали его вперёд, сделали практически невозможное. Не зря 20 век считается веком великих научных открытий. Только представьте, в этот период люди массово пересели на автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, освоили подземное и воздушное пространство. Скорость жизни значительно возросла, появились новые возможности.

Однако 90-е годы и начало нулевых были не самым простым периодом для нашей страны. После распада СССР (Союза Советских Социалистических Республик) транспортную сферу пришлось буквально выстраивать заново по кирпичикам. За 20 с небольшим лет нам удалось значительно продвинуться вперёд и многое привести в порядок. Более того, достичь очень значимых результатов.

Кстати, транспортный комплекс — это не только ежедневные пассажирские перевозки! Это ещё и перевозки грузов по воде, земле и даже по воздуху; транспортировка нефти и газа по специальным трубопроводам.

Давайте сыграем с вами в игру! Сейчас на экране появится таблица с тремя столбцами. В первом столбце представлены сферы — части транспортного комплекса, во втором факты из прошлого, в третьем — современное положение дел. Во втором или третьем столбце пропущен либо факт из прошлого, либо из настоящего. Пользуясь раздаточным материалом, заполните таблицу так, чтобы все факты встали на своё место. А потом мы вместе обсудим результат.

После выполнения задания обсудите в классе каждую цепочку.

Сегодня морское портовое хозяйство России — это 63 морских порта. В 2023 году мощности морских портов РФ более чем вдвое превысили высший показатель эпохи СССР, достигнув 1,3 млрд тонн.

В конце 90-х годов 18,5 % электровозов, 22 % тепловозов и почти 65 % секций дизель-поездов превысили установленный срок службы.

Многие регионы страдают из-за отсутствия больших и протяжённых автомобильных мостов. На 2000 год в стране было всего 10 мостов-гигантов.

В России более 110 авиакомпаний, ежегодно они перевозят порядка 100 млн человек.

В 2001 году в России была запущена реформа железнодорожного транспорта. На тот момент в стране не было скоростных железнодорожных поездов.

В 1998 году в России построено 26 гражданских вертолётов.

Слова педагога: А теперь давайте проверим, что у вас получилось.

Ответы обучающихся. Их можно комментировать, опираясь на комментарии-подсказки для педагога.

Слова педагога: Очень хорошо! Мы узнали несколько впечатляющих фактов о том, как эволюционировала наша транспортная сфера. Давайте посмотрим видеоролик, в котором нам чуть подробнее расскажут об истории отрасли.

Видеоролик «Было-стало»

Описание ролика: краткий обзор истории транспортной отрасли + обзор отрасли сегодня.

 

 

 

Интерактив «Профессии в транспортной сфере»

Слово педагога: Как видите, транспортная сфера включает в себя множество направлений, каждое из которых важно для развития государства. Это и автомобильный и городской транспорт, поезда и авиация, перевозки по воде. Все процессы должны быть отлажены, чтобы мы с вами каждый день ездили комфортно и безопасно. Кроме того, сегодня в транспортную сферу активно внедряют новшество — искусственный интеллект. Об этом мы поговорим чуть позже, а пока давайте обратимся к карте отрасли — познакомимся с профессиями, которые востребованы в этой сфере.

Раздайте обучающимся раздаточные материалы — «Список профессий» и шаблон для заполнения. На шаблоне прописаны направления (части транспортного комплекса страны) с определениями профессий. Сами профессии (названия) не указаны. Задача ребят — подобрать к определениям правильные названия профессий. В задании есть усложнение: некоторые определения попали не в свои категории. Их нужно найти и перенести в правильную категорию.

Слово педагога: Перед вами своеобразная карта отрасли. Вы видите направления, например, авиация, и описания различных профессий в этом направлении, но само название профессии пропущено. Пользуясь списком профессий, попробуйте подобрать к каждому описанию название профессии из списка. Обратите внимание, что в задании есть усложнение: определение могло попасть не в свою категорию. В этом случае перенесите профессию на правильное место. Через несколько минут мы с вами обсудим, что получилось. Приступайте!

СПИСОК ПРОФЕССИЙ:

Водитель автобуса Железнодорожник Авиационный инженер Боцман

Путевой обходчик

Инженер-кораблестроитель Автомеханик Бортпроводник Направления:

Железнодорожный транспорт Авиация

Морской и речной транспорт

Автомобильный и наземный городской транспорт

Железнодорожный транспорт

Это специалист, который работает в сфере железнодорожного транспорта и занимается различными аспектами функционирования, обслуживания и развития железных дорог. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

Специалист, который ежедневно контролирует состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информирует специалистов по ремонту. ПУТЕВОЙ ОБХОДЧИК Авиация

Это специалист, который работает с авиационной техникой — самолётами, вертолётами и др. Он занимается проектированием, испытаниями и совершенствованием летательных аппаратов. АВИАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР

Специалист, который выполняет обязанности помощника капитана судна. Он занимается организационной работой, отвечает за порядок на корабле. БОЦМАН (Усложнение: неверное расположение профессии, обучающиеся должны перенести его в категорию «Морской и речной транспорт»)

Морской и речной транспорт

Это специалист, который следит за комфортом и безопасностью пассажиров воздушного транспорта. Его задача — информировать пассажиров о маршруте движения, остановках, правилах безопасности, поведения в случае экстренных ситуаций. БОРТПРОВОДНИК ( Усложнение: неверное расположение профессии, обучающиеся должны перенести его в категорию «Авиация»)

Это специалист, который занимается проектированием, конструированием и ремонтом морских и речных судов. ИНЖЕНЕР-КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ

Автомобильный и наземный городской транспорт

Это специалист, который отвечает за ремонт автомобилей. Его задача — вовремя заметить и определить причины неполадок, заменить или отремонтировать повреждённые детали.

АВТОМЕХАНИК

Это специалист, который управляет пассажирским автобусом. Ему очень важно быть предельно внимательным, терпеливым и коммуникабельным, чтобы ежедневно перевозить большое количество людей. ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА

Слово педагога: Ребята, время вышло! Давайте посмотрим, что у вас получились. Педагог может поочерёдно выбирать представителей разных групп и попросить их выступить от лица группы, затем педагог прокомментирует верные ответы.

Слово педагога: Очень хорошо! Транспортная сфера предоставляет возможность реализоваться в совершенно разных профессиях. Специалисты-транспортники — это и машинисты поезда, и инженеры-строители, и разработчики. Вариантов множество, и каждый по-своему интересен. А ещё появляются так называемые профессии будущего, связанные с безопасностью и внедрением цифровых технологий. Давайте посмотрим ролик и узнаем, что нам расскажет специалист, который знает транспортную отрасль не понаслышке.

Видеоролик «Интервью с экспертом»

Интервью с представителем отрасли, ответы на популярные вопросы обучающихся. Теперь вы чуть больше знаете о профессиях отрасли, и самое время познакомиться с её представителем. Сейчас мы с вами посмотрим небольшое интервью. Но сначала я хочу вам напомнить, что у каждого есть возможность задать свои вопросы экспертам из разных направлений. Для этого есть специальная форма в Профиграде:

А теперь внимание на экран.

Информация

Перспективы отрасли. Будет

Видеоролик «Россия — моё будущее»

Видеоролик о развитии отрасли и её перспективах, включение с выставки «Россия». Описание ролика: рассказ об инновационных решениях, использовании новых технологий и других впечатляющих и перспективных разработках российской транспортной отрасли.

 

 

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Ну что, попробуем с вами поиграть в ещё одну увлекательную игру! Она называется «Будущее – реальность». Смысл в том, чтобы угадать, реально ли то, что сообщает

нам утверждение, или ещё нет. Угадать не всегда будет просто, но тем интереснее! Проверим вашу интуицию.

Уже сегодня по улицам Санкт-Петербурга ездит «умный» трамвай без водителя — им полностью управляет искусственный интеллект (ИИ).

РЕАЛЬНОСТЬ. Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта. Уже около года в Петербурге в тестовом режиме ездят беспилотные трамваи. В дальнейшем их планируют ввести в широкое пользование.

По городам России сегодня вовсю ездят водоробусы — экологичные автобусы на водородном топливе.

БУДУЩЕЕ. Водоробусы уже разрабатываются, но инженерам предстоит решить ещё множество задач, включая, например, водородные заправки.

Для обучения железнодорожников используют ИИ-ассистента Валеру.

РЕАЛЬНОСТЬ. Валера 2.0 — так действительно назвали виртуального ассистента, который помогает железнодорожникам осваивать работу с устройствами связи и технику безопасности. Внешний вид помощника сгенерировала нейросеть на основе фотографий реальных железнодорожников.

На Дальнем Востоке ходят суда без капитанов! Они управляются искусственным интеллектом (ИИ).

БУДУЩЕЕ. Пока нет, но в недалёком будущем (в 2025 г.) «Росморпорт» планирует запустить судно с системами автономного движения на Дальнем Востоке. Причём судно будет экологическим, т.е. будет предотвращать и устранять загрязнение акватории. Экологические суда могут собирать нефтепродукты и утилизировать мусор.

Для удобства граждан Минтранс ввёл единый биометрический проездной. Уже сейчас им можно оплачивать проезд в общественном транспорте.

БУДУЩЕЕ. В планах ввести такой проездной примерно в 2030 году. Такая инициатива является частью проекта «Зелёный цифровой коридор пассажира». По задумке, проездной будет «храниться» в личном кабинете на Госуслугах и значительно облегчит проезд.

В этом году в Нижнем Новгороде открылись три новые станции метро: «Площадь Свободы», «Сенная» и «Сормовская».

БУДУЩЕЕ. Метро развивается не только в столице. В этом году Нижний Новгород получил статус Молодежной столицы России, он привлекает всё больше людей. Сейчас новые станции нижегородского метро находятся в процессе строительства и откроются ориентировочно к 2026 году.

Слово педагога: Ребята, вы молодцы! Действительно, цифровизация, то есть внедрение искусственного интеллекта, это один из главных современных трендов. Будущее уже

наступило! Какие из фактов вас особенно заинтересовали?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Согласен(-на), это очень впечатляет. Удивительно, как быстро частью нашей обычной жизни становятся такие невероятные вещи. Сколько труда вложено в развитие сферы, и сколько ещё предстоит сделать.

Заключение

Большая карта отраслей

«Большая карта отраслей». В конце занятия обучающиеся будут получать фрагмент карты отрасли. В ней они смогут записывать свои впечатления от занятий, новые знания об отрасли и профессиях. Соединяя фрагменты друг с другом с помощью скотча, клея или канцелярского степлера, можно постепенно собрать «Большую карту отраслей». Вы можете собирать её в профориентационном уголке или хранить в сложенном виде.

Слово педагога: Сегодня мы узнали о том, как много существует направлений деятельности и специальностей в транспортной сфере. Ребята, сейчас вы получите новый фрагмент

«Большой карты отраслей», которую мы начали собирать в прошлом году. Поделитесь своими впечатлениями и открытиями за этот урок!

После того, как вы заполните этот фрагмент, мы присоединим его к нашей карте и спустя время увидим, какой большой путь вы уже прошли.

Заключительное слово педагога

Слово педагога: Дорогие ребята, благодарю вас за занятие! Вы большие молодцы, спасибо за ваш интерес и вовлечённость. Сегодня мы успели заглянуть в прошлое транспортной сферы, узнать про настоящие достижения и даже заглянуть в будущее. То, что ещё недавно люди могли лишь вообразить или прочитать об этом в произведениях писателей-фантастов, постепенно становится нашей реальностью. Будущее транспорта за цифровыми технологиями, высоким уровнем безопасности и вниманием к экологии. Каждый день над этим трудятся высококлассные специалисты. Без преувеличений можно сказать, что транспортная сфера активно и прогрессивно развивается. Строительство новой транспортной инфраструктуры даёт стимул развитию экономики. Всё взаимосвязано!

А следующее наше занятие будет посвящено творческим профессиям!