Мои горизонты 11 сентября 8 класс «Открой своё будущее»

Мои горизонты 11 сентября 6 класс «Открой своё будущее»Поделиться:

Видеоролик «Знакомство с героями» Смотреть

Тематическое профориентационное занятие «Открой своё будущее»

Введение

Подготовка к занятию

Уважаемые педагоги!

Для проведения занятия рекомендуется заранее скачать материалы, распечатать и при необходимости нарезать раздаточные материалы, разделить класс на группы, а также попросить обучающихся подготовить тетради, карандаши и ручки (подробности заданий — в соответствующей части сценария).

Желаем успехов!

Вступительное слово

Слово педагога: Здравствуйте, ребята!

Сегодня поговорим о том, кем бы вы хотели стать в будущем. Эта тема, конечно, займёт у вас намного больше времени, чем одно занятие. Но главное — начать, сделать первые шаги.

Сегодня мы посмотрим видео, пообщаемся, выполним разные задания. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил занятия:

Активность. Мы активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим, слушаем,

обсуждаем и предлагаем.

Уважение. Даём возможность каждому сказать то, что он хочет. И лишь после этого мы задаём свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Доверие. Говорим то, что чувствуем, не боимся делиться своими размышлениями и результатами.

Направления

Слово педагога: Мир профессий меняется вместе с нашим миром. Какие-то специальности исчезают за ненадобностью, какие-то — трансформируются, а ещё появляются совсем новые.

Чтобы найти любимое дело, нужно сначала заглянуть в себя, понять свои интересы, способности и возможности. Сегодня вы узнаете об этом больше. Начнём наш разговор с направлений, которые объединяют различные профессии.

По приблизительным подсчётам на Земле существует около 50 тысяч профессий. Согласитесь, это много. Однако большинство из них можно объединить в профессиональные направления или профили обучения. Что такое профиль обучения? Если смотреть широко, то это ваш индивидуальный маршрут обучения: каким-то предметам вы уделяете больше времени и сил по разным причинам, а каким-то меньше. А если узко — это конкретный профиль обучения в вашей школе со своим перечнем предметов. В зависимости от того, какими качествами обладает человек, какие предметы ему лучше даются и чем ему интереснее всего заниматься, можно выделить восемь основных направлений: гуманитарное, экономическое, информационно-технологическое, физико-математическое, естественно-научное, художественно-эстетическое, техническое, оборонно-спортивное.

Сегодня на занятии мы рассмотрим четыре направления:

Естественно-научное;

Техническое;

Социально-гуманитарное; Экономическое.

Для удобства вы можете записать их в своих Маршрутных картах. А что же означают эти направления? Сегодня мы с вами это обязательно разберём.

Важно отметить и то, что многие профессии находятся на стыке двух, а бывает, что и большего количества направлений. Как определить своё? Есть множество разных полезных инструментов, которые могут помочь в этом деле, так что прямо сейчас предлагаю вам заполнить небольшую анкету-подсказку.

Выбор направления будущей профессии

Слово педагога: Для начала давайте обратимся к анкете-подсказке, которая находится у каждого на столе / которую вы можете видеть на экране. В анкете-подсказке есть четыре вопроса и четыре варианта ответа (А, Б, В, Г). Вам нужно в каждом вопросе выбрать только одну наиболее подходящую для себя группу ответов. Например, 1-й вопрос:

Какая группа школьных предметов кажется тебе наиболее привлекательной? Вариант А: биология, химия, география

Вариант Б: математика, физика, информатика

Вариант В: литература, история, русский и иностранные языки Вариант Г: математика, обществознание, английский язык

Выберите только одну группу предметов, наиболее для вас подходящую, отметив А, Б, В или Г. Также ответьте на следующие вопросы.

Основная часть

Шаги к профессии

Слово педагога: У каждого человека свой путь к тому, чтобы найти своё дело: кому-то помогает случай, кто-то следует примеру родителей, а кто-то долго ищет и наконец находит то, что по душе. И чем раньше вы начнёте задумываться о своём будущем, тем больше у вас будет возможностей для успеха.

Сегодня мы постараемся разобраться, как действовать при выборе профессии — как определить направление, в котором вы хотите работать. Мы будем делать это вместе с четырьмя вашими ровесниками, которые, как и вы, стоят перед важным выбором в жизни. Внимание на экран.

Видеоролик «Знакомство с героями»

Подсказка для педагога:

Обратите внимание! В конце ролика появится таблица, показывающая различные характеристики героев. Вы можете её комментировать или зачитывать вслух вместе с обучающимися.

Навыки

Слово педагога: Смотрите, какие разные интересы у ребят. Узнали в них себя? Наверняка и у вас тоже есть самые разнообразные увлечения, интересы, возможности. Ещё одна важная тема, которой мы будем уделять время на наших занятиях, — компетенции. Ведь их не менее важно учитывать, выбирая будущую профессию. Но сначала давайте попробуем ответить, что

же означает слово «компетенции»?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: На самом деле понятие «компетенции» — очень ёмкое. Если объединить все знания одного человека, добавить к ним его умения, навыки и личные качества — это и будут его компетенции. То, что всегда будет отличать его от других людей. Даже если два человека работают на абсолютно одинаковых должностях, у них всё равно будут разные личные качества, и их навыки, приобретённые в течение жизни, тоже будут разными. И именно они и могут стать силой, которая позволит человеку двигаться вперёд, реализовываться и быть успешным.

Всем нашим способностям и возможностям в международной терминологии дали названия

«хард скилс» и «софт скилс».

Hard в переводе с английского означает «твёрдый, крепкий, жёсткий». Soft с английского — это «мягкий» или «гибкий».

А skills — навыки, умения. То есть наши навыки можно разделить на жёсткие и мягкие. Жёсткие навыки — это те знания и умения, которые можно проверить, например, с помощью какого-либо задания, зачёта или контрольной работы. Это могут быть предметные знания — математика, иностранные языки, физика, география, программирование. А вот мягкие навыки

  • это ваши личные качества и способности. Например, сдержанность или хорошая память, любознательность, ответственность, лидерство и др.

Нужно посмотреть на всю вашу деятельность и постараться сфокусироваться на освоении одного или двух направлений. И не забывайте про кружки и дополнительные занятия. В будущем всё это поможет вам с выбором дела жизни.

А теперь давайте посмотрим, как проходили тест по профориентации наши ребята из ролика

  • Иван, Диана, Алексей и Артур тоже ответили на вопросы своего тестирования. В ролике ребята не только прошли тест, но и приехали вместе с родителями на консультацию к профконсультанту — специалисту, который помогает выбрать профессию.

Видеоролик «Консультация»

Подсказка для педагога:

Обратите внимание! В конце ролика появится таблица, показывающая различные характеристики героев. Вы можете её комментировать или зачитывать вслух вместе с обучающимися.

Результаты анкетирования

Слово педагога: Ну что, ребята, мы познакомились с нашими героями. Все они очень разные

  • так же, как и вы. У всех нас свои любимые предметы, интересы, свои склонности и увлечения. Важно об этом задумываться, размышлять, анализировать, обсуждать. Давайте обратимся к нашей анкете-подсказке, которую мы заполняли в начале занятия. Чтобы понять, какое направление вам ближе, давайте посчитаем, сколько у вас вариантов ответов А, Б, В и Г.

Слово педагога: У кого из вас, ребята, в первом вопросе ответ А, поднимите руки. Для вас

более привлекательны такие предметы, как биология, химия, география.

А у кого вариант Б — математика, физика, информатика? Так, интересно. А кто из вас выбрал вариант В — литература, история, русский и иностранные языки? У кого вариант Г — математика, обществознание, английский язык?

Так, очень интересно! Ребята, посчитайте, сколько у вас вариантов ответов А, Б, В и Г.

Слово педагога: Давайте обсудим результаты.

Интерпретация для педагога:

Три или четыре одинаковых буквы (например: АААА, АААГ)

Вероятно, у вас ярко выраженный интерес к определённому направлению. Это здорово! Наверное, вы уже довольно определившиеся люди. Но присмотритесь и к другим направлениям, вдруг вы упускаете что-то? Многие профессии находятся на стыке направлений.

По одной букве в каждом столбце (или в одном столбце две, в остальных не более одной буквы, например: АББГ, АББВ)

Вероятно, вас пока ничего не привлекает определённо. Может быть, вам интересно попробовать всё! Чтобы освоить что-то хорошо, нужно на этом сосредоточиться. Например, пройдите дополнительные профтесты. А также ваш выбор всегда можно обсудить с психологами, родителями, преподавателями в школе и кружках дополнительного образования. Вы обязательно найдёте то направление, которое вам по душе, по силам и будет востребовано.

По две буквы в двух столбцах (например: АА, ВВ)

Похоже, вас привлекают разные направления. Вероятно, пока для вас предпочтительнее профессия на стыке направлений. Рассмотрите внимательно свои интересы и способности, можно ли их объединить в каком-нибудь одном деле? Дни открытых дверей, кружки по интересам и секции, любые профориентационные мероприятия и занятия — это то, что поможет определиться точнее.

Слово педагога: Ребята, кто готов поделиться результатами своей анкеты-подсказки?

Педагог опрашивает несколько обучающихся с разными результатами.

Слово педагога: Занесите свой результат в Маршрутную карту. Ребята, конечно, это предварительный результат. Эта анкета — только маленький шаг к выбору профессии, чтобы

вы понимали, на какие вопросы нужно ответить и какие профессии вам могут быть интересны. Каждый вариант ответа — правильный, и результаты, которые вы получили, — естественный ответ в вашем возрасте.

Конечно, на все эти вопросы и вы, и ребята из ролика отвечали не просто так, а чтобы приблизиться к любимому делу жизни, чтобы лучше узнать себя и сузить круг поисков. Ведь все наши знания, навыки и личные качества определяют, что нам может быть ближе.

Видеоролик «Подходящие профессии»

Подсказка для педагога: Обратите внимание! В конце ролика появится таблица, показывающая различные характеристики героев. Вы можете её комментировать или зачитывать вслух вместе с обучающимися.

Профпробы

Слово педагога: В каждом направлении существует огромное количество профессий, тем более есть много профессий на стыке профилей и можно сочетать разные направления.

Узнавать о них можно, общаясь с разными людьми, с родителями, читая в интернете. А ещё один эффективный способ — погружение в профессиональную среду. Такой опыт поможет понять, какой именно профиль вам ближе, какую именно профессию выбрать. У нас с вами будет возможность посетить профпробы, где вы познакомитесь с разными профессиями, а сейчас посмотрите, как наши герои Диана, Алексей, Артур и Иван попробовали на себе выбранные профессиональные направления.

Видеоролик «Погружение в профессию»

Заключение

Продолжи фразу

Слово педагога: Итак, друзья подводим итоги нашего занятия. Спасибо за вашу активность. Обратите внимание на доску (презентацию). Я буду называть начало фразы, а вы — её

завершение. Свой ответ вы можете писать в ваших Маршрутных картах.

Педагог может обращаться к конкретным ребятам по именам или по желанию обучающихся.

сегодня я узнал(а)… было интересно…

я понял(а), что… теперь я могу…

я почувствовал(а), что… я приобрёл(приобрела)… я научился(лась)…

я попробую… мне захотелось…

Заключительное слово

Слово педагога: Ребята, предлагаю вам в свободное время подумать, как вы можете приблизиться к интересующему вас направлению уже сейчас. Выберите одно или несколько направлений, которые больше всего заинтересовали вас на занятии. Возможно, выбранное направление совпало с вашим результатом в анкете-подсказке. Соберите информацию о том, где в нашем регионе (и не только) можно узнать об этом более подробно и даже попробовать свои силы.

Я говорю вам спасибо за сегодняшнее занятие. Главное — не бояться пробовать, интересоваться, развивать себя, быть открытыми новым знаниям. В свободное время не забудьте заглянуть на сайт проекта «Билет в будущее» (bvbinfo.ru), далее — раздел

«Школьники». У нас с вами впереди много разных мероприятий в рамках профориентации. А сегодня наше занятие завершено, всего вам доброго!