Мои горизонты 15 мая 9 класс Тема 33 «Россия безопасная»

Мои горизонты 15 мая 6 класс Тема 33 «Россия безопасная»Поделиться:

Практико-ориентированное занятие (безопасная среда)

Введение

Подготовка к занятию

Дорогой педагог! Хотим напомнить, что на практико-ориентированных занятиях нашего курса обучающиеся знакомятся со специалистами востребованных профессий и оценивают их работу по разным параметрам формулы выбора профессии, а затем выполняют реальные задания от экспертов. Это характерные задачи, с которыми специалисты сталкиваются в реальной жизни. Обратите внимание, что основная цель выполнения заданий — дать возможность попробовать свои силы в профессии, погрузиться в процесс и оценить, насколько это может быть интересно для обучающегося. Педагог в данном случае также может выступать в роли исследователя незнакомой для себя профессии.

Для проведения занятия рекомендуется заранее разделить класс на несколько групп, подготовить материалы/слайды, а также попросить обучающихся подготовить рабочие тетради, карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария). Желаем успехов вам и ребятам!

Приветствие педагога

Слово педагога: Добрый день, ребята! Мы продолжаем знакомиться с формулой выбора профессии и сегодня рассмотрим профессию таможенного инспектора. Как вы думаете, чем занимается этот специалист, в чём его главная задача?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Вы были близки! Таможенный инспектор контролирует все перемещения через государственную границу России. Сотрудник таможни — это государственный служащий. Он проверяет документы, досматривает людей и грузы, пересекающие границу, оформляет необходимые документы и собирает пошлины — вид особого налога. Может быть, вам доводилось наблюдать за работой этих специалистов? Какой она вам показалась?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Спасибо! Скоро мы познакомимся с нашей героиней — она поделится особенностями своей работы и расскажет много интересного. А ещё предложит вам решить настоящую профессиональную задачу! Всё это поможет рассмотреть её работу с разных сторон и «примерить» на себя. Ну а чтобы вам было интереснее — мы заранее разделились на команды!

Работа с рабочими тетрадями

Слово педагога: Ребята, для начала давайте вспомним компоненты формулы выбора профессии. Назовите, пожалуйста, что в неё входит?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Спасибо! Да, это предмет профессиональной деятельности (ППД), направления дополнительного образования (НДО), школьные предметы. В старших классах к этим элементам добавятся цели и ценности, условия труда, личные качества и компетенции — это то, что помогает специалистам успешно решать задачи на их рабочих местах, помимо профессиональных знаний. Но сегодня мы остановимся на тех, которые вам уже известны.

Специалист будет выходить с нами на связь несколько раз — в каждом его включении будет информация о том, что помогает ему быть профессионалом. Во время занятия мы будем собирать компоненты этой формулы, а в конце — запишем её в тетради. В видео, которые вам предстоит посмотреть, уже есть все подсказки.

Наш специалист готов вас поприветствовать! Внимание на экран!

Основная часть

Видеоролик № 1: приветственное слово специалиста + фрагмент формулы

Текст видеоролика:

Добрый день, ребята. Меня зовут Анна Грунина. Я таможенный инспектор. Моя задача — контролировать соблюдение законодательства при перемещении товаров через границу. Должностные лица таможенных органов обеспечивают спокойную, порядочную, безопасную и, наверное, в какой-то мере надёжную жизнь посредством того, что всё, что будет покупаться, на самом деле будет соответствовать той планке, которая ожидается людьми.

То есть если вы приходите за телефоном конкретной модели, это действительно будет хорошо работающий, без каких-либо проблем и техошибок телефон, который будет соответствовать вашим ожиданиям как потребителей. Вопреки серьёзности профессии

в профессию попала совершенно несерьёзным способом. Это не было мечтой детства, это не было советом родителей — каким-то настоятельным, может быть, путём. Это не были какие-то знакомые, чтобы конкретно туда толкали.

Первый раз в академию попала по совету близких знакомых семьи. Было предложено съездить в Люберцы на день открытых дверей. Просто посмотреть эту атмосферу, познакомиться с тем, что это такое, что это за вуз, какие там люди, чему там учат. И вот так в 10-м классе, в конце 10-го класса, можно сказать, я попала сюда впервые просто как даже не абитуриент, а, наверное, пытающийся найти свой путь такой маленький котёночек.

Если говорить про обучение в Российской таможенной академии, то это достаточно затягивающий, интересный процесс, поскольку каждый курс наполнен какими-то своими событиями, какими-то отдельными предметами, которые ты вспоминаешь потом до выпуска. Самое, наверное, существенное, самое важное, которое ждут почти что все студенты, — это встреча с должностными лицами таможенных органов, а также последующие практики

в таможенных органах. Здравствуйте, ребята. Когда-то я была на вашем месте, также проходила симуляторы по обнаружению товаров, которые могут являться фактами правонарушения. Когда-то я также изучала технические средства таможенного контроля, которые представлены сейчас здесь. Но теперь, будучи должностным лицом таможенного органа, сотрудником, я могу поговорить с вами как со своими будущими коллегами относительно применения технических средств таможенного контроля непосредственно в нашей практике, непосредственно в нашей работе. Сейчас упал взгляд на такое техническое средство, как сигнализатор МКС-А03. Это радиометр-спектрометр.

Он позволяет установить источники ионизирующего излучения, которые могут быть опасны, которые могут принести какой-то вред. И на этом фоне вспомнилась интересная история.

Гражданин Российской Федерации возвращался после лечения в Россию. На него сработала стационарная система радиационного контроля «Янтарь», которая расположена в зелёно- красном коридоре таможенного поста. Данная система показала, что, возможно, у этого человека есть что-то, что является источником, что могло бы быть опасно. Опасно не только для него, но и для окружающих его людей, для населения. Соответственно, инспектором пассажирского поста было принято решение о необходимости дополнительного контроля

с применением данного технического средства. И МКС после проверки показал, что источником излучения является йод-131. Данное вещество используется в лекарственных средствах, которые используются при лечении щитовидки, при лечении щитовидной железы, при онкологических лечениях, собственно.

Однако это дополнительное подтверждение того, что применение технических средств является крайне важным, крайне актуальным, но и достаточно интересным, потому что всякое может произойти в этой жизни. Преподаватели стараются подбирать не только отработку теории, не только получение каких-то знаний, не только какую-то, может быть, лабораторную часть, но и практические знания, особенно по достаточно узкопрофильным дисциплинам.

В рамках практических учебных занятий мы учимся использовать технические средства таможенного контроля. Например, сейчас проводится таможенный осмотр пассажирского микроавтобуса. Для этого используются следующие технические средства. Прежде всего, это досмотровые зеркала для проверки сокрытых от контроля товаров в колёсах или шасси микроавтобуса. Также используется поисковый сигнализатор для обнаружения источников радиационного излучения. Также используется ионно-дрейфовый детектор «Кербер», который позволяет проконтролировать перемещение запрещённых веществ.

Для досмотра пассажиров данного микроавтобуса используются металлодетекторы. Если идти в специальность «таможенное дело» и в последующую работу в таможенных органах, то первоначально мы делаем упор на предметы, которые необходимы для ЕГЭ. Это обществознание, русский и английский. Но просто по опыту прошедших лет не последнюю роль будет играть знание в экономике и также в праве, потому что то, как построено законодательство в таможенном деле, — оно отличается от того, как строится деятельность большинства органов России.

Сегодня я расскажу вам, как проходит день таможенного инспектора, стража безопасности и честной торговли.

Обсуждение в классе

Слово педагога: Ребята, поделитесь, какую информацию для формулы вы услышали?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: ППД — информация. Школьные предметы — обществознание, русский язык, английский язык.

Слово педагога: Специалист ещё расскажет о своих рабочих задачах подробнее, а пока давайте порассуждаем — как вы думаете, чем именно Анна занимается на работе каждый день?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: она осматривает товары, проверяет их, сопоставляет с имеющимися документами, фиксирует нарушения, если они есть, производит изъятие товара.

Слово педагога: Спасибо! Как вы считаете, что нужно знать и уметь таможенному инспектору? Какие особые навыки помогают этому специалисту в работе?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: таможенному инспектору нужно знать законы/таможенное право. Он должен понимать, как устроена логистика (как организовано передвижение товаров от продавцов к потребителям) и транспорт. Также ему может пригодиться умение хорошо разбираться в технике (например, если он использует в работе сканер и другие средства досмотра).

Слово педагога: Молодцы! Скоро мы узнаем, были ли вы правы. А как вы поняли, что такое техсредства и для чего они нужны в таможенной сфере?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: технические средства таможенного контроля используют в работе самые разные таможенные органы. Это, например осмотровый рентген, сканеры, различного рода детекторы, радиометр-спектрометр. Они нужны, чтобы досмотр был более тщательным, а также чтобы не допустить к перемещению какие-либо опасные вещества и предметы.

Слово педагога: Как вы считаете, почему профессия Анны так важна?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: благодаря труду таможенных инспекторов в страну не попадают опасные вещи, а ценности — наоборот, остаются внутри страны.

Слово педагога: Отлично! А теперь познакомимся с профессией таможенного инспектора ещё ближе. Будьте внимательны — после рассказа Анны я задам несколько вопросов. А затем вас ждёт небольшое задание от специалиста!

Видеоролик № 2: основная часть формулы + задание от специалиста

Текст видеоролика:

В основном таможенный наш пост работает на сменном графике 2/2. У нас эти смены дневные, то есть с девяти часов утра до девяти часов вечера. Мои функциональные обязанности — это административные правонарушения. Это связано с нахождением в административном здании, работой с документальным массивом. Мы также можем направляться либо на склад временного хранения «Москва Карго», либо на склад

временного хранения «Шереметьево Карго», который находится в пределах аэропорта, где, собственно, расположена сама таможня.

Мы находимся на складе временного хранения «Москва Карго». В зоне таможенного контроля проводится таможенный осмотр, таможенный досмотр, а также предварительный осмотр поступивших товаров владельцами груза. Основная функция специализированного таможенного поста — это проведение таможенных досмотров, таможенных осмотров,

ну и соответствующих операций, связанных с данными процессами. Это очень сложный

момент, потому что он, во-первых, зависит от товара, который идёт, а, во-вторых, от общего пакета документов, которые представил владелец груза, и от того, что он в последующем дал в своих пояснениях.

Хорошим примером допустимости или недопустимости могут быть какие-нибудь свежие фрукты или овощи. Если, допустим, в документах заявлено, что стоимость этого товара определяется от веса, а не от количества, допустим, ящиков или коробочек.

Если мы определяем, что количество коробочек не совсем соответствует тому, что писалось в декларации, но при этом мы понимаем, что стоимость общая от этого товара определялась не по коробкам, а именно по общему весу, а вес совпал, то в таком случае административного правонарушения не будет.

Личные качества, которыми должен обладать таможенный инспектор, — это уверенность, это самостоятельность, это дисциплинированность и, наверное, особое чувство ответственности, потому что всё-таки работа требует того, чтобы ты понимал, что твоё решение может повлечь очень длинную цепочку совершенно различных действий

и привести к очень неожиданным результатам.

Работа требует невероятной гибкости, невероятной адаптивности и, конечно же, стремления к самосовершенствованию, потому что если ты сам хочешь в этом развиваться, то, соответственно, у тебя будет складываться так, что ты будешь в этом развиваться.

Ребята, у меня для вас есть небольшое задание. Представим, что вы таможенный инспектор, которому необходимо провести досмотр товаров, прибывших на разных самолётах.

А именно, партия новых телефонов разных моделей, 2000 килограмм свежей клубники, 3 посылки с маркетплейсов, свежесрезанные цветы в коробках, а также станок для прокатки стали в разобранном виде. Таможенный досмотр — это форма таможенного

контроля, сущность которого заключается в проверке товаров посредством вскрытия всех мест, в которых товар находится, а также всех упаковок, в которых товар расположен.

Проще говоря, вам необходимо проверить поступивший товар, но сделать это следует по особой процедуре.

Вам также стоит учитывать вид товара и время поступления документов по ним

в таможенный орган. Информацию по пяти товарам вы видите на экране. А ещё вам

в помощь памятка по таможенному досмотру. Внимательно изучите её. Ваша задача — определить порядок проведения таможенного досмотра с учётом всех особенностей. Подумайте, в какой последовательности и как именно вы будете проверять представленные товары.

Скоро я вернусь к вам с правильным ответом, а пока пожелаю удачи!

Обсуждение в классе

Слово педагога: Ребята, перед тем как вы приступите к выполнению задания, давайте обсудим новую информацию, которую вы услышали. Что интересного вы узнали о профессии таможенного инспектора? Какой вам показалась работа Анны?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: А как вы считаете, кому подойдут условия, в которых трудится Анна?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: они подойдут тому, кто готов следовать чётким правилам, а также строгому распорядку дня.

Слово педагога: Какие личные качества нужны таможенному инспектору?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: уверенность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, гибкость, адаптивность, стремление к самосовершенствованию.

Групповое задание/практическое задание от эксперта

слайды «Задание от специалиста», засекает время, обучающиеся выполняют задание в
Педагог демонстрирует

Правила выполнения задания: педагог заранее поделил класс на три команды (или более). В каждой группе назначается ответственный за сверку ответов.

группах. Раздаёт памятки.

Каждая группа выполняет задание — определяет порядок проведения таможенного досмотра.

На задание педагог отводит 15 минут и предупреждает обучающихся за 5 минут до окончания отведённого времени. После выполнения задания ответственные сверяют свои ответы с ответами от специалиста. Затем в классе обсуждаются итоги.

Слово педагога: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит день таможенного инспектора, познакомились с рабочими задачами этого специалиста. В течение следующих 15 минут вам предстоит самим поработать на таможне! Ваша задача — обсудить в группах задание специалиста. И представить ваше решение. Подумайте, как вы будете проверять товары?

Почему именно так? Попробуйте составить чёткую последовательность ваших действий с каждым товаром.

Педагог выводит слайды на экран, засекает время, обучающиеся выполняют задание в

Выберите, пожалуйста, ответственного за сверку ответов в вашей команде. Я засеку время и предупрежу вас за 5 минут до окончания задания, чтобы вы успели его завершить. Затем ответственные сверят ваши решения с ответом специалиста, и мы обсудим итоги задания!

Слово педагога: Спасибо! А сейчас специалист поделится верным решением!

Видеоролик № 3: комментарии + напутствие от эксперта

Текст видеоролика:

Ребята, надеюсь, вам было интересно моё задание. Сейчас я представлю правильный ответ.

Но даже если вы думали иначе, не расстраивайтесь. Главное, что вы попробовали себя в роли таможенного инспектора.

Итак, первым товаром, подлежащим таможенному контролю, является свежая клубника, так как это скоропортящийся товар. Порядок её проверки. Сначала взвешивается вся партия, затем пересчитывается количество коробок, после чего взвешивается чистая клубника без упаковки из одной коробки и полученное значение умножается на количество коробок.

Следующим товаром будут мобильные телефоны. Порядок проверки. Взвешивается вся партия. Телефоны раскладываются, исходя из модели, и пересчитывается количество каждой модели. С разрешения присутствующего при досмотре представителя владельца этой партии вскрывается по одной коробке каждой модели для проверки соответствия сведений в документах.

Теперь в работу поступают свежесрезанные цветы. Порядок проверки. Взвешиваются все коробки. Открывается каждая коробка, проверяется соответственно наименованию цветов в документах и тому, что прибыло на склад. Пересчитывается количество стеблей в каждой коробке.

На следующий рабочий день первым проводится таможенный досмотр трёх посылок. Порядок проверки. Каждая посылка взвешивается отдельно. Вскрывается каждая посылка и проверяется находящийся внутри товар.

После посылок проводится таможенный досмотр станка. Порядок проверки. Взвешивание всех коробок, в которых находится товар. Вскрытие всех коробок, взвешивание каждой составляющей станка отдельно, пересчёт и соотнесение всех компонентов станка друг

к другу с использованием инструкции или технического описания.

Ребята, если вам стала интересна моя профессия, обязательно почитайте, что об этом есть в социальных сетях и интернете, на сайте Федеральной таможенной службы или на сайте Российской таможенной академии. Определитесь с набором предметов, который вам будет интересен, займитесь их изучением, возможно, запишетесь в какие-то кружки, например кружок по экономике, философии, праву или обществознанию.

Ребята, наберитесь силы терпения в своем нелёгком учебном пути. Обязательно найдите то дело, которым вы действительно будете гореть, которое будет вам интересно

и в котором вы будете постоянно хотеть самосовершенствоваться. И помните, любые границы — это не преграда, а мост для новых возможностей.

Обсуждение итогов задания

Слово педагога: Друзья, поделитесь, пожалуйста, как вам задание от специалиста? Ваш ход мыслей был похож на то, как действовала бы Анна?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Что в задании вам понравилось, а что не очень? А какой товар из задания вызвал больше всего затруднений, когда вы определяли порядок его досмотра?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Скажите, пожалуйста, чем бы вы посоветовали заняться тому, кто всерьёз заинтересовался профессией таможенного инспектора? В какие кружки можно записаться? Что ещё важно сделать, чтобы побольше узнать об этой профессии?

Ответы обучающихся.

Возможные ответы: можно записаться в кружки, связанные с обществознанием, правом, экономикой, философией. Также можно изучить соцсети и ресурсы Федеральной таможенной службы и Российской таможенной академии, посмотреть видеоролики, посетить дни открытых дверей в таможенной академии.

Заключительная часть

Обсуждение итоговой формулы выбора профессии

Слово педагога: Ребята, мы с вами рассмотрели профессию таможенного инспектора со всех сторон! Как вы думаете, подошла бы вам работа Анны или нет? Почему вы так считаете?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Отлично! Мы обсудили все элементы формулы выбора профессии таможенного инспектора. Давайте подведём итог нашему занятию — запишите, пожалуйста, формулу этого специалиста в тетради. Затем представители команд зачитают, что у них получилось.

Обучающиеся заполняют формулы по шаблону. При желании, обучающиеся могут в дополнительную строку вписать свои наблюдения, касающиеся других элементов формулы (компетенций, условий труда, целей и ценностей), на которых не было акцента на занятии.

Ответы обучающихся (для педагога):

ППД: информация

НДО: социально-гуманитарное

Школьные предметы: обществознание, русский язык, иностранный язык Дополнительная строка:

Цели и ценности: комфорт и безопасность Условия труда: готов следовать чётким правилам

Личные качества: уверенность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, гибкость, адаптивность, стремление к самосовершенствованию. Компетенции:

Находить новые, нестандартные решения проблем;

Рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть все возможные условия; Быстро реагировать в неожиданно меняющихся условиях;

Работать над собой, получать новые знания, совершенствовать навыки; Легко приспособиться к изменениям;

Работать в команде ради достижения общих целей;

Организовывать свои действия так, чтобы достигать требуемых результатов в установленные сроки;

Аккуратно выполнять свою работу; Сосредоточиться на деле и не отвлекаться; Выявлять причинно-следственные связи;

Находить нужную информацию, разбираться в предоставленных документах и материалах.

Итоговое слово педагога

Слово педагога: Ребята, надеюсь, вам было интересно побывать на таможне, узнать так много нового о профессии таможенного инспектора и подумать над заданием специалиста! Теперь вы наверняка лучше представляете, подходит ли вам эта профессия или похожие на неё, близкие специальности. Попробуйте «примерить» на себя то, о чём рассказала Анна.

Нравится ли вам работа, связанная с правовой сферой, законами? Готовы ли вы работать с документами? Хотели бы обеспечивать экономическую стабильность и безопасность нашей страны? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше понять себя и свои интересы.

Ну а мы с вами продолжим знакомиться с новыми профессиями! Спасибо вам за это занятие, до новых встреч!